Ирина ЛАНГУЕВА. Учились у Геббельса?

На последнем «Парламентском часе» в Государственной Думе депутаты, наконец-то смогли увидеть тех, к деятельности которых давно имеют большие претензии: руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого и руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского.
Час долгожданного свидания начался с обстоятельного доклада Министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова, в голосе которого звучала неподдельная тревога. Он дал понять, что государство всё дальше уходит из сферы культуры, в которой работают 18% занятых в сфере экономики страны. Провести требуемую Правительством РФ реструктуризацию отрасли за счет увольнения многих из этих людей, невозможно, поскольку в учреждениях культуры трудятся в среднем не более 10-12 человек. Проведи сокращение штатов - сами учреждения исчезнут. Меж тем зарплата работников культуры на 40% ниже средней по стране – всего 4 тысячи 180 рублей. Поистине – эти люди живы только преданностью своему делу!
Да, утверждал Министр, расходы на культуру в последние годы растут. В федеральном бюджете 2004 года эта статья составляла 1,15%, в 2005 году – 1,29%, т. е. 41 миллиард рублей, в следующем дойдет до 44 млрд. Но этот рост цифр чисто бумажный. Ведь в реальности увеличение расходов на 6,1% ниже уровня инфляции – 8%. Вот и получается, что в действительности нас ожидает сокращение расходов на культуру.
Уход государства из отрасли проявляется и в другом. Из 37 млрд. рублей, выделенных на капительные вложения, 23 млрд. приходится всего на 2 объекта: Большой театр в Москве и Мариинский в С-Петербурге. А вот памятники федеральной культуры в регионах поддерживаться из столицы практически не будут. Отказалось Правительство и подбросить в отрасль дополнительно 17 млрд. рублей, которые необходимы в связи с удорожанием оплаты услуг предприятий связи, поддержки национального кинематографа, расширением объемов телерадиовещания, проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и информационной безопасности.
Общее состояние основных фондов РТРС Александр Соколов назвал «катастрофическим». Изношенность приемных устройств во многих случаях достигает 100%, а планируемое бюджетное финансирование позволяет удовлетворить потребности технического переоснащения всего на 10%. Уже сегодня, по его словам, «в любой момент может произойти отключение 1 канала на одной трети России. Спутник, который осуществляет телевещание, четырежды отработал свой ресурс». Один отечественный спутник уже рухнул на Землю. И хотя, по мнению Министра, члены Правительства крайне озабочены проблемой, угроза повторения катастрофы пока не устранена. Нет денег и на экспертную защиту ряда культурных ценностей страны, на которые претендуют 8 иностранных государств!
Высказав это, Александр Соколов с потемневшим лицом сел на своё место, и на трибуну резво скакнул Михаил Швыдкой. Едва руководитель агентства заговорил, сразу стало ясно: оратор прибыл в Думу не для того, чтобы стыдливо отчитываться, извиняться и находить просчеты в своей работе. Трибун – напористый шоумен решил сам изобличить депутатов. Ибо там, где для Александра Соколова рушатся основы тысячелетней национальной культуры, и происходит трагедия поистине мирового масштаба, для Михаила Швыдкого - только привычная атмосфера общественного балагана, легкомысленных заявлений, едких нападок, циничного клоунского ерничанья.
Поэтому Михаил Ефимович начал с эмоционального заявления, что, в отличие от него, депутаты и общество «не осознают серьезности поднятой темы»! «Все мы жалуемся на то, что стали плохо говорить по-русски, что русский язык вытесняется, что много западной культуры, что с западной культурой мы никак не можем справиться. И это говорим вслух, много, часто, от всей души, и это нравится избирателям, мы рвем рубахи и обещаем, что защитим страну…»
Вот так, перекувырнулся на клоунском коврике и слился в едином порыве с теми, кого давно возмущает его собственная телевизионная деятельность: и дерзкие заявления, что, де, русский фашизм страшнее немецкого, и то, что русская культура навеки погребена под кучками «мата» Владимира Сорокина, и то, что секс - начало любой культуры
«Мы можем заклинать друг друга как угодно, но если высокая культура, русская культура, культура народов России финансируется на порядок ниже, чем то, что к нам приходит из-за рубежа, мы можем рассказывать друг другу об идеологической борьбе, сколько угодно, и ничего не сделаем!» - самозабвенно играл перед депутатами в страстного патриота Михаил Ефимович: «Вы поймите это! Только кажется, что с русской культурой всё хорошо - не хорошо! Уж поверьте мне!.. Я говорю об этом со всей ответственностью! Я не популист, поверьте мне! Это самая важная информация, которую вы должны услышать: речь идет о безопасности страны! Духовной безопасности! Уж поверьте мне! Мы должны защитить народ - прежде всего!»
