Вадим МЕЛЕШКО. Идеология протеста.

Прочитал в №32 “Учительской Газеты” статью Натальи Яковлевой “Бритоголовые” и решил написать. Тем более что тема, затронутая автором, крайне важна и более чем злободневна.
“Мы не любим эмигрантов, богатых, наркоманов, извращенцев, лиц неславянской национальности, ментов и правительство, - заявляет Серега”. Одной этой фразы уже достаточно, чтобы задуматься, что стоит за всеми этими словами. Говорят, устами младенца глаголит истина. Но ведь Серега отнюдь не младенец, а 17-летний парень. Поэтому и негативизм его трудно назвать подростково-юношеским. Очень удобно свалить все на коварных взрослых, которые-де насаждают идеи национализма не вполне еще сформировавшимся юнцам и социально незрелым парням. Что ж, в этом есть своя доля истины. Однако ж ни дети, ни молодые люди более старшего возраста, делая подобные резкие заявления, Америки не открывают. Они всего лишь громко и категорично озвучивают те проблемы, о которых большинство из нас говорит шепотом, в полголоса, в кулуарах. Как вполне справедливо замечает Яковлева, “Мы, искренне кричавшие: “Да здравствует Советская Родина!”, их породили”. Да, наши дети суть наше продолжение.
И что теперь? Посыпать себе голову пеплом, проклясть самих себя за то, что мы такие вот неправильные? Или все-таки разобраться, в чем корень проблемы? Попытаемся проанализировать слова Сереги.
За что не любят эмигрантов? Поначалу может показаться - просто за то, что они приезжают в нашу страну. И, в отличие от туристов, к которым у нас традиционно гораздо более теплые отношения, не собираются уезжать - по крайней мере, в ближайшее время. Но не любят на самом деле за другое - за то, что они, приехав и поселившись у нас, не желают адаптироваться к нашей культурной среде. Вспомните умилительные истории про какого-нибудь негра, который поселился в Русской глуши, ходит в телогрейке, курит “Беломор”, в совершенстве освоил мат, пьет вместе со всеми самогонку и смешно коверкает застольные песни. А теперь понаблюдайте за тем, с каким “одобрением” смотрят где-нибудь в электричке или метро на толпу шумных армян, китайцев или азербайджанцев, весело обсуждающих что-то свое. Вспомните также, насколько добродушно взирают наши люди на национальные танцы недавно поселившихся чеченцев во дворе многоэтажного дома. Впрочем, если бы только этим все и ограничивалось, то Бог с ними. Дело-то в другом. Как показывают многочисленные опросы, враждебное отношение к эмигрантам у нас связано, прежде всего, с тем, что они не уважают нашу культуру и наши законы. Если уж ты приехал в другую страну – так веди себя соответственно тому, как здесь принято! Однако ж в милицейской сводке происшествий выходцы из ближнего зарубежья и южных республик почему-то фигурируют в каждом втором из сообщений. И на тех же рынках почему-то отнюдь не наши родные пенсионеры окопались, а товарищи из южных республик. За что же любить тех же гастарбайтеров из стран СНГ? За то, что они берутся строить дом или подметать улицы, смиренно беря при этом вдвое-втрое меньше денег, чем наш, свой мужик? Ну так это всего лишь потому, что для них и 100$ в месяц – большие деньги, поскольку где-нибудь в Кушке бес памяти рады и 30-ти. Но он поработал несколько месяцев и уехал на родину, где может жить как человек. А ты попробуй-ка проживи нормально за 3000 рублей в Москве! Ситуация здесь примерно такая же, как и с дешевыми заморскими товарами: понятное дело, гораздо выгоднее купить миллион тонн американской курятины за гораздо более низкую цену, чем предлагает отечественный производитель, но разве не подписываем мы попутно этому производителю смертный приговор?
За что не любят богатых? Уже сама постановка вопроса предполагает, что он обращен к людям среднего достатка или бедным, коих у нас большинство. В таком случае почему бы не посмотреть на происходящее в обществе под иным углом – в то время как уровень жизни 99 человек из 100 неуклонно снижается, один сказочно богатеет. Спрашивается, за чей счет? Я бы еще понял, если бы хоть часть своего богатства этот человек потратил бы на улучшения условий жизни окружающих. Заасфальтировал бы дороги (не только у своего дома, но и во всем микрорайоне), посадил бы рощу (а не конкурентов), купил бы спортивные тренажеры для спортклуба (а не загромождал бы ими комнату своего сына). Когда нам говорят, что за Западе совсем другое отношение к богатым, я могу согласиться лишь отчасти. Ведь если рядом со мной живут несколько миллионеров, ставших таковыми в результате эксплуатации жителей третьих стран, это одно, а если они нажили состояние на взятках, обворовав своих же сограждан, - совсем другое. Поэтому как можно любить богатых, которые ни в грош не ставят тех, благодаря которым они и стали богатыми? Или считают их тупым быдлом “пиплом”, который все “схавает”? Как можно агитировать нас поддерживать экономику страны? Покупая товары отечественного производства, и при этом размещать свои (да и ее тоже) капиталы за рубежом? Пока бедный воочию не убедится, что от богатства богатых ему действительно становится жить лучше, отношение одних к другим вряд ли изменится.
Наркоманы и извращенцы. Одни утверждают, что они уже, якобы, родились такими, другие – что сама жизнь довела этих людей до такого состояния. Но суть не в этом. Что может помочь (или заставить) нас любить их? Пожалуй, лишь элементарное человеколюбие, основанное на христианском гуманизме. Хотя мужчин, предпочитающих портить 10-летних девочек, и женщин, готовых продать своих малолетних детей за дозу героина, может любить лишь святой или идиот. Да, кто-то выступает за свободу выбора и право каждого решать, жить ему или умереть от СПИДа и наркотиков. Но, на мой взгляд, это гнилая философия. Может быть, она имеет право на существование в благополучных странах, где главная проблема – избыток населения. Но в России, жителей которой с каждым годом становится все меньше и меньше, требовать от кого-то любить наркоманов и извращенцев, по меньшей мере, странно. Сколько тысяч человек не доживают до 25-ти, умирая от передозировки, но успев-таки приобщить к делу десяток другой сверстников, сколько сидит за изнасилования и совращения - а сколько должно сидеть! – и при этом некоторых почему-то коробят слова Сергея.
Что касается лиц неславянской внешности, то это, наверное, самый щекотливый момент в его заявлении. Уж слишком много в нас разных кровей намешано, чтобы так говорить. Внешность обманчива, поэтому с одинаковой вероятностью можно порой принять за “своего” как жителя Германии или Дании, так и “забраковать” черноволосого и смуглого кубанца или ставропольца. Курьез в том, что то же Пушкин, который “наше всё”, ну уж никак не подходит под определение “лица славянской внешности”. При желании, правда, можно найти некоторую закономерность между тем негативом, который мы наблюдаем вокруг, и все увеличивающимся количеством все тех же лиц. Но не будет ли это притянуто за уши?
Наконец, Сергей с друзьями открыто говорит, что не любит ментов и правительство. А ведь и здесь его можно понять. Руководители у нас обычно ассоциируются с людьми весьма зажиточными или имеющими различные возможности, недоступные простому смертному – отдых, лечение, охана и т.д. Что же касается ментов, то есть милиционеров, то они ведь призваны защищать закон… который сама же власть и устанавливает. Опять же, посмотрите статистику – сколько руководителей высокого уровня были привлечены за последнее время к уголовной ответственности и сколько простых граждан попало за решетку. Уверен, это не прибавит любви к нашим “шишкам”, которым чуть ли не официально позволено публично оскорблять людей, требовать с вас взятки, продавать за бесценок непонятно кому целые заводы, воровать миллионы, отмывать миллиарды. И это при том, что обычные граждане могут не получать зарплату месяцами и жить впроголодь. Когда на улице к тебе милиционеры могут придраться за то, что ты носишь черную одежду и наголо выбрит, на дороге остановить просто потому, что инспектору не хватает для чего-то ста рублей, а не соблюдающим правила движения иномаркам с мигалками слуги закона только козыряют, где ж тут любовь, товарищи?!
Однако чтобы понять до конца природу ненависти “бритоголовых” ко всем перечисленным категориям людей, нужно послушать, что нам советуют добрые люди из-за бугра. Оказывается, нужно быть просто терпимее к другим, к их “особенностям”! Говорят, что все люди равны, но некоторые все же равнее других. Поэтому если одни вполне справедливо (с их точки зрения) считают себя прирожденными торговцами, воинами, интеллектуалами, спортсменами и руководителями всего, чем только можно руководить, то всем остальным они предлагают принять это как данность, смириться перед реальностью и не пытаться прыгнуть выше головы. Получается, что толерантность в их понимании – это так: “Мы будем делать то, что считаем нужным, а вы, пожалуйста, отнеситесь к этому максимально терпимо и примите нас такими, какие мы есть!”.
Дети гораздо более чувствительны к несправедливости, чем взрослые. Потому они протестуют как против агрессивного вытеснения элементов нашей традиционной культуры развратной зарубежной, так и против формального “уравнивания” всех культур, народов и религий. Просто тезис “все люди – братья” хорош до тех пор, пока ты в один прекрасный момент не начинаешь замечать, что твои соседи куда-то съехали и во всех соседних квартирах и домах теперь живут почему-то только крикливые смуглокожие или узкоглазые “братья”. И вот тогда парни понимают, что их попросту дурят – то же правительство, менты, богатые, эмигранты, которые при этом могут быть еще и наркоманами-извращенцами. А, поняв это, либо перестают верить в существование справедливости, либо сжимают руку в кулак, чтобы сделать хоть что-то. Этим они бросают вызов тем, кто должен решать эти проблемы, но почему-то заботится только о своем кармане. Ребята и безо всякого давления со стороны темных деструктивных сил понимают, что именно беззубая национальная, экономическая, социальная и внешняя политика государства привела нас всех к этому кризису, предоставив нам выбираться из него самим.
Мы же при этом продолжаем считать их не более чем “подростками с комплексом неполноценности”. А сами в детской наивности верим, что вот если бы все в этом мире стали относиться друг к другу как минимум терпимо, а как максимум с любовью и уважением, тогда бы все проблемы отпали. Верим, закрывая глаза на явное несоответствие высоких тезисов и суровой реальности.
Не могу сказать, что я ярый защитник скинхедов, воинствующий ксенофоб и славянофил. Просто ко всему нужно относиться гораздо более трезво и взвешенно, не пытаясь одних представить несчастными жертвами, павшими от рук (или ног) бритоголовых наци(онали)стов, а других – жестокими неграмотными фанатиками, марающими стены корявыми надписями “Чорные – вон из росии”.

 

 

 

Project: 
Год выпуска: 
2005
Выпуск: 
10