Анна НИКИТИНА. О рае в карманах, макарошках и прожиточном минимуме
Этим чудесным будничным днём, бегло пробегаясь глазами по новостной ленте в социальной сети, наткнулась на громкий заголовок «Суд назначил первый штраф за оскорбление государства». Районный суд Новгородской области оштрафовал на 30 тысяч рублей жителя Малой Вишеры за две записи в сети. (РИАНовости, 23.04.2019)
«Ну вот, – подумала я, – началось. Теперь будут сажать всех налево и направо за лайки и репосты, смысл и значение которых понять, а уж тем более объяснить эти самые вершители правосудия не всегда смогут. Неужто так сильно государство желает убавить громкости нарастающему безумному крику собственного народа? Наперекор Конституции, наперекор всем человеческим правам и даже самому банальному здравому смыслу.
Как же так получилось, что те, кто должен своей стране служить, кто народом русским избран – вдруг стали с ним заклятыми врагами?
Этим же вопросом регулярно задаётся и Екатерина Фёдоровна Глушик, активный автор «Завтра», «Литературной газеты». «Литературной России», «Московского литератора», «Молока» и многих других изданий, о которых мы могли услышать лишь на парах, но никак не по федеральному телеканалу и, что не удивительно, не от журналистов «быковского» формата.
Если бегло посмотреть биографию Глушик, то никаких высоких чинов или членств в «Советах российской оппозиции», мы там не увидим. Напротив, всё достаточно прозаично – работала проводником поездов дальнего следования, затем учителем русского языка и литературы в школах. Также трудилась референтом, переводчиком, журналистом. Своими проводниками в нелёгком журналистском пути Екатерина считает Александра Проханова и Юрия Полякова. Именно они оказали наибольшее влияние на её творчество (интервью для журнала Пиши-Читай, 04.12.2014). Первые книги выпускала под псевдонимами Екатерина Симина («Простые разговоры», 2003 г.) и Екатерина Серафимова («Беседы о Сталине» 2006 г., «Что сделать?» 2009 г.).
Писала о творчестве Александра Проханова, Владимира Бушина, Юрия Бондарева, Сергея Капицы, Лидии Сычевой. Сильно углубляться в разбор биографии Екатерины не вижу смысла, ведь, смею предположить, основной характер и направление её деятельности людям знающим удалось определить с самых первых строк.
Моё знакомство с работами Глушик началось с публикации «Без вины виноватые» в её авторском блоге на просторах «Завтра». Первый абзац материала был посвящён новости «Чиновники города Таганрога назначили многодетной неполной семье, которая относится к категории малоимущих, единовременное пособие – 47,5 рубля».
Принялась за чтение – и ощутила вставший в горле ком. Такое случается, когда действительно задевают за живое. Екатерина задела. «А что такое государство? Антимонова (Антимонова Марина Юрьевна, министр социально-демографической и семейной политики Самарской области) уверена, что это – она! «Государство – это я!» И она нас всех содержит! Но государство – это мы, граждане. И все деньги, которые есть в бюджете, туда ссыпали мы! А вы – лишь свора у кормушки. Зарплату тебе платим мы, а ты только рассуждаешь, дать ли матери с тремя детьми полсотни рублей на год!»
Чувствуете этот рвущий наружу крик? Я чувствую.
И ведь оглушающей несправедливостью и поразительным чиновничьим хамством полнится наша родная страна. Из года в год всё больше. Словно проверяя на прочность, народ бросают из стороны в сторону, рвут и режут со всех сторон его же «слуги». И Екатерина Фёдоровна об этом рассказывает. С надрывом, на грани, резко и ядовито, она изобличает «народных благодетелей» в своих материалах.
Её стиль повествования больше напоминает разговор по душам о наболевшем, чем выверенную журналистскую речь, коей полнятся ныне федеральные СМИ. Она пишет открыто, не стараясь подобрать уместные выражения и не путая читателя в сложных заковыристых канцеляризмах.
«Все – страшно далеки от народа и ни в какую не хотят к нему приблизиться на расстояние прожиточного минимума» («Макарошки стоят дорого», «Завтра» 16.10.2018). Ёмко? Вполне. И сколько смысла в такой короткой фразе. Наши любители спускаться на «золотых парашютах» после пары лет чинного восседания в кожаных креслах – не народ, прожиточный минимум в 11 тысяч 280 рублей – для них лишь мелкие цифры в бумажках. Урвал себе сочный кусок побольше, кинул народу кость – и хай там собачатся. А коли будут пытаться возмущаться – так для закона об оскорблении власти, такому свеженькому, прям с пылу с жару, как раз не хватает прецедентов для освещения всё в тех же «Коммерсантах» и «Новых газетах».
