Дмитрий МЕЩАНИНОВ. Если упал кокос…

– Если упал кокос, – громогласно вещал высокий и до удивления тощий Робин Мерсен, – я точно знаю, сколько центов звякнет у меня в кармане!

– Сколько же? – поинтересовалась пожилая американка.

– Сущие пустяки, мэм! – отозвался Робин. – Сущие пустяки. С каждым годом звякает все меньше – цены не копру падают, и ничего с этим не поделаешь. Вот я и решил организовать нечто вроде показательной плантации.

– А при чем тут столь романтичное название – «Кон-Тики»? – не унималась любопытная дама.

– По справедливости, совсем ни при чем, мэм! – ответил неудачливый плантатор. – Просто несколько лет назад в туристическом бюро мне предложили придумать что-нибудь звучное. Вот я и придумал. На туристах в наше время можно заработать куда больше…

Мерсен обзавелся плантацией несколько десятилетий назад, когда высокие цены на копру еще привлекали на острова Южных морей предприимчивых европейцев и американцев, надеявшихся (их надежды чаще всего оправдывались) сколотить с помощью кокосовой пальмы приличный капитал.

Теперь их осталось не так уж много. Многие архипелаги Океании добились независимости, и островитяне не очень доброжелательно относятся к белым плантаторами, разумно предпочитая самим пользоваться дарами своим плодородных островов.

Что касается кокосовой пальмы, то для коренных жителей Океании она была и есть самым почитаемым деревом, а цены на копру, что вечно колеблются на мировом рынке, тут ни при чем.

 

Если доведется побывать на Вити-Леву – самом крупном из островов архипелага Фиджи, – вы наверняка услышите историю о человеке по имени Тамбуалева, который в самом прямом смысле обязан жизнью кокосовой пальме.

Тысячи фиджийцев это дерево спасло от смерти, но о Тамбуалева вспоминают в первую очередь потому, что он стал своеобразным рекордсменом среди островитян, просидев на вершине… шесть месяцев. Зачем ему надо было отсиживаться на кокосовой пальме?!

Дело в том, что не в столь отдаленном прошлом племена воинственных фиджийцев вели постоянные междоусобные войны. Каждая деревенька, построенная на труднодоступной вершине и спрятавшаяся за почти непроходимыми бамбуковыми зарослями, считалась чуть ли не независимым и неприступным государством.

Но за ее пределами островитяне чувствовали себя не очень уверенно и всегда старались держаться поближе к кокосовым пальмам. При появлении врагов они быстренько взбирались по стволу на вершину, комфортабельно устраивались в раскидистой кроне и чувствовали себя в полнейшей безопасности.

Палицы и рыбацкие копья – единственное оружие фиджийцев – были им не страшны. Срубить дерево примитивными томагавками – вовсе пустое занятие: даже современные механические пилы с трудом осиливают ее прочный ствол. Ну, а если кто-то из осаждавших пытался забраться на вершину, его ничего не стоило сшибить на землю тяжелым кокосовым орехом.

Так что человека, успевшего взгромоздиться на пальму, обычно оставляли в покое, но Тамбуалева, который очень уж насолил жителям соседней деревни, решили взять на измор. Шли дни, недели, месяцы. Пальма кормила и поила осажденного.

Осаждавшие попытались вырыть глубокую яму вокруг ствола (правда, пришлось бы ждать несколько месяцев, прежде чем пальмы высохла и упала), но один из воинов тут же лишился жизни. Тумбуалева угодил в него кокосовым орехом.

После шести месяцев бесполезного ожидания осада была снята. Тамбуалева покинул свою неприступную крепость, благополучно вернулся в родную деревню и прожил еще много лет, частенько наведываясь к той пальме, что спасла его от верной смерти.

Пальмы перестали служить надежным убежищем лишь с появлением на островах огнестрельного оружия, которое завезли сюда европейские колонизаторы. Но во всем остальном эти деревья вот уже много столетий верой и правдой служат жителям Океании.

Пальмовые стволы используются как топливо, из них мастерят нехитрую мебель, выдалбливают лодки и сооружают остовы домов, которые обносят изгородями из длинных, очищенных от листвы пальмовых веток. Ими же кроют крыши, переплетая ветки пальмовыми листьями.

