Виталий ГУЛИЙ. Когда паны дерутся…

МОСКВА, 23 февраля. /ТАСС/. Правоохранительные органы Молдавии депортировали из Кишинева в Москву бывшего полномочного представителя президента РФ в Сахалинской области Виталия Гулия, которого в России обвиняли в экстремизме. Об этом ТАСС сообщил в субботу его адвокат Дагир Хасавов.

Источник: https://tass.ru/proisshestviya/6150969

От редакции: Мы попросили нашего автора, Витилия Гулия, прокомментировать этот недружественный шаг молдавских властей.

Сразу нужно внести ясность. Целью моей злополучной поездки 22 февраля с.г. был не славный город Кишинев и даже не менее славная Республика Молдова, а ее непризнанная соседка – Приднестровская Молдавская Республика. Там, в г. Бендеры похоронены мои родители. Мама – участник Великой Отечественной войны, умерла в декабре позапрошлого года. С тех пор у меня не было возможности посетить их могилы. И вот собрался. Без всякой задней мысли, что возникнут какие-либо препоны. Ведь раньше ездил без всяких проблем. К тому же после смерти мамы я унаследовал от нее «двушку» и получил паспорт гражданина ПМР, что дало мне законное право беспрепятственно приезжать в эту республику.

Не знаю, возможно, этот факт стал причиной моего задержания в кишиневском аэропорту, а может быть, и совершенно другие вещи. Дело в том, что официальных объяснений мне никто так и не дал. Молодые мальчишки (ровесники моих внуков) в форме с непонятными знаками различия на мои просьбы (а потом и требования) стыдливо отводили глаза и несли какую-то «пургу» типа: «Вы не указали сроки пребывания в нашей стране».

– Да я и не собираюсь в ней пребывать, – объясняю им, – Я у вас транзитом. Меня такси у входа ждет. А сколько пробуду в Приднестровье – сам не знаю. Мне нужно родительские могилы в порядок привести, памятники поставить.

Не убедил. Более двух часов эти ребятишки суетливо бегали, что-то выясняли, с кем-то советовались. И тут я вспомнил, что через день в Молдове парламентские выборы. Возможно, бдительные стражи границы посчитали, что я могу повлиять на результаты народного голосования? Так это не про меня. Политикой уже много лет не занимаюсь.

И тут пришла в голову другая версия. Вспомнил, что накануне во многих СМИ была распространена информация о фактическом (так здесь считают) молдавском президенте и богатейшем человеке В. Плахотнюке. Россия его обвинила в крупномасштабном воровстве (говорится о 37 млрд. рублей) и участии в организации убийства. Познакомившись с «горячей» информацией, очень удивился: чего это вдруг наши правоохранители заактивничали аккурат перед выборами? «Убивственное дело» было возбуждено несколько лет назад. Денежное мошенничество тоже невесть когда совершилось. Понятно ведь, что тут чисто политический подтекст. Но работа, скажу, топорная.

Вор ли этот олигарх, убийца ли он? – утверждать не берусь. Это только суд может решить. А вот то, что он очень влиятельный человек в своей стране – это широко известно. Под ним и правительство ходит, и все местные правоохранители. Обидевшись на российских панов, вполне мог дать команду заворачивать назад всех прилетающих в Молдову россиян. И я первым попал, как говорится, под раздачу. Хорошо, что не арестовали, как было со мной несколько лет назад в Домодедово.

Такие вот мысли пришли во время сидения в кишиневском аэропорту. Затем меня отправили на ближайшем рейсе в Москву. Паспорт и какую-то бумагу передали командиру экипажа.

В Домодедово встречали уже свои защитники Отечества. До праздника оставалось несколько часов. Их я провел в ожидании, пока стражи уже нашей границы разберутся в причинах моего возвращения. Но и тут я не получил каких-либо внятных объяснений. Правда, капитан, который занимался моим вопросом, узнав, что я еще и гражданин ПМР, произнес: «Ну, тогда все понятно».

– А что понятно-то? – спрашиваю, – объясните.

– Неужели вы сами не понимаете? – ушел от прямого ответа капитан.

…Пока добирался домой, вспомнил одно слово, прозвучавшее в разговоре с этим капитаном – экстрадиция. Поначалу я не придал ему особо значения. Потом задумался. Ведь не случайно офицер его употребил. Может, перепутал с депортацией? Не верится. Ведь он профессионал, эксперт в своем деле, должен понимать разницу.

Депортация – это принудительная высылка лица в другое государство. Иное дело – экстрадиция. Она предполагает выдачу (на основе международного сотрудничества) другому государству преступников или подозреваемых в совершении преступлений.

Теперь сижу и ломаю голову над вопросами: то ли оговорился капитан, то ли схитрил, а меня опять зачислили в уголовники? Кто знает?

 

23 февраля 2019 г.

На фото: аэропорт Кишинёва

 

Project: 
Год выпуска: 
2019
Выпуск: 
2