Лидия СЫЧЕВА. Больше, чем музыка
«Музыка – это основа нашей жизни. Без музыки жизнь лишена красок. Музыка и Вселенная зародились одновременно. Музыка – проводник между Богом и людьми».
Просто сказано, но – не оспоришь! Настоящая музыка делает жизнь наполненной, расцвечивает мир чувствами, воодушевляет и утешает. В музыке есть тайна – непознаваемая и непередаваемая.
Какая музыка звучит сегодня в народной душе? А в общественном пространстве, в теле- и радиоэфире? Куда, к каким богам ведёт этот проводник?
Жаль, что культурная жизнь большинства россиян музыкально обеднена. И сделано это искусственно. Уж сколько лет народ просит, например, «поправить» Новогодние концерты, избавить их от пошлости, банальности и примитивизма. Сотни тысяч людей подписывали петицию с этим требованием, а воз и ныне там!.. Значит, музыка – больше, чем музыка. Она – властительница душ, носитель эстетического идеала, заветная тайна сердца. Потому и пленена, исхлёстана грубостью и примитивными ритмами музыка российского медийного пространства.
***
10 ноября 2019 года, Большой зал Дома культуры Московского института стали и сплавов, праздничный концерт «Живой традиции». Детище Российского Фольклорного Союза, этот общественно-культурный форум, уже 13-й по счёту, любим и ожидаем москвичами. В зале нет свободных мест, очень много молодежи, атмосфера – приподнято-торжественная. И в то же время – естественно-домашняя, как на большом семейном празднике. Всё наполнено энергиями родства, дружества, понимания значимости происходящего.
Действо на сцене – с чувством и смыслом. Выверено не только эстетически, но и глубоко осмысленно, выстрадано. Звучит русская, татарская, эвенкийская музыка. Сибирь и Урал, Поволжье и Русский Север, Юг России и Москва – многоцветье, многоголосие, многочувствование огромной страны, так нуждающейся в любви и нормальной жизни.
Артисты на сцене – разного возраста и концертного опыта. Но есть и общее, то, что всегда отличает «Живую традицию» и притягивает к ней народ. Это люди, живущие правильно, хорошо понимающее своё предназначение. Потому что фольклор – не только песни, сарафаны, рожки и гармошки. (Хотя одежда, быт, тип жилища – всё важно.) Девиз форума – «Держаться корней», и этот образ жизни формирует человека устойчивого, личностно-оригинального, самобытного, самодостаточного, независимого. Фольклор – это мудрость, которая вобрала в себя корневой опыт тысячелетнего бытования человека на пространствах нашей страны. Фольклор – «природа культуры», сама жизнь, которую человек осмысляет в гармониях, и потому, наверное, не может не петь – и страдая, и радуясь, и задумываясь о будущем.
Назовём коллективы, выступившие на сцене в этот вечер, и подарившие нам, зрителям, возвращение к самим себе. Ансамбли «Утешная канарейка», «Народный праздник», «Птица Жар», «Казачий Кругъ», «Веретенце», «Воля», «Зорюшка»; ансамбли Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Вологодского педагогического института, Российской академии музыки им. Гнесиных, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова; творческие объединения «Под облаками», «Буза», «Червленый Яр», творческий проект «Архипушка», коллектив «Созвездие народных талантов», студия «Вечора». Вёл концерт руководитель Российского Фольклорного Союза, музыкант Сергей Старостин.
На сцене аритсты из Твери и Нижнего Новгорода
Два с половиной часа песенно-танцевально-музыкального состязания пролетели незаметно. Праздник души, праздник подлинности слова, поведения, поступка!.. Но это для нас, тех, кто погружен в стихию русской жизни, кто переживает за судьбу отечественной культуры, кто тоскует по красоте и мелодике народной песни. А что скажут гости заморские об этом действе?!
На концерт «Живой традиции» мы пригласили Дебасмиту Моулик, главу проекта «India by Hand» в России. «Народная музыка – самый старый музыкальный жанр. Сегодняшний концерт тронул меня подлинностью – музыкой, танцами, уникальными инструментами, яркими костюмами! Невероятно, насколько богата и разнообразна русская народная культура!» – слова Дебасмиты можно было бы счесть за вежливость учтивого гостя, если бы не сияние глаз и искренность улыбки. И – ответный дар: «Приходите 15 ноября в Культурный центр при Посольстве Индии. Будет замечательный вечер классической музыки. Вы не пожалеете!»
***
Зал культурного центра был заполнен, так что публика даже сидела на подоконниках. Неужели у индийской классической музыки столько поклонников в Москве?! Оказывается, да!
С кратким вступительным словом обращается почётный доктор искусств Уша Радхакришна, директор Культурного центра имени Джавахарлала Неру. Она говорит просто, но весомо. Доктор Уша – специалист в классическом индийском танце и классической музыке. В качестве организатора фестивалей искусств работала со многими знаменитостями из мира хореографии, музыки и кино.