Из самих листьев островитяне плетут сумки и корзины, мастерят сандалии и веера. Из волокон листьев изготавливаются циновки и веники, щетки и метлы. Мягкие, шелковистые листочки молодой пальмы в почете у местных модниц, которые вплетают их по праздникам как украшение в свои черные волосы.

Кстати, ни одно торжество не обходится без вкусного и хмельного вина – «тодди». Незадолго до цветения пальмы на ее огромных, полутораметровых соцветиях делают надрезы, из которых сочится густая сладкая жидкость. Из нее выпаривают пальмовый сахар, потом сбраживают пальмовый сироп, и вино готово.

Любители более горячительных напитков перегоняют «тодди», получая крепкую пальмовую водку. И, конечно, во время любого праздника вы услышите мелодичные песни и красивые легенды о самом любимом дереве островитян.

О кокосовой пальме сложены десятки легенд. Одна из них, к примеру, утверждает, что ее родина – таинственный материк Мю, будто бы исчезнувший давным-давно в пучинах Тихого океана.

Легенды легендами, но факт остается фактом: никто, в том числе и самые маститые ученые, так и не смог определить место происхождения этого дерева. Причиной тому своеобразный способ размножения «королевы Океании».

Кокосовую пальму нередко величают и «хозяйкой океанских берегов», потому что любимое место ее произрастания – самая кромка побережья, а в нескольких километрах от него дерево плохо растет и плодоносит. Ствол пальмы изогнут в сторону океана – это помогает ей противостоять неожиданно налетающим шквалам и… продолжать свой род.

Крона дерева нависает над самой водой, куда после созревания шлепается кокосовый орех. С этого момента он превращается в заправского морехода. И гонимый течением и ветром странствует по нескольку месяцев, пока его не прибьет к далекому берегу. Немного пообсохнув, кокосовых орех прорастает и нередко за тысячу миль от своей родины дает жизнь новому дереву. Об этих чудо-орехах стоит рассказать подробнее.

 

«Только тот, кто сам испытал, знает, как восхитительно сидеть в густой тени кокосовой пальмы и пить приятную жидкость из кокосового ореха», – писал молодой Чарлз Дарвин.

Справедливости ради стоит заметить, что сидеть под пальмой хотя и восхитительно, но небезопасно, потому что в любой момент вам на голову может обрушиться увесистый плод. Падая с высоты четырехэтажного дома, тяжелый орех без труда пробивает череп человека. Не случайно во время войны американские солдаты, воевавшие на тихоокеанских островах, боялись падающих кокосовых орехов пуще японской засады.

Таитяне, правда, утверждают, что у плодов кокосовой пальмы есть глаза и что падают они только на дураков. В подтверждение своей версии они рассказывают поучительный эпизод из жизни французского жандарма, который не внимал предупреждениям местных жителей.

Итак, жандарм, стороживший заключенных на строительстве дороги, спрятался от палящего солнца в тени кокосовой пальмы. Вскоре точно на его голову свалился крупный орех.

Перепуганные заключенные уложили бездыханного блюстителя порядка в тачку и отвезли в ближайшую больницу. Врачи констатировали перелом основания черепа. Жандарм выжил, но всегда с тех пор обходил кокосовые пальмы стороной.

Не могу ручаться за достоверность этой истории. Абсолютно достоверно другое: на многих тихоокеанских островах, прежде чем взять напрокат машину, приходится выслушивать обстоятельное предупреждение о том, что нельзя ставить машину под кокосовыми пальмами и что за ущерб, причиненный вследствие падения орехов на кузов, раскошеливаться придется нанимателю.

Достоверно и то, что в Гонолулу – столице «асфальтированного рая» Гавайских островов уже додумались подвешивать коксовые орехи на нейлоновых нитках, чтобы они создавали декорацию в стиле Южных морей, но не падали на головы отдыхающих. Не будем, однако, преувеличивать опасность кокосовых орехов, тем более что пользы от них куда больше.

В природе существует более 50 видов орехов: больших и маленьких, мягких и твердых, вкусных и ядовитых – всяких. Но, пожалуй, кокосовый орех – самый удивительный плод.