Как оказалось, всё же бывают случаи, когда активная эстафета «а я могу сказать еще циничнее и глупее» заканчивается неудачно. Так и получилось с известной в Саратове партийной дамой Натальей Соколовой, в разговоре с депутатом областной Думы, высказавшей мнение, что пенсионеру с пенсией в 3500 рублей стоит покупать побольше «макарошек», ведь они всегда стоят одинаково. А ведь её оппоненты желали повысить пенсию хотя бы на 500 рублей. Однако знаток диетического питания Наталья Соколова была непреклонна. И эти «макарошки» обошлись ей на удивление дорого – стоили целого чиновничьего кресла.
Дальше – страшнее. Ужасная трагедия, случившаяся 26 марта 2018 года в Кемерово, повергла в шок не только нашу страну, но и весь мир в целом. Как же так, дети и родители приехали отдыхать и смотреть мультфильмы, а в итоге заживо сгорели, запертые на железные замки в кинозалах. Зачем ждать конца, если ад на земле уже наступил?
Помню, как сотрясались от рыданий краснодарцы, приходившие к стихийному мемориалу у Александро-Невского собора. Несли цветы и игрушки, ежедневно замирали у экранов телевизоров, когда в прямом эфире корреспонденты показывали кадры с выжженными помещениями, а в тишине транслировались фото и списки погибших. Народ был не просто сломлен. Он был раздавлен и выжжен дотла.
«Теперь уж точно виновные получат по заслугам. О таком точно не получится умолчать. Вся страна не позволит», – с надрывом воскликнула я тогда. И, как уже показало время, сильно заблуждалась. Показательные «расстрелы», слёзные извинения вице-губернатора перед семьями погибших и, ставшее уже привычным, нарочитое безразличие верхних эшелонов власти. Но у нас ведь с завидной регулярностью вещают с телеэкранов о демографической ситуации в России-матушке, призывают рожать как можно больше и воспитывать в них будущих граждан великой державы. Вот только для чего? Чтобы потом сотнями хоронить из-за того, что всем было наплевать на нормы пожарной безопасности, пока деньги рекой лились в карман товарища-миллиардерда? И вот о чём в той ситуации было переживать господину Штенгелову? Он ведь в тот роковой день в своей австралийской академии проводил звёздный приём теннисиста Анри Леконта. Какая уж там трагедия национального масштаба, когда тут такие люди. А когда всё же ухватили этого «австралиан боя» за филейные части – ловко и, что было вполне себе ожидаемо, просто откупился. «Социально ответственный Штенгелов, по вине которого сгорели дети, явил аттракцион щедрости! Посулил выплатить семьям погибших аж по три миллиона рублей! Веселись, мужичина! Ликуйте, вдовцы и потерявшие детей родители, вы – миллионеры! Нет худа без добра!» («Торные дороги мерзавцев», 09.04.2018)
И опять этот предательский ком поперёк горла. Вот правда, Екатерина Фёдоровна искусно владеет особым мастерством – резать душу словом. Каждая интонация, каждое восклицание – словно тонким лезвием по открытой ране. И вновь жгучая боль, а в глазах слёзы. Неужели это – наша страна? Великая и могучая Российская Федерация? Демократическое государство, соблюдающее права и свободы человека и гражданина? Как бы ни так.
Самое любопытное, что при всех поразительных ужасах «Хромой лошади», «Зимней вишни», расстрелов в школах, пенсионной реформы и (на тот момент) предстоящего повышения НДС рейтинг доверия к принимаемым Думой законам внезапно вырос. По крайней мере, именно такую информацию нам транслировали по федеральным телеканалам. И начинаешь всерьёз задумываться о сохранности собственного рассудка, ведь пребываешь в серьёзных сомнениях – смеяться уже или всё же плакать? Обозлённые россияне отказываются платить вечно растущие налоги, уровень благосостояния населения стремительно летит вниз, доверие к правительству утрачено полностью (по исследованиям ФОМ, рейтинг доверия к Дмитрию Медведеву на данный момент составляет 5%!) – а тут прям всепоглощающая вера и надежда в светлые думские умы! «На телеэкране один за другим мелькают депутаты, лопаясь от гордости, сообщают: доверие к принимаемым Думой законам выросло. И есть чему доверять! За два года работы рассмотрено 3.279 законопроектов и принято 1020 законов. И вот уважение к депутатам бьёт все рекорды, вот опросы показывают… Кого, с позволения спросить, они опрашивают? Друг друга в думском буфете? Мол, ты меня уважаешь?» («Всё хорошо, прекрасная маркиза», «Завтра», 09.10.2018)
Откровенность и прямота в её строках восхищают и поражают одновременно. А особое признание заслуживает смелость Екатерины Глушик. Далеко не каждый сейчас решится на столь правдивые заявления. Мы становимся слабыми и трусливыми, словно загнанные звери. Трудимся на износ за копеечные зарплаты, со всех стороны окружённые навязанными нам ценностями и моральными ориентирами, черствеем душой от десятков необъяснимых трагедий, в которых никогда нет виноватых, да и просто глупеем – тяга к знаниям у нашего человека есть, вот только всё не к тем. И на фоне этого – такая обнажённая честность. Она отрезвляет. Пусть иногда и напоминает ушат холодной воды на голову – зато мысли какими чистыми становятся от интеллектуальной деятельности. Чтобы противостоять этому активно внедряемому западному образу человека-потребителя, нужно интересоваться и знать. Не отмахиваться от политических и социальных тем с недовольным «Да какая мне уже разница, я там ничего не решаю!», а сражаться.