«Времена года в мелодиях» – так называется концерт. Событие значимое, его почтил своим вниманием Посол Индии в России Бала Венкатеш Варма, гости из министерства культуры РФ, пресса, представители научных кругов и общественности.
«Музыка – проводник между Богом и людьми», – говорит ведущая, и мы, слушатели, будто переносимся во времени и пространстве. – «У индийцев музыка в крови и в линиях жизни. В индийской мифологии особое место отводится музыкантам, и даже Бог увлекается музыкой».
Шесть фундаментальных раг (санскритское слово, буквально – «страсть, цвет и привязанность», нечто, что способно «окрасить сердца людей») представляют то или иное время года. Рага – и концепция, и мелодическая композиция, и тема, и импровизация. В этом могли убедиться слушатели, внимая и начинающим музыкантам, и виртуозам.
Атиш Мукхопадхья, исполнитель на сароде, хорошо известен в России. Виртуоз, он умеет «вести» не только мелодию, но и весь зал – овациями встретили его исполнение раги Бхайрави. Королева мелодий, рага раннего утра, сезон которой – зима, оказалась очень близка всем слушателям. Музыкант и впрямь «окрасил сердца людей» – в цвет любви и благодарности.
И, конечно, всех покорил Ашиш Мишра, играющий на табла (индийском барабане). Музыкант принял участие в исполнении всех «времён года». Он тактично поддерживал своих русских учеников: Ивана Муралова, Татьяну Леонову, Александра Добромыслова, Алексея Чапцова, Светлану Соколову. Флейта, ситар, клавишные, вокал – разные инструменты, разный подход, характер исполнения. Каждый – со своим голосом и смыслом.
Ашиш Мишра, Атиш Мукхопадхья и Уша Радхакришна в финале концерта
Атиш Мукхопадхья дает уроки индийской классической музыки в Московской консерватории, у него много поклонников и учеников в Санкт-Петербурге, где он гастролирует. На его страничке ВКонтакте можно прочесть слова его гуру (учителя) Устада Аашиш Кхана: «Прослушивание музыки – это как медитация, как посещение храма. От музыки ваше сердце становится очень-очень чистым, вы чувствуете, что такое мир, что такое дружба, что такое любовь, вы понимаете, что вы можете сделать для других. Даже когда вы ее не понимаете, музыка – это как свежий воздух, как чистая вода, когда вы ее слушаете, вы ощущаете ее чистоту».
***
Две традиции – русская и индийская. Два цивилизационных материка – Россия и Индия. Много разного, но много и похожего в наших культурах. Дружелюбие. Доверчивость. Стремление к прекрасному. Музыкальность!
Жаль, что мало на наших экранах индийского кино, а на телеэкранах – индийской музыки. Выручает интернет: прямую трансляцию с концерта индийской классической музыки посмотрели тысячи россиян. Да и в поисках смыслов многие наши соотечественники уезжают к индийским гуру.
Один из них – музыкант из Омска Юрий Лебедев. Вот к какому выводу он пришел в своих странствиях: «Я считаю, что людям, которые живут на постсоветском пространстве, безнадежно и, возможно, навсегда испортили музыкальный вкус некачественными поп-проектами».
Об этом, кстати, на пресс-конференции «Живой традиции» говорил Сергей Старостин, размышляя о советском времени:
– …В молодом поколении воспитали отторжение от национальной культуры, молодежь с ней даже не была знакома. Молодежь кормилась культурой вторичной, суррогатной, но никак не собственной корневой. Поэтому в 80-е годы мы имели совершенно фантастический исход русской молодежи из России. В Тибет, в Индию ребята уезжали в поисках смыслов. Эта тема коснулась многих моих близких людей. Если дети не нашли эти смыслы на своей собственной земле, значит, они их будут искать где-то.
И, дальше, продолжая размышлять о «Живой традиции»:
– В постсоветское время появилось фольклорное движение, оно выросло, окрепло, «кости обросли мышцами», и сейчас уже та молодежь, которая сформировалась в этой культурной среде, её не сбить с пути. Она знает, куда ей идти, и как развиваться.
…Можно ли судить о культурной политике государств по единичным событиям? Да, если учитывать широкий контекст: демографию, темпы экономического роста, уровень госуправления, самочувствие народа, самобытность его культуры.
Два концерта: «Живая традиция» и «Времена года в мелодиях». Фольклор народов России и индийская классическая музыка. В первом случае – широкая общественная инициатива, во втором – продуманная воля государства.
Честно говоря, второй путь видится более плодотворным и естественным. Потому что поддерживать национальную культуру – это так же нормально, как любить своих родителей, уважать родной язык, стремиться к красоте. А если всё по-другому?!.. Тогда прислушаемся к голосу поэта: «Музыка глухому не дается, Звёздный свет слепой не различит. Если в сердце слову не поётся, На губах оно не зазвучит».