Кокосовые орехи висят огромными гроздями у самой вершины: одни из них зеленые – это незрелые, другие, темно-коричневые с твердой, как камень, скорлупой, уже поспели и вот-вот упадут на землю. Зреют кокосовые орехи долго – около года. За это время в них происходят следующие метаморфозы. Поначалу молодой орех заполнен прозрачным сладковатым соком, который очень хорошо утоляет жажду.

По мере созревания в нем образуются капельки масла, превращающие прозрачный сок в белую густоватую жидкость – кокосовое молоко, по вкусу и питательности приближающееся к коровьему. (Не случайно им подкармливают младенцев, если у матери не хватает грудного молока). Затем кокосовое молоко затвердевает, становится молочно-белым веществом, по вкусу отдаленно напоминающим фундук. Это и есть знаменитая копра.

Пальма начинает плодоносить примерно в десятилетнем возрасте, и за год на ней вызревает до ста орехов. Собирать их – дело нехитрое: ходи и подбирай упавшие с пальм плоды. Их относят под навесы, разрезают каждый на четыре части и оставляют на некоторое время в тени.

Потом из четвертушек вынимают копру и сушат ее под солнцем или в примитивных сушильнях. Если вы полагает, что живописные острова Океании пропитаны запахом соленого океанского ветра и ароматом цветущего гибискуса, то ошибаетесь. Они пропитаны сладковатым, приторным, даже удушливым запахом сохнущей копры.

Высушенную копру отправляют в далекие страны, где на современных предприятиях получают ценнейшее сырье – кокосовое масло, необходимое при изготовлении искусственных жиров, дорогих сортов мыла, разнообразных косметических средств, о которых островитяне из глухих деревенек имеют самое смутное представление

Зато они издавна пользуются кокосовым маслом, выжатым из копры, для предохранения тела от ожогов палящего солнца, местные кулинары используют его для приготовления разнообразных блюд. Островитяне употребляют в пищу и саму копру – либо сырой, либо в виде пудинга вместе с таро и ямсом.

Даже то, что остается от ореха, если молоко выпито, а копра съедена, тоже идет в дело: из прочной скорлупы изготавливаются чаши и больше ложки. По вечерам при свете коптилок, наполненных кокосовым маслом, жены рыбаков плетут из необычайно прочных волокон ореха рыболовные снасти, которым нет износа, а из бахромы, в которой висят плоды, вяжут настенные коврики, что предохраняют от ночной прохлады и пронизывающих влажных муссонов.

На сотнях островов, островков и атоллов, разбросанных по величайшему океану нашей планеты, благородная кокосовая пальма кормит, поит и одевает десятки тысяч островитян. Вся их жизнь от рождения до самой смерти так или иначе связана с пальмой.

Молоком кокоса обмывали новорожденного и укладывали его в висячую колыбельку из пальмовых листьев. Его отец должен был посадить одну-две пальмы, которым присваивалось имя ребенка. А когда приходил час прощания, место сожжения метили сухим соцветием все той же безотказной пальмы, отгоняющим, по поверьям, зло в потустороннем мире.

…Жизнь идет своим чередом. Ветры перемен коснулись самых захолустных уголков Океании. Меняется образ жизни и мышления островитян, меняются традиции и отношение к окружающему. Лишь любовь к кокосовой пальме остается неизменным. И цены на копру, что вечно колеблются на мировом рынке, не в состоянии поколебать ее.

 

«Неделя» №5, 1982 г.

 

P.S. На плантации «Кон-Тики», кстати говоря, в тот день все же упал кокос. И чуть было не расплющил симпатичную пару из экипажа «Лермонтова»… В самый неподходящий момент он увесисто шлепнулся в метре от них. Максимум в полтора.

Приходится засомневаться в справедливости утверждения островитян, «что у плодов кокосовой пальмы есть глаза и что падают они только на дураков». К последним поскольку «лермонтовцы» однозначно не относились… Не исключены, однако, и другие варианты.

Либо по старости лет кокос окончательно ослеп. И засвистел, не ведая куда. Либо он свысока прекрасно видел происходящее на травке. И рухнул на развратную землю просто от… зависти.

Как бы там ни было… Все, слава Богу, обошлось.

 

13 февраля 1978 года… В 8.00 «Лермонтов» прибыл на Фиджи. Передохнул полдня. И в 20.00, строго по расписанию, отбыл в столицу «асфальтированного рая» Гавайских островов Гонолулу…

 

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2019
Выпуск: 
1