Глядя на то, как вился на думовской трибуне пламенным ужом - заклинателем Михаил Ефимович, несведущий человек мог и вправду поверить в то, что он один, долго и безнадежно боролся за чистоту русского языка, русскую духовность. Рвал на себе в передаче «Культурная революция» последнюю рубаху и плакался в обнажившееся нижнее белье. А «плохие» депутаты и «темные» русские рабочие и крестьяне не понимали его порывов, останавливали и даже кричали из своих квартир: «Брось, Миша! Жарь лучше «Семь сорок»! Давно не радовал!»
Но как ни была сладка патока швыдковского красноречия, сколько не заклинал он: «Уж поверьте мне!», - «злые» и «ужасные» депутаты ему не поверили, и на обсуждение докладов записалось аж 80 человек.
Кто-то из них в порыве гнева назвал Швыдкого «очковтирателем» и призвал уйти в отставку. Кто-то напомнил, что задача агентств Министерства культуры и массовых коммуникаций – пропагандировать через СМИ «важные для общества ценности». Кто-то негодовал, что если Швыдкой просит денег на культуру, лучше не давать, потому что они пойдут на создание ещё одной «Культурной революции».
Полностью поддержал «боевого товарища» только Михаил Сеславинский. Свысока, небрежно и почти брезгливо он объяснял, что с 2000 по 2004 год из федерального бюджета на детские, научно-популярные, культурологические, социально значимые телевизионные проекты общей численностью 670 было выделено 1 млрд. 700 млн. рублей.
Но поразить этим отчетом можно только наивных людей! Ведь если хорошенько посчитать, да учесть, что ТВ работает с утра до ночи, то выйдет: каждый такой проект мог занимать в этот четырехлетний период всего час-два эфирного времени в сутки! Так что жалкая «ложка меда» просто не в состоянии была изменить отвратительного вкуса дегтярной «бочки» современного телевидения.
Цинично выглядело и утверждение Сеславинского, будто обилие на экранах ТВ «чернухи» и «порнухи» вызвано испорченностью вкуса отечественного телезрителя! Оказывается, «значительное количество благородных, красивых, хороших программ, которые мы финансируем, не очень востребованы зрительской аудиторией»!
Не зря, выходит, россиян так упорно портил Михаил Швыдкой.
Впрочем, несколько позже Михаил Вадимович признался, что им руководит вовсе не государственная целесообразность той или иной темы или передачи, не «важные для общества ценности», а исключительно цифры так называемого «рейтинга передач». Почему на втором канале всего одна детская передача – «Спокойной ночи, малыши»? Да дети у нас тупые! Мол, только две детские программы и смотрят миллионы детей: «Умниц и умников» и эти самые «Спокойной ночи….!» А вот «Веселые старты», за которые, кстати, очень просили Сеславинского депутаты, скоро финансировать перестанут, потому что передача не пользуется детской любовью, её смотрят менее 100 тысяч ребят. «Рейтинг низок - 0,17%».
Конечно, передача отличная, нужная, увлекательная! Но быть ведомым по жизни «рейтингом» для Сеславинского удобнее. Ведь рейтинг всё, что хочешь, оправдает. А посадить его в тюрьму, приговорить к расстрелу, к каторге или высылке из страны невозможно! Вот и получается, что рейтинг – мертвая голова не только самого телевидения, но и Швыдкого и Сеславинского. Рейтинг – оружие, с помощью которого они пропагандистки насаждают в стране «новый либеральный порядок», «новый» образ мышления и «новый» распутный дух общества.
Напрасно депутаты объясняли двум высокомерным господам, что телевизионные передачи должны служить укреплению государства, утверждать в гражданах страны патриотизм и семейные ценности. Напрасно акцентировали их внимание на поразительном парадоксе - на бюджетные деньги России создаются передачи, которые её же и разрушают! Где Швыдкому и Сеcлавинскому хорошо, там русскому, очевидно, смерть. Как заметила депутат-коммунист Нина Останина: «Само существование культуры, по-вашему, Михаил Ефимович, основано на получении коммерческой выгоды. Так что даже если наша культура и не получит ни рубля из бюджета, Россия не останется без американских боевиков, порно-картинок в Интернете, а телевидение - без концертов дешевой попсы. А вот всё хорошее у нас должно сквозь асфальт пробивать себе дорогу».
Когда государственные деньги делятся между передачами, то детскому и социально значимому почти ничего не достается. Осознает эти «некоторые провалы и неподтвержденные позиции» и Александр Соколов. Он косвенно признался, что сам, лично, за каждым рублем и цифрой рейтингов проследить не в состоянии, а добрых и честных помощников у него, видимо, в министерстве мало. Так, может быть, имеет смысл почистить состав его ведомства от всего враждебного России?