С несправедливостью, хамством, бесчестием. Выступать в роли пастухов, а не послушного бездумного стада. Ведь пока мы ждём, что справедливость сама настигнет наших «народных благодетелей», они всё продолжают увозить налоги россиян за рубеж. Яхты, виллы, да даже целые улицы и острова – всё это на кровные заработанные приобретено? Это ж сколько жизней работать нужно было, чтобы позволить себе подобное?
«Чего людям, сидящим на Охотном ряду, ждать царствия небесного, если рай уже у них в кармане?» («Всё хорошо, прекрасная маркиза», «Завтра», 09.10.2018)
Несмотря на мою явную заинтересованность статьями политической направленности, спешу отметить, что Екатерина Фёдоровна Глушик пишет не только публицистику. Есть у неё и рецензии: Константин Бельхин «Но вот пришёл богатырь-народ…», Яков Семёнов «Жизнь без черновика», Юлия Новицкая «Дневник жены космонавта» и др.
Однако, не отходя сильно далеко от темы литературы, очень хотелось бы затронуть её материал «Пьедестал для предателя» («Завтра», 17.10.2018). В её откровенной беседе с Владимиром Сергеевичем Бушиным раскрывается тема активного вознесения нашими властями Солженицына на пьедестал классика и национального героя. Александр Исаевич – фигура крайне спорная и его вклад в развитие (а если быть точнее, то разрушение) нашей страны положительным уж явно не назовёшь. Но зато как много чести удостоено человеку, так сильно ненавидящему Россию!
Ещё учась в школе, читая «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» и «Архипелаг ГУЛАГ» я задавалась вопросом – неужели это именно та литература, что так необходима была в школьной программе? Неужели эти мысли – мысли истинного патриота своей страны? Подобные вопросы не находили ответов, ведь моя учительница русского языка и литературы наотрез отказывалась рассуждать о ценности тех или иных произведений с инакомыслящей ученицей. Всю правду удалось узнать намного позже, ознакомившись с большим пластом литературных произведений, подучив историю и сдав профильный экзамен. Но ведь сколько времени мне на это потребовалось! А школьная программа как была построена на изучении Солженицына и конспектировании Белинского, так на том же уровне и осталась.
Екатерина Глушик в своём интервью задаёт Владимиру Бушину тот самый наболевший вопрос, которым я стала регулярно задаваться после подробного изучения истинного Солженицына:
«Солженицын был одним из орудий, которое действовало против нашей страны. Почему же сейчас это орудие, прямого врага страны, не просто забыли и не положили под спуд, а очень активно пропагандируют? Хотя Путин сказал о том, что развал (уничтожение) Советского Союза – это трагическое событие, он это признаёт, тем не менее, фигуре, которая способствовала убиению нашей страны, нашей Родины, такое внимание, его навязывают обществу». На что Владимир Сергеевич ответил сдержанно и кратко: «Это просто глупость».
Глупость – один из всадников Апокалипсиса нашей страны. От всеобъемлющей глупости, так активно и упорно продвигаемой в массы, издаются антинародные законы, гибнут люди и навязываются ложные идеалы. И ведь вакцина от этой опасной заразы самая простая – не быть равнодушными молчаливыми зрителями. Это ведь наша с вами страна, одна на всех! И разве мы можем позволить с ней так поступать? Поступать так с нами?
«Как там у классика? Бойся равнодушных – это с их молчаливого согласия совершается всё зло на земле!» («Задело!», «Завтра», 04.08.2016)
На илл.: Екатерина Глушик выступает на литературном вечере интернет-журнала МОЛОКО.
Фото Юрия Паршинцева