Виталий ГУЛИЙ. Приговором по… науке

В начале ноября 2018 года, аккурат перед новым российским праздником – Днем народного единства, Интернет заполнили обращения и призывы к гражданам сплотиться и массово вступиться в защиту… ученого О.А. Платонова, на которого заведено уголовное дело по статье 282 УК РФ.

Меня эта информация очень заинтересовала. Статья-то «родная». Три года под ней хожу и конца не видно. Авторы публичных писем почему-то стали называть ее «русской». Что совсем, на мой взгляд, неверно. Ее навешивают на людей любой национальности. Есть, правда, одна «избранная» нация, которая под нее странным образом не попадает.

К стыду своему, а может быть, и к счастью о Платонове я прежде ничего не слышал. Стыдно потому, что, на самом деле, человек он очень известный. Особенно среди православных и патриотов-почвенников. Они считают (совершенно справедливо – авт.), что за последние четверть века никто больше Платонова не внес такой огромный вклад в развитие русского национального самосознания и патриотизма, в укрепление духовно-нравственных корней русской цивилизации. Возглавляемый им одноименный институт подготовил 28 энциклопедий и исторических словарей, более 200 томов самых выдающихся книг русских мыслителей и ученых, выпустил около 170 монографий и научных изданий по малоизученным проблемам русской истории и идеологии, вернул в духовный оборот русской нации сотни великих имен, идей и концепций.

Не знать всего этого современному образованному человеку (к коим я пытаюсь себя отнести) просто неприлично. Оттого и стыдно. Безусловно, я исправлюсь. Уже приступил к изучению творчества Олега Анатольевича.

Но аз есмь индивидуум, невежество которого в отдельной области не может навредить огромному по своей значимости вкладу ученого.

Другое дело государство, чьи интересы, по большому счету, защищает известный просветитель. Как оно оценило его многолетний труд на благо родины, проявило ли к нему какое-нибудь внимание?

Скажу сразу, в отличие от футболистов, орденами и медалями похвастаться ученый не может. Что касается внимания… Такое только к врагам проявляется. В прямом смысле. Впрочем, по порядку.

… В августе 18-го года на дачу Платонова нагрянули «государевы опричники» из следственного комитета для проведения обыска.

– Что искали, мне непонятно, – недоумевает Олег Анатольевич, – Хорошо, что на этот раз сотрудники следствия вели себя корректно, и все вещи положили на то место, откуда взяли.

Заметьте, не возмущается ученый беспределом, чинимым правоохранителями, а просто констатирует факт. Потому как годом ранее в возглавляемом им Институте русской цивилизации был произведен сущий погром. Тягали на допросы сотрудников учреждения, издателей, поэтов и писателей. Словом, всех, кто, по мнению дознавателей, мог быть причастен к так называемому «делу Платонова».

Так в чем же суть этого «дела», от чего весь сыр-бор разгорелся?

Поскольку автор этих заметок поставил своей целью поговорить (пусть даже во сне) с президентом страны о насущных проблемах, то здесь уместно привести текст обращения к главе государства представителей общественности.

«Уважаемый Владимир Владимирович! Убедительно просим Вас обратить внимание на ситуацию, сложившуюся вокруг Института русской цивилизации и его директора, доктора экономических наук О.А. Платонова, – говорится в письме общественности. – По сфабрикованному против него обвинению в “экстремизме” делается попытка прекратить деятельность этой организации, выполняющей важную общенациональную задачу сохранения русского духовного и культурного наследия. Институт русской цивилизации объединяет в своих проектах более 150 учёных и специалистов, занятых изучением русской истории и идеологии. За 25 лет Институтом было подготовлено 25 энциклопедий и исторических словарей, более 220 томов выдающихся книг великих русских мыслителей и учёных, отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения и борьбе русского народа с силами мирового зла, русофобии и расизма, выпущено около 170 монографий и научных изданий по малоизученным проблемам русской истории и идеологии. Определяющая роль во всём этом принадлежит лично Олегу Анатольевичу Платонову. Заслуги О.А. Платонова перед Россией велики, некоторые его достижения имеют мировое значение в диалоге славянских культур, Запада и Востока.

13 сентября 2017 года без объяснения причин, в циничной и дерзкой форме был произведён обыск в здании Института русской цивилизации, руководимого О.А. Платоновым. При этом самому директору Института и его сотрудникам не было позволено присутствовать при осуществлении, по сути, погрома. После проведённых сотрудниками Следственного комитета действий оказались повреждёнными мебель и книги, электронные носители (компьютеры с необходимой для работы информацией) изъяты и вынесены в неизвестном направлении, – говорится далее. – В тот же день был произведён обыск в квартире О.А. Платонова. Затем Олегу Анатольевичу было предъявлено обвинение по статье 282 УК РФ “Возбуждение ненависти либо вражды – по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе”.

Погром в помещении Института русской цивилизации и обыск в квартире О.А. Платонова, взятие с него подписки о невыезде, обвинение по статье 282 УК РФ рассматриваем как незаконные русофобские действия против учёного и всей русской науки и культуры, – заявили представители православной общественности. – Мы уверены, что вышеперечисленные действия и обвинения были осуществлены по инициативе представителей “пятой колонны” во властных структурах нашего государства. Цель этих сил – вбить клин между патриотами, отстаивающими государственные интересы России и русского народа, и Президентом России. Преследование продолжается уже в течение полугода, и у нас создаётся впечатление, что на сегодняшний день без активной помощи лично Президента России провоцирующие и порочащие власть действия пресечены быть не могут.

Олегу Анатольевичу Платонову вменяется в вину, что он был редактором книги В. Ерчака “Слово и дело Ивана Грозного”, – отметили авторы письма. – Да, в действительности он был литературным редактором этой книги, но не издателем. Привлечение к ответственности за редактирование – это “новое слово” в юриспруденции. Также О.А. Платонову вменяется в вину издание книг “Загадки сионских протоколов” и “Сионские протоколы в мировой политике”, которые были написаны им в 1990-х годах и до 2010 года 8 раз переиздавались как научные. В текст этих монографий в исследовательских целях были включены фрагменты и самих сионских протоколов, которые, как оказалось, недавно были запрещены по сложившейся порочной практике определения "экстремистской литературы", хотя текст данных “протоколов” содержится ещё в классическом произведении С.А. Нилуса “Близ есть, при дверех”, многократно издававшемся по благословению Русской Православной Церкви. Закон, как известно, обратной силы не имеет. Мы обращаем внимание на несовершенство действующего законодательства и принятых правил по определению “экстремистской литературы”. В перечень "экстремистских" относят классические литературные и философские произведения великих русских мыслителей.

«Компетентные органы» и сомнительные “эксперты” всё больше решают, что можно читать в России, а что – нет, – с досадой констатировали составители обращения. – Мы сомневаемся в квалификации лиц, которые наделены такой высокой ответственностью. Есть все основания полагать, что недалёк тот день, когда к «экстремистской» и запрещённой станут относить произведения, скажем, Александра Сергеевича Пушкина или Фёдора Михайловича Достоевского.

Уважаемый Владимир Владимирович! Мы просим оградить деятельность русского учёного и патриота Олега Анатольевича Платонова от посягательств антирусских сил и прекратить его преследование.

Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать указание разобраться в ситуации, сложившейся вокруг Института русской цивилизации и О.А. Платонова и остановить использование правоохранительных органов для враждебного давления на русских патриотов-государственников, посвятивших свою жизнь благу России», – заключили деятели русской культуры и руководители патриотических общественных организаций.

Письмо подписали:

Аверьянов Виталий Владимирович, директор Института динамического консерватизма, зам. председателя «Изборского клуба», доктор философских наук;

Артёмов Владислав Владимирович, гл. редактор журнала «Москва»;

Бабурин Сергей Николаевич, президент Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, кандидат в президенты РФ, доктор юридических наук;

Ивашов Леонид Григорьевич, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук, профессор МГИМО;

Катасонов Валентин Юрьевич, президент Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктор экономических наук, профессор МГИМО;

Крупин Владимир Николаевич, сопредседатель Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы;

Куняев Станислав Юрьевич, гл. редактор журнала «Наш современник»;

Линник Виктор Алексеевич, гл. редактор газеты «Слово»;

Личутин Владимир Владимирович, писатель, лауреат Большой литературной премии России, премии Правительства РФ;

Нотин Александр Иванович, руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа», кандидат исторических наук;

Осипов Владимир Николаевич, глава Союза «Христианское Возрождение», член Союза писателей России;

Проханов Александр Андреевич, гл. редактор газеты «Завтра», председатель «Изборского клуба»;

Степанов Анатолий Дмитриевич, гл. редактор портала «Русская народная линия», председатель МОО «Русское собрание»;

Хатюшин Валерий Васильевич, гл. редактор журнала «Молодая гвардия».

 

 

Это обращение было опубликовано и растиражировано в апреле 2018 г. Попало ли оно на стол президента – сие неизвестно. Не должно было мимо проскочить. Уж очень известные имена стоят в конце письма. С другой стороны не хочется верить, что подчеркнуто православный правитель, мог дать отмашку своим «опричникам» продолжать обыски у православного же ученого. Хотя, как знать, что творится в дворцовых кабинетах? Может, действительно, утаивают от президента «плохую» информацию?

Так или иначе, прояснить ситуацию должен был Пресненский суд г. Москвы, заседание которого назначалось на 6 ноября 2018 года. Пришел на него заранее, чуть ли не за час до начала. Выяснилось, что отложили заседание по причине болезни обвиняемого.

Все же приходил не напрасно. Кое-что увидел. От пропускной рамки в здании суда до проезжей части дороги тянулась очередь. На глазок в суд пробивалось около сотни человек. Проходя мимо, интересуюсь: на Платонова? Подтверждают. Я намеренно умалчиваю, что заседание закрытое и вообще его перенесли. Во-первых, не поверят. Во-вторых, думаю, пусть «судейские мантии» почувствуют, что давление может быть не только сверху, но и снизу.

На улице – одинокий пикетчик с плакатом. Возле него полицейский подполковник выясняет, кто такой и по какому поводу стоит? Ему обстоятельно объясняют и вежливо просят представиться. Подполковник извиняется (забыл удостоверение в машине) и бежит за документом.

Приглядываюсь к собравшимся – из группы поддержки. Народ самый разномастный. И по возрасту, и по одежке. Есть совсем молодые ребята. На скамейке старушка с костылями в руках. Солидные люди в приличных костюмах прохаживаются. Полный социальный срез общества.

Вряд ли вся эта публика увлечена учеными трудами Платонова. Не каждому они под силу. Только людей подготовленных они могут заинтересовать.

Без напряга нашел в Интернете «Загадки сионских протоколов». Вещь занимательная, можно сказать, детективная. В то же время, это, бесспорно, исследовательский научный труд. В нем автор оперирует многочисленными фактами и документальными свидетельствами. Приводятся точки зрения оппонирующих сторон, сравниваются и анализируются их позиции. Словом, все по науке. Причем здесь криминал? Так ведь любого исследователя под уголовную статью подвести можно.

…Хожу, прислушиваюсь к разговорам. Воспроизвести их не решусь. Во всяком случае, буквально. Уж слишком нелестно собравшийся народ отзывается о властях всех мастей. Общий смысл можно сформулировать так: «правят страной жидомасоны», а президент у них на подхвате», «…всюду произвол и несправедливость…».

Что здесь комментировать? Во все времена в России уповали на справедливого царя и кляли подлых бояр, видя в них корень всего зла. Потом историки и писатели что-то опровергали и подправляли. Выходило, что не все бояре были злодеями, и сам правитель не всегда за народную правду стоял, потому как государственная целесообразность зачастую превышала людские интересы.

Вот и сейчас собрался разночинный народ, объединенный ощущением происходящей несправедливости. Откликнулись люди не на запрет книг Платонова, а на преследование активного пропагандиста и просветителя православия. Именно в этом качестве писатель приобрел широкую известность и популярность среди верующих, и они теперь готовы за него постоять, как за себя.

…Перенесенное на 16 ноября судебное заседание длилось около трех часов. Понятно, в закрытом режиме. Да и не вместил бы зал желающих принять в нем участие. Опять сотня сторонников ученого пробилась в судебное здание. Решение суд не принял. Очередное заседание назначили еще через десять дней. Трудно сказать, что повлияло на судей. То ли убийственные аргументы адвокатов, то ли неформальная защита, гудящая возле дверей зала заседаний.

Так или иначе, конца этой истории не просматривается. Установившаяся в стране практика подобных дел позволяет с высокой долей вероятности предсказать исход «дела Платонова». Тут и к гадалке ходить не надо.

В лучшем случае, суд «завернет» дело в прокуратуру для устранения нарушений УПК РФ. Этих самых нарушений при проведении следствия допущено, как говорится, воз и малая тележка. Чтобы их заметить, вовсе не надо иметь юридическое образование. Достаточно быть грамотным человеком и вдумчиво читать кодексы. В соответствие с одним из них (уголовно-прцессуальным) защита насчитала в общей сложности около ста нарушений.

…Когда я говорил, что, возможно к счастью, не знал о трудах Платонова, то имел в виду то, что в своей «арестованной» книге «Подножие российского Олимпа…» я на ученого не ссылался, его не цитировал. В противном случае его вину обязательно бы усугубили. Как пить дать, приписали бы распространение идей, а то и организацию экстремистской пропаганды. А это уже вторая часть ст. 282, предусматривающая более жесткое наказание. Выходит, незнание порой идет на пользу.

Другой вариант развития событий – затягивание рассмотрения дела по существу. Безразмерное затягивание под разными предлогами и без таковых. Волокиту разводят, как правило, следователи, ведущие дело и надзирающие за законностью прокуроры. Правда, соблюдением законности тут не пахнет. Просто «законники», видя шаткость своих позиций, начинают метаться, пытаясь, как говорится, сохранить лицо. Впрочем, какое там лицо! Его уже давно другая часть тела заменяет. Извините за намек.

На самом деле, правоохранителей иногда становится даже жалко. В большинстве подобных случаев они не сами инициируют возбуждение дел. Фактически инициаторами являются представители определенных кругов (их называют просионистскими), которые очень чутко и болезненно реагируют на любое публичное обсуждение так называемого «еврейского вопроса». По их представлению, такого вопроса вообще не должно существовать. В принципе. (Не странно ли: евреи есть, а вопроса нет?). Потому любая попытка прикоснуться к этой теме (художественным ли словом, научным ли осмыслением) встречает яростную ответную реакцию. И поскольку влияние сионистов в современном российском обществе (особенно во властных структурах) трудно переоценить, то и риск попадания под «экстремистскую» статью всегда остается высоким для любого публичного человека. Будь то журналист, писатель или ученый.

Нет, историю государства российского искажать дозволяется. Изображать знаменитых деятелей прошлых веков в подлом и карикатурном виде – это, пожалуйста. Читаешь современную прозу и диву даешься безудержной фантазии авторов типа А. Иванова. Ну, а как по-другому, в демократическом-то государстве?

 

…10 ноября 2018 г. президент страны открыл в Москве памятник И.С. Тургеневу. Отрадное и замечательное событие не только для почитателей творчества великого русского писателя. Об этом очень проникновенно говорил глава государства. Не знаю, в полной ли мере он знаком с произведениями великого соотечественника. Ведь может статься, что под влиянием неких сил через некоторое время придется отказаться и от этого наследия. И вот почему.

Есть у Ивана Сергеевича маленький, но пронзительный рассказ под названием «Жид». Так вот, если к нему примерить пресловутую 282-ю статью УК РФ, то впору заводить, как минимум, запретное административное дело. Как максимум – уголовное. Но это уже против… памятника.

 

Ноябрь 2018 г.

Project: 
Год выпуска: 
2019
Выпуск: 
4