Кроме того, по признанию Министра, культуре мешают «законы рынка»: «Если детская передача априори исключает рекламную подпитку, финансовую поддержку, она попадает в самую невыгодную нишу». Но ведь жило без рекламы, и совсем недавно, советское телевидение - денег тогда хватало! Да и депутаты указали Министру, что хотели бы увидеть в нем не «рыночника», а государственника. Это важно и потому, что ни Швыдкой, ни Сеславинский государственным умом не обладают. Потому любую передачу на ТВ и стараются обратить в товар.
Выступая на обсуждении всех трех докладов от фракции «Родина», опытный телевизионщик Александр Крутов обратил внимание депутатов на создаваемый сегодня на ТВ канал «Russia Today», который должен подавать иностранным зрителям позитивный образ нынешнюю Россию. Дело, несомненно, полезное. Может быть, тогда европейцы и американцы перестанут, наконец, утверждать, что Вторую Мировую войну выиграли они, а русские лишь открыли второй фронт. Однако заметил депутат, на новом канале предполагается держать 500 сотрудников, среди них 300 зарубежных корреспондентов! Тогда - «из каких средств взяты 30 миллионов долларов в то время, когда не хватает средств на вещание на внутренние регионы страны, на поддержку региональных средств массовой информации?» Кроме того, не получится ли, что и «Russia Today» окажется в руках у подручных Швыдкого и Сеславинского?
Александр Крутов не без иронии констатировал: «Послушав выступление представителей нашей культуры я понял, что русская культура существует не благодаря Министерству культуры, а вопреки ему. Яркая пламенная речь руководителя агентства по кинематографии произвела на меня неизгладимое впечатление. Хоть сразу принимай его к нам в «Родину»! Но концовка речи подкачала. Так и хотелось услышать из уст умного образованного Михаила Ефимовича иные слова: «Я прожил большую жизнь, много сил отдал укреплению телевидения, культуры, и убедился, что в нынешних условиях, при нынешней государственной политике в отношении к культуре, изменить ничего невозможно. Поэтому ухожу в отставку, не хочу быть очковтирателем, буду заниматься телевидением, работать шоуменом».
Я уверен, что эти слова Михаила Швыдкого были бы встречены депутатами на «ура». Тем более что в одном из своих интервью он сказал, что, выступая на ТВ активно и часто, тем самым рекламирует Министерство культуры. То есть является символом культуры! Но символом, к сожалению, ельцинской эпохи. Эпохи разрушения, а не созидания. России сегодня такой символ не нужен!
Сегодня мы много слышали из уст руководителей федеральных агентств стенаний по поводу нехватки средств. Но даже средств, которые выделяются, хватает на создание произведений и мероприятий, которые воспитывают неуважение к своей стране, вызывают не боль и страдание за её раны, а желание поковыряться в них, вытащить на свет всё самое низменное. Спросите у генерала Варенникова, какую правду о войне он увидел в «Штрафбате»? Какую правду о России он увидел в «Московской саге»? Для многих ветеранов и просто русских людей эти фильмы выглядели как издевательство над страной!
За то, что происходит в России с культурой, несем ответственность и мы, депутаты. Но, в первую очередь, те, кто согласился возглавить «отрасль», как вы её называете. Доброе дерево может дать добрый плод. Худое дерево дает худой плод. Только духовно здоровые люди могут создавать духовно здоровую культуру, здоровую экономику, в состоянии поднять нравственный уровень людей. Если же главной целью ставить зарабатывание денег, ссылаться на рынок, а не на воспитание человека, то, конечно, ни о каком духовном здоровье народа и речи быть не может. Тогда нас будут пичкать «Окнами», «Домами» и прочими подобными программами. Ведь СМИ не только развлекают и информируют, они ещё и воспитывают, пропагандируют определенный образ жизни, манеры и стиль поведения, отношения в обществе, в семье. И результат нынешней культурной политики «на лицо». Об этом хорошо сказал русский писатель Валентин Распутин: «Сегодня мы живем в оккупированной стране. В этом не может быть никакого сомнения. Чужие способы управления хозяйствования, вывоз национальных богатств, коренное население на положении людей третьего сорта, чужая культура и образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники, чужие голоса в средствах массовой информации, чужая любовь и чужая архитектура городов и поселков. Всё почти чужое. А если что и позволяется своё, то в скудных нормах оккупационного режима».
И часто ли мы видим этих людей: Распутина и Крупина, Бондарева, Бородина на телевидении, в СМИ? Нет. Там, в основном, учат нас жить порнописатели, вроде Ерофеева. Мораль и нравственность в народе основана на религии. Грубый отказ ввести в школах страны, где более 80% считают себя православными, «Основ православной культуры» - культуры Пушкина и Достоевского, говорит о дискриминации прав русского человека и человека православной культуры. И речь идет не о религиозном образовании, а о культурном образовании. И здесь роль Министерства культуры не может быть просто ролью наблюдателя или секунданта. Нужен активный, творческий поиск и творческая позиция.
Трудно сказать, уважаемые коллеