Юрий ГОРЮХИН. Сто ножей в спину демократии. Попытка идентификации.
Да, эту барышню я не люблю, не любил и навряд ли когда полюблю. Впрочем, ей, наверное, все равно - дама она легко доступная и многоопытная, и хотя лет ей больше, чем удвоенной сумме последних исчислений возраста города Казани, возжелавших ее все еще пруд пруди.
Прежде чем продолжить, думаю, необходимо решить о чем, собственно, речь, то есть дать более-менее внятное определение объекту неприязни.
Итак, что же есть демократия?
«Ну», - усмехнется нынешний либерал, бесстрашно запаливая в пепельнице свой старенький комсомольский билет, - «демократия – это власть народа».
Вздрогнем, - не любить «власть народа» не безопасно – это, значит, не любить и сам народ, то есть быть его врагом, а врагов народа у нас не так давно легко лишали жизни, нежно называя эту процедуру «десятью годами без права переписки». «Нет-нет», - нервно замашет платочком из какой-нибудь Гааги правозащитник Ковалев, а то и сама вдова Бонэр сплюнет бычок «беломора» под ноги, - «не примазывайся к мученикам, тогда была тирания, а не демократия, и враги народа, которых расстреливали в подвалах, как раз были его друзьями». Понятно, то есть ничего не понятно, потому что «тогда» и «сегодня», совершенно сбивают с толку. В роде бы и в совсем недавнишнем «тогда», заучивая устав ВЛКСМ, мы вникали в глубокий смысл демократического централизма, так и в солнечном «сегодня», вешая чубайсовский ваучер в золоченой рамочке под Николаем-угодником, снова шепчем осанну демократии. К чему я? К тому, что наша девушка-демократия, как комсомольский значок, может висеть на любой груди, а значит, многолика как Янус, и наш вопрос «что она есть?» остается без ответа. Вот и выходит, что мадмуазель не только гуляет с кем попало, но и совершенно невразумительна – как такую полюбишь?
Власть она и в Африке власть
Не получив ответа на глобальный вопрос, попробуем «порешать» его локально, то есть перейдем к современным реалиям в отдельно взятой стране.
Как осуществляется народовластие в мире проигравшего социализма? Многократно задекларировано, что оно осуществляется через волеизъявление народа. Проще говоря, через выбор каждым из нас избранника (слуги народа), который вместе с другими избранниками потом напридумывает такие законы, что будем мы всю жизнь как сыр в масле кататься. Чтобы мы не засомневались, вдруг, в чистоте их помыслов, слуги народа, выползая из затонированных и забронированных мерседесов и прогуливаясь по аллейкам своих имений, демонстрируют семейные многоэтажные особнячки, убеждая нас, их строгих господ, что еще чуть-чуть, и мы будем так же как они в масле кататься. Ну как не возрадоваться? С представительской властью, кажется, все ясно.
Но в крепких мозолистых руках народа, как известно, находится и власть исполнительная, например, в лице верховного главнокомандующего. Ведь, после того, как последний генсек, нарулившись страной, словно комбайном на просторах Ставрополья, уставший отправился рекламировать итальянские лепешки из придорожной забегаловки, народ решил отдать на десятилетие свою судьбу алкоголику. Так разве кто смог народу в этом помешать? И вел отец родной державу верным курсом, не забывая прижимать одной рукой к себе ядерный чемоданчик с дирижерской палочкой, а другой - раздавая принадлежащие нам (народу) земные недра опять же самым яростным борцам за демократию, то есть борцам за наше с вами счастье. Поэтому разве жалко теперь эти недра? Нисколько не жалко, ребята же для нас стараются, сколько у них нервотрепки с яхтами белоснежными, футболистами капризными, а с моделями голенастыми? – врагу не пожелаешь их страданий за наше светлое будущее. А когда гарант демократии дрожащим перстом указал, кто должен за ним следом взойти на трон, разве мы как баранье стадо проголосовали «за»? Нет, мы как многомудрые демиурги и хитроумные одиссеи проголосовали «за». И еще проголосуем, лишь бы не забыли пальцем ткнуть.
Но и на этом не заканчивается кратия народа. Есть еще такая чудная вещь – референдум. Помните, как могучий Советский Союз дружно волеизъявил, чтобы его не расчленяли тати в темном лесу? Вот власть была народная, всем властям - власть! Как рявкнули от Клайпеды до Биробиджана, от Тикси до Кушки: «Не трожь, сатрап, Родину!», так нам сразу же и объявили три гаврика с Беловежской опушки: «А вас нет, товарищи, вы нелегитимны, потому что мы уже выпили и закусили за пух вместо земли, в котором вам теперь лежать-полеживать». Как после этого не уважать силушку свою народную, не любить власть безграничную?
Принципы
«Ну», - вступит в полемику грозный член союза всегда и во всем правых сил, - «что же вы все упрощаете, батенька, у нас демократический переходный период, господин хороший, опять же, очень демократический передел собственности, поэтому ориентироваться надо на страны с развитым капитализмом, которые уже переделили свои богатства и, вообще, демократия – это не примитивная власть примитивных индивидуумов, а, прежде всего – это принципы».
До того как перейдем к принципам, несколько слов о нашем переходном периоде. В этом году у демократического переходного периода был юбилей – 20 лет. Так вышло, что начался он на излете другого юбилея – 70-летия Советской власти. Советы – это представительские органы, в которых заседают депутаты, выбранные народом. «Так и сейчас депутаты, выбранные народом!» - удивится смотрящий программу «Времена» перед воскресным боевиком скаут с синим галстуком на шее. «Та демократия была не настоящая, потому что ваша страна была супердержавой да еще и социалистической, а России нужна такая демократия капиталистическая, чтобы она никогда больше с колен не поднялась», - раздраженно процедит верный друг нашего отечества Бзежинский. Но, кажется, мы повторяемся, обратим лишь внимание на сроки – 70-летний путь жесткий и кровавый, но созидательный (в горку), имеющий ясную, хотя и не всеми одобряемую цель в противовес 20-ти годам жесткого и кровавого пути (под горку, мягко говоря) в непроглядный туман пункта назначения. Простите за патетику, но уже целое поколение выросло в пластилиновой идеологии взаимоисключающих лозунгов, при тотальном воровстве и циничном лицемерии, а наш переход все не кончается, когда закончится не известно и главное, не ясно на какую свалку металлолома указывает стрелка компаса наших сусаниных.
Самое время ознакомится с принципами демократии. Аккуратно перепишем из энциклопедического словаря эти принципы: власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.
Про демократическую выборность см. выше, что до верховенства закона, а значит и обязательность его исполнения с неотвратимостью наказания, то приведем одну цитату: «Разве не великолепно там (в демократическом государстве) милосердие в отношении некоторых осужденных? Или ты не видел, как при таком государственном строе люди, приговоренные к смерти или к изгнанию, тем не менее, остаются и продолжают вращаться в обществе: словно никому до него нет дела, и никто его не замечает, разгуливает такой человек прямо как полубог». Вы думаете, я все про наш переходный период? Нет, - это «Государство» Платона, книга восьмая, «Демократия». Продолжим цитирование античного философа: «Если у человека, говорили мы, не выдающаяся натура, он никогда не станет добродетельным. Между тем демократический строй, высокомерно поправ все это, нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаруживал свое расположение к толпе».
«При нем существует своеобразное равенство — уравнивающее равных и неравных».
«Казалось бы, это самый лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее. Вероятно, многие подобно детям и женщинам, любующимся всем пестрым, решат, что он лучше всех».
Думаю, цитаты не требуют комментариев.
«Чемпионы свободы»
Продолжая тему принципов, предлагаю сосредоточиться на одном из основополагающих демократических принципов, как свобода.
Свобода понятие емкое, поэтому выберем из этой емкости демократические составляющие: свободу выбора, свободу слова, свободу передвижения, свободу получения информации.
Свобода выбора. Большинство американского народа в абсолютном исчислении, хоть и с небольшим перевесом, выбрало в 2004 году Джона Керри, но устройство избирательной системы самой демократической страны мира таково, что оно позволило стать Бушу президентом во второй раз. В 2005 году австрийская Свободная Партия Йорга Хайдера заняла второе место на выборах. В ответ, посчитав, что это одно из темных пятен в истории Европы, Европарламент пригрозил народу суверенного государства возможными санкциями. Могут ли эти угрозы быть реальными? Могут. Решили передовые демократии, что страна Югославия – недемократичная, и нет больше страны Югославии, зато есть косовские албанцы свободно и демократично взрывающие тысячелетние православные храмы. Иракский народ сам выбрал бомбежки западных союзников, гражданскую войну, контроль над недрами демократических корпораций, вместо диктатора Хусейна? Ну а оранжевые коверные, метко названные известным острословом Бушем чемпионами свободы? Те ну просто душу радуют! Не того выбрали? Постучим в барабаны, песенки попоем, в палатках поночуем, братья Клички побоксируют с оранжевыми платочками в трусах, и незалежная конституция сама демократически прогнется. А то, что потом опять собственность переделывать и тут же, не поделив, расплевываться на виду всего мира, - так это же, так - для юмору.
Свобода слова. Казалось бы, печатай чего хочешь! Вот я же печатаю и почти не боюсь никаких последствий. Но есть интересные законы, например, о разжигании национальной вражды, пропаганде насилия и распространения порнографии. Понятия эти размытые и весьма субъективные, поэтому подогнать под них можно чего угодно, когда это кому-нибудь угодно. Например, прокуратура города Иваново признала порнографией книги Лермонтова и Козьмы Пруткова, на рассмотрении сказочник Афанасьев, Омар Хайям, Нагаи Акир и такой злодейский писатель как Александр Пушкин.
Свобода передвижения. Расскажите об этой свободе воспитательнице детсада с окладом в один МРОТ - 600 (шестьсот!) рублей. Наверное, не евши и не пивши пару месяцев, она сможет накопить на вьетнамские полукеды и карту ближайших окрестностей.
Свобода получения информации. Не нравится вам газета олигарха Х, купите газету олигарха Y, а не нравится Y, купите газету Лимонова, или Проханова, или Зюганова. А если хотите непредвзятую объективную информацию, то надо все эти газеты прочитать, и тот винегрет, что потом образуется в вашей голове и будет непредвзятой объективной информацией.
«Распни Его!»
Остался принцип, собственно, демократию и определяющий - власть большинства. Рассмотрим его в чистом виде, и зададимся вопросом, насколько эта власть справедлива. Почему два восемнадцатилетних тинэйджера, накаченных пивом из полиэтиленовых баллонов, ценнее демократии, чем любой нобелевский лауреат, написавший книг больше, чем они прочитают за всю свою жизнь? Не надо доказывать, что общество, выстроенное по интеллектуальному, не побоюсь предположить, что и по нравственному принципам, имеет форму пирамиды. А это означает, что наиболее достойные будут всегда в меньшинстве. Но, кончено, ни в каком чистом виде власти большинства не существует, существует власть людей ловко манипулирующих этим большинством. Вспомним «Апологию Сократа»: требуя смерти философа, Мелет негодовал за поэтов, Анит – за ремесленников, Ликон – за риторов, в чем просматривается одна из первых нехитрых схем разделения электората с последующим суммированием для захвата большинства голосов. Схема, как мы знаем, сработала. Сократ, обвиненный в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» был признан виновным и, не имея денег на штраф, выпил яд цикуты.
Спустя четыреста лет уже иудейские первосвященники управляли большинством, которое на предложение Пилата амнистировать либо Иисуса, либо убийцу Варавву, сделало правильный выбор: «Смерть Ему! Отпусти нам Варавву!». Можно приводить примеры и приводить, хоть до нынешних времен, но стоит ли?
А если предположить, что, вдруг, негодование действиями манипуляторов охватит народные умы? Тогда у манипуляторов наготове всегда есть замечательный и убойный аргумент: «Народ, ты имеешь то правительство, которого достоин. Ведь это ты сам выбрал всех этих людей, также как сам, щелкая пультом телевизора, выбираешь петросянов, ментов-бандитов и прочих нянь в большом городе. Тебе, родной, дают то, что ты просишь».