Татьяна ЛЕСТЕВА. Вечер памяти Ирины Богачёвой
В начале сентября 2019 года, увидев в афише Концертного зала Мариинского театра анонс о юбилейном концерте любимой ленинградцами оперной звезды, одного из лучших меццо-сопрано в мире Ирины Петровны Богачёвой в связи с её 80-летием, я поспешила купить билеты на этот концерт, их оставались единицы, хотя до даты концерта было ещё почти два месяца. Юбилейный концерт был назначен на 30 октября. Недели через две мне на электронную почту пришло сообщение о том, что юбилейный концерт отменяется и заменяется на... концерт памяти Ирины Богачёвой. Ирина Петровна Богачёва скоропостижно умерла 19 сентября 2019 года.
Настал день концерта памяти. Концертный зал Мариинского театра. На экране портрет Ирины Богачевой. Оркестр на сцене. Вступительное слово главного концертмейстера театра Ирины Соболевой. Летом Ирина Петровна принимала участие в подготовке программы этого концерта, называла исполнителей, которых она хотела бы услышать. Программу юбилейного концерта, согласованную с Ириной Богачёвой оставили без изменения. И вдруг, о боже! Зрителям сообщают, что сегодня в 12 часов дня в возрасте пятидесяти двух лет жизни скончалась её дочь, постоянный её концертмейстер, заслуженная артистка, преподаватель Петербургской консерватории Елена Станиславовна Гаудасинская. На 42 день после смерти матери умирает её дочь! Зрители встали, скорбная минута молчания. С экрана на нас смотрела русская красавица, великолепное меццо-сопрано Ирина Петровна. Вечная память обеим!
Дирижёр Павел Смелков у пульта. Концерт открывается исполнением фрагментов «Реквиема» Верди. На экране под драматическую музыку «Реквиема» следуют одна за другой фотографии Ирины Богачёвой, проходит фотолетопись жизни блокадницы, солистки Мариинского театра, народной артистки СССР, профессора Петербургской консерватории, организатора фестиваля «Два века классического романса» и инициатора Конкурса молодых оперных певцов «Санкт-Петербург», Почётного гражданина Санкт-Петербурга. Смолкают последние звуки музыки. Аплодисменты.
Начинается концерт. В программе лучшие и любимые оперные партии великой певицы. Дуэт Любаши и Грязного из «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова открывает первое отделение в исполнении Юлии Маточкиной и Владимира Ванеева. В это время на экране появляется Ирина Богачева – Любаша. Ирина Соболева во вступительном слове отметила, что организаторы концерта подбирали для него из архива редкие фотографии певицы, которые никогда не публиковались до этого дня в прессе. Дуэт подходит к концу, на экране наплывом исчезает фотография Любаши-Богачёвой (кстати, почти все фотографии были чёрно-белыми) и снова появляется красочный портрет молодой Ирины Петровны, с доброжелательной улыбкой и надеждой смотрящей вдаль. Очень красиво, впечатляюще!
Не буду называть всех участников концерта – интересующиеся посмотрите сами программку, – а только перечислю исполнительниц тех партий, в которых блистала незабвенная Ирина Богачёва, конечно, не все тридцать вошли в концерт, а только основные, главные. Марфа в «Хованщине» Модеста Мусоргского – Наталья Евстафьева, одна из её учениц наряду с Ольгой Бородиной, Ольгой Саввовой, Еленой Витман и Олесей Петровой. Елена Витман появилась на сцене в коронной роли Ирины Петровны – Графини из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», Надежда Сердюк – Амнерис из «Аиды» Джузеппе Верди, Анна Кикнадзе накануне дебюта в роли Любови в «Мазепе» П.И. Чайковского (он состоится 31.11.2019) исполнила вместе с Татьяной Павловской (сопрано) дуэт из этой оперы. Юлия Маточкина – Любаша, Екатерина из оперы А. Петрова «Пётр I» – в третий раз выходит на сцену вместе Михаилом Векуа, завершая программу концерта заключительной сценой из оперы Дж. Верди «Кармен».
После этого на экране появилась фотография Ирины Богачёвой на одном из концертов, и зазвучала запись романса Валерия Гаврилина «Простите меня» в её исполнении. С последними словами романса – «Прощайте, прощайте, прощайте! Забудьте меня!» – оркестранты встали, к ним присоединились зрители. Долгая овация. Трогательная сцена прощания с великой русской певицей Ириной Петровной Богачёвой состоялась. Не знаю, сможет ли певица забыть петербургскую публику, но мы – ленинградцы (за петербуржцев не ручаюсь) забыть её не сможем никогда.
Публика не торопилась расходиться, три часа промелькнули как один миг. Я с грустью думала о судьбе Фестиваля «Два века классического романса», без которого трудно представить себе летний Петербург. Его создателем которого была Ирина Петровна Богачёва, а бессменным директором – её единственная дочь Елена Станиславовна Гаудасинская. Обеих не стало практически в одно тоже время. Неужели и это их детище, любимое петербуржцами, обречено на уход вслед за ними в наше беспросветное рыночное время, время разрушения русской культуры?
Санкт-Петербург,
1.11. 2019
На илл.: 1. Ирина Богачева; 2. Елена Гаудасинская; 3. Программа концерта памяти Ирины Богачёвой; 4. Ирина Богачева и Елена Гаудасинская.