Руслана ЛЯШЕВА. Лирический эпос Владимира Неунывахина
Вдогонку за классиками
Книга Владимира Максимовича Неунывахина «Житейские истории. Зарисовки с натуры» (Кемерово, 2018) удачно соединила традиции классической русской литераторы с модными веяньями в жанрах и стиле современной прозы. Такой хотя бы факт, как публикация новинки в год 200-летнего юбилея Ивана Сергеевича Тургенева; «Записки охотника» (1852) которого принесли автору широкую известность. Книга Неунывахина четвертой главой «Природа, охота, рыбалка, братья наши меньшие» прямо перекликается с этой темой.
На сравнение в популярности с крупнейшей фигурой Золотого века литературы наш современник, работая, не претендовал, но по охотничьему азарту, любви к природе и знанию повадок «братьев наших меньших» не уступил предшественнику. Иное дело, охотничьи маршруты соединяют Тургенева с бытом крепостных крестьян и погружают в сложнейшие социальные проблемы. Типы народных характеров, открытые «охотником» в «Записках», обусловили восприятие книги Тургенева в качестве народной; до отмены крепостного права оставалось 9 лет.
Охотничьи заботы Неунывахина попроще. Ведь крестьян в постперестроечной России почти не осталось, персонажами зарисовок становятся соседи или товарищи по увлечению охотой. Тем не менее, «Житейские истории» тоже народная книга, благодаря модному жанру нон-фикшн, что означает: невыдуманная проза. Неунывахин, естественно, за модой не гнался. Просто с юности всю жизнь записывал услышанный афоризм или чью-то историю, а то и просто размышления собеседников; записей в блокнотах и тетрадях набрался целый чемодан при возвращении в родной Кузбасс после выхода на пенсию.
Читаешь «Житейские истории» и словно ныряешь в стихию разговорной народной речи. Как бы сам народ о себе говорит, автор лишь снял шероховатости и повторы. Лирический эпос, запечатлённый писателем!
Увидела в журнале «Огни Кузбасса» (№4, 2018) фотографию Владимира Максимовича, поздравление с 80-летием и порадовалась, что юбилей прозаик встретил актуальной книгой о народе, о русскости; тему в публицистике талантливо пропагандирует московский прозаик Юрий Поляков («Москва», № 10, 2018 и «ЛГ» за этот год, а также в книге «Желание быть русским»)... И тут же почти, развернув свежий номер «Литературной газеты» (№ 44, 6 ноября 2018 г.) под заголовком «Сокровенный охотник» Александр Бесюков поздравляет с 60-летием М.А. Тарковского словами, созвучными Юрию Полякову и Владимиру Неунывахину: «...Вчитываешься и понимаешь – написано это не только о тайге да охоте и даже не только о громадной суровой Сибири. Он знает, чует нутром что-то такое о русской душе от самой потаенной ее глубины до самой запредельной высоты и являет нам это свое знание».
В хорошую компанию, скажем так, руссистов попал Владимир Неунывахин с народной книгой «Житейские истории». Без Лидии Сычёвой, ее книги «Мы всё ещё русские» (М.: Вече, 2018) тоже никак не обойтись. В предисловии издателя говорится о новинке Сычевой: «...Это и очерки государственности новейшего времени, и исследование российских «недомоганий», и – очерчивание перспективных для России направлений». В книжной серии «Новая империя», в которой вышла книга, издатель обещает, что будут «рассмотрены все «этажи» российской государственности», авторы, дескать, «профессионалы своего дела, искренние патриоты России, болеющие за народ и его будущее». Лидия Сычева – писатель, публицист, а по образованию – историк, как говорится: ей и карты в руки.
Легенда о чемодане
Неизвестно, где хранил Владимир Иванович Даль записи, составившие 4 тома «Толкового словаря живого великорусского языка» (М.: Терра, 1994) и сборник в 2-х томах «Пословицы русского народа» (М.: Художественная литература, 1984). Вот одна из пословиц: «Шуба тепла и мохната – жить вам тепло и богато» (сажая на свадьбе молодых за стол на шубу) – т. 2, стр. 221. А ведь были и другие издания у В.И. Даля – для детей и т.д. Возможно, рукописные записи хранились в солидном сейфе или в старинном сундуке. Впрочем, не исключено – в дорожной корзине, удобной для частых разъездов писателя. Увы, этого мы уже никогда не узнаем.
Такой оплошности постаралась избежать публицист Елена Трухан в отношении нашего современника. Пребывая в гостях у В.М. Неунывахина, она времени зря не теряла и приглядывалась ко всем уголкам, но, к сожалению, два чемодана с записями хозяина так и не обнаружила (статья «В поисках двух чемоданов», «Огни Кузбасса», № 4, 2018). А была о них наслышана.
Могу Елену успокоить: я нашла чемодан! Один, и вполне достаточно. Обнаружила в книге «Житейские истории». Прекрасно изданный том объемом 670 страниц вместил такое обилие разговорной речи современного живого русского («великорусского» – по старинке) языка, что не может быть никаких сомнений: здесь полнехонький пребольшущий чемодан... Не реальный, конечно, с замочком и ручкой! Нет, символический, легендарны и даже (не побоюсь этого слова) – мифический. Да-да! Легенда о чемодане будет сопутствовать народной книге десятилетиями и даже больше.
Залог предстоящей «Зарисовкам с натуры» популярности – душевная распахнутость и доброта героев, ожидающих читателей на страницах необъёмной книги. С кем же представляется возможность потолковать? От бывалых сибирских охотников до малышей.
Из пяти глав мне при чтении больше всего приглянулась третья – «Малыши и их проказы». Даже второй раз перечитала; добродушный юмор не отпускает улыбку с лица. Хорошо бы эту главу издать отдельной книжкой в серии «Детские книжки Кузбасса», как «Лесное лето» Сергея Донбая (Кемерово, 2005). Разница небольшая: герои Донбая говорит стихами, у Неунывахина прозой. Те и другие – златоусты, да и только!
Малыши-дачники прошли у Сергея Донбая литературную выучку и предстали в маленькой поэме на хуже начинающих поэтов.
За лето на даче
Мы так одичали:
По солнцу ложились,
По птицам вставали.
И ноздри дразнило
Зелёным озоном
Сосновое утро
В окне растворённом!..
Столярничал дятел
На стройной сосне –
При нем было стыдно
Бездельничать мне...
И, словно лукошко,
Был с горкой наполнен
Отборной клубникой
Березовый полдень...
И веткой Береза
Махала нам вслед,
И хмурился в бороду
Дедушка Кедр.
Девчонка Рябинка
С подружкой Сосной
С утра и до ночи
Дружили со мной...
Художник Анна Моржина не пожалела самых ярких красок для «одичавших» натуралистов, а также для дятла, бабочки, божьих коровок и даже для лягушонка!
Малыши-«проказники» (глава «Малыши и их проказы») Владимира Неунывахина выдержали конкуренцию с поэтами-дачниками, благодаря суровой выучке у жизни. Тут, конечно, не до стихов; как известно, «года к суровой прозе клонят». И несколько примеров.
Пятилетний Егорка:
– Мам, ты знаешь, для чего мы нужны?
– Для чего?
– Чтобы комары не голодали!
Двухлетняя Кристина упала и ушиблась.
– Плакала? – сочувствует мать.
– Не-а.
– Почему?
– А никто не видел...
Четырёхмесячной Сашуля безуспешно пытается ползти по кровати-двухспалке. Рядом плюхается на живот трёхлетний Игорек.
– Учись, червяк! Смотри, как ползают настоящие удавы...
Четырехлетий Костик. Мать обращается к нему:
– Что нужно сказать тете при прощании?
– Не знаю.
– Да ты что, забыл, Костик? Что я всегда говорю, провожая тетю Катю домой?
– Наконец-то убралась! Опять всю колбасу и сыр сожрала!..
Пятилетний сын спрашивает мать:
– Мам, а почему он козел?
– Его так зовут.
– А что он сделал такого, за что его назвали козлом?..
Стоп-стоп! Это же детский постмодернизм. Устами младенца глаголет истина. Вначале же было олово, раскинул мозгами малыш, а потом появился симпатичный зверь и вляпался в название Козел. Детский алогизм – готовая пародия. Недаром в народе говорят: «Жизнь всему научит».
В книге Владимира Неунывахина много юмора, а серьезного еще больше. Книга «Житейские истории» хороша для чтения по вечерам, когда вся семья устроится за столом под круглым абажуром и слушает народные толки. Все дружно смеются или горячо спорят. На душе легко, каждый чувствует себя не только в коллективе семьи, но и большого русского народа.
******
От редакции. К сожалению, мы не успели опубликовать этот отклик при жизни писателя. 10 декабря 2018 года Владимира Максимовича Неунывахина не стало. Наши соболезнования родным и близким писателя, долгой жизни его книгам…