Андрей ЧЕРНОВ. Дневник сохранения человечности
Книга Евдокии Шереметьевой «Здесь люди» увидела свет в московском издательстве «Прометей» в 2018 году. Подзаголовком стоит «дневник», хотя это чисто условная характеристика. Здесь собраны короткие, сжатые до хруста в пальцах, впечатления от поездок в охваченный войной Донбасс. Скупые на слова зарисовки: приметы времени и судеб. И язык Евдокии – не язык репортажа, с набившими оскомину штампами «с места события». Со всеми неизбежными профессиональными приёмчиками «эффекта присутствия».
Нет, книга «Здесь люди» Шереметьевой существенно отличается от корреспонденций военкоров. Прежде всего – чувством лично пережитого собственного перерождения. Автор эволюционирует – от стороннего наблюдателя, охотника за впечатлениями, готового дерзать в Южной Африке, до человека высокого долга человечности, готового рисковать всем, ради оказания помощи другим. Тем, кто нуждается в помощи, но не может даже найти в себе сил попросить её.
Не лирический герой – сама Евдокия Шереметьева отправляется в Донбасс с гуманитарной помощью. 2014 год. Перед нами предстают картины обескровленного Донбасса. Краснодон, Новосветловка, Хрящеватое, Первомайск… Не просто названия – конкретные люди, со своей болью. Прежнее государство умерло, а молодая, новорожденная Луганская Республика ещё не может найти в себе силы для заботы о всех нуждающихся. Старики, дети, инвалиды. А кто не нуждается? Если по полгода не платят зарплат, а кругом – хаос войны.
Страницу за страницей читаем условный дневник Шереметьевой – и перед нами отчаянно ясно встают те дни, которые так не монтируются с нашими представлениями о нынешнем веке, веке технологий. Но, как видно, не веке человечности.
Книгу Шереметьевой не стоит воспринимать как политический манифест. Наоборот, Евдокия сурово избегает любых политических акцентов. Хотя… Имеющий сердце – да услышит. Услышит правду, правду людей, брошенных в клокочущий котёл войны.
Люди – вот то, что находится в эпицентре внимания Евдокии. Люди, их жизнь – наивысшая ценность, дарованная нам Создателем. Все люди – без разбора, и хорошие, и плохие: «Наступает момент, когда начинаешь различать людей, которым помогаешь. Честно говоря, отрицательные примеры встречаются чаще. От этого и положительные впечатляют сильнее. Фразы, что добрых и хороших людей много, пустые. Потому что на деле нет ни хороших, ни добрых, ни плохих, ни тем более злых. Есть лишь обстоятельства. А ещё есть те, кто что-то делает не взирая на обстоятельства. Превозмогая себя и свою природу. Давя в себе гадёныша. Мы почему-то ожидаем от людей геройства там, где сами не способны его совершить. Геройство часто состоит не в разовом акте, а в каждодневной рутине, где главное — не потерять человеческое лицо».
А в чём оно? Это геройство? И ответ также находит Шереметьева, находит в растерзанном украинскими войсками Первомайске: «В больнице погиб 81 человек. А раненых не счесть. Как-то оперировали на восьми столах сразу, один из них был ребёнок. Это всё мирные жители. И это под гупание «Градов» и мин. А ребята наши на скорой под каждым обстрелом. Не уезжают из города. Всю войну здесь».
Это Первомайск, родина Бориса Горбатова, написавшего повесть «Непокорённые» – о борющихся, гибнущих, но не сдающихся донбассовцах. Да, в годы Великой Отечественной войны. Той войны. И – этой. Непокорённые – и тогда, и сейчас.
Но на войне есть место не только геройству. Увы, это общий закон. Не каждый может выдержать экзамен на сохранение в себе человечности, не опуститься. И у Евдокии Шереметьевой мы найдём такие примеры – мельком, без смакования. С должной твёрдой оценкой. Но не на этих людей – сорвавшихся, пошедших кривой дорогой – равняется Шереметьева. Нет, Донбасс выжил, выстоял благодаря другим людям. В том числе – выстоял благодаря таким людям, как сама Евдокия Шереметьева.
«Война — это гадко». Абсолютно пустые слова. Война и есть самая суть человека. Логический итог взращенного внутреннего гадёныша, который есть в каждом, и который щедро вскармливается нами. Жизнь и есть борьба с ним, со своим гадёнышем. Война начинается не со стрельбы и убийств, а с пересудов на кухне, разрывания рубашек на груди. С гнусных комментариев к видео, где умирает живой человек. С брошенных детей и родителей. С тысячи обстоятельств, которыми мы себя оправдываем. С воровства подгузников у лежачих и брошенных стариков. Война начинается с того, что многие забывают, что здесь люди. Тоже люди. Война — это самая суть человека. Страшная и неприглядная. В которую жутко заглянуть. Потому что она бесконечна. Бездонна. Быть против войны — невозможно», – приходит к выводу Евдокия. Но всем своим примером, всей сущностью – показано как быть ПРОТИВ войны. Как быть ВОПРЕКИ войне.
Книга Евдокии Шереметьевой максимально концентрирует внимание на самой жизни во время войны. На людях – стариках, врачах, ополченцах, общественных деятелях, простых жителях. Они – это и есть настоящая жизнь. Жизнь во время войны. И книга Шереметьевой – яркой вспышкой залпа «Града» освещает их лица. Чтобы вывести нас из оцепенения, из равнодушия, из войны.
Луганск