Юрий ФРОЛОВ. Почему Казань не справила своего 500-летия?
О том, что в 1977 году было «отменено» 800-летие нашего города, знает почти каждый. Но мало кто ведает, что в 1894 году Казань собиралась отпраздновать свое 500-летие...
О пятисотлетии города заговорили в самом начале 1894 года. Идею эту подбросил, скорее всего, сам городской голова - вездесущий С.В. Дьяченко. Уж кто-кто, а рачительный Сергей Викторович лучше других понимал, что под юбилейный шумок можно будет урвать несколько тысчонок на городские нужды. Не без его усердия 19 февраля 1894 года в профессорском зале университета состоялось заседание Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете, которое обсудило «Заключение совета по вопросу о пятисотлетии Казани». Грядущее 500-летие Казани широко обсуждается на страницах местных газет.
«Как мы уже сообщали, - напоминает «Волжский вестник», - городской голова г. Дьяченко обращался к председателю общества проф. Н.А. Фирсову с просьбой предложить на обсуждение членов общества вопрос о годе основания гор. Казани. Этот вопрос был вызван существующим предположением, что в нынешнем году исполняется пятисотлетие нашего города. Совет... пришел к заключению, что самым вероятным годом этого события нужно считать 1394 год. По мусульманским источникам, время обращения Казани в резиденцию татарских князей относится к 1394 г. или 1402 г.
Ввиду таких данных совет общества археологии резюмировал свое заключение по данному вопросу в форме признания, что точных данных для определения года основания Казани в исторических материалах не существует, тем не менее самым вероятным годом нужно считать 1394 год, следовательно в нынешнем, 1894 году, город Казань вступил в пятисотый год своего существования в форме городского поселения»... Об этом совет и уведомил городское управление.
Более обстоятельную версию адресовал своим читателям «Казанский телеграф»: «Совет, сопоставляя данные мусульманских сказаний, от лица председателя общества профессора Н.А. Фирсова доложил собранию, что может идти речь о двух датах: 1394 и 1402 годах, когда в новой (нынешней) Казани могли водвориться впервые ханы...
Если, доказывал проф. Фирсов, есть упоминание о Казани до 1402 г., то следует предпочесть дату 1394 г., хотя ручаться за нее нельзя. В ответ на это проф. Н.А. Осокин возражал, что только Фукс и Вельяминов-Зернов считают, что здесь речь идет о настоящей Казани. Прочие же исследователи, в том числе и Шпилевский в «Древних городах», отвергают чтение «Казань» и доказывают, что вместо Казани следует читать «Кошанъ», что описка одной летописи перешла и в другие, подобно тому, как и прежде не раз упоминается ошибочно о мнимой Казани даже до нашествия монголов... Кошан входил в круг болгарских городов и действительно принимал участие в коалиционной воине против Москвы и Нижнего. Этот прикамский город тогда имел уже историю и жил общей жизнью с Булгарами, а Казань не могла настолько укрепиться в какие-нибудь 5 лет... Было бы слишком наивно полагать, что города приобретали тогда значение и силу в такое короткое время. В те века рост их шел слишком медленно...»
К этому было заявлено, что нисколько не установлена точность двух дат, выведенных мусульманскими источниками. Проф. Фирсов отвергал всякое значение Кошана. На это последовали веские возражения со стороны А.А. Штукенберга и Н.А. Толмачева, первый из которых указал на остатки валов, на значительность территории города и на найденные памятники, которые доказывают, что Кошан имел такое же значение и силу в Булгарском царстве, как и другие города Прикамья. Профессор Н.А. Осокин отнесся скептически к постановке обеих дат и поставил вопрос об их проверке. И.И. Износков заметил, что в рукописях даются даты не первых поселений, а первых ханов.
Но ближе всех к истине был все же профессор Фирсов. Он прямо заявил, «что подобные вопросы с научной стороны являются праздными, ибо не могут опираться на точные данные». А далее он приоткрыл завесу над спором ученых мужей: «...но здесь речь идет об удовлетворении просьбы городского управления, которому желательны эти сведения, вероятно, для празднования юбилея...». Еще определеннее высказался профессор Н.А. Осокин. Он заметил, «что с достоинством ученого общества тем более несовместимо сообщение под его авторитетом непроверенных путем критики и по существу ненадежных исторических данных, так как определить даже приблизительно время первых поселений в Казани нельзя. Время же первого водворения хана в настоящей Казани вряд ли должно служить исходной датой для празднования 500-летнего юбилея города».
...К мнению авторитетных ученых городская дума отнеслась с пониманием -долгожданное пятисотлетие Казани не состоялось.
Перепечатывается из газеты "Вечерняя Казань" от 2 августа 2005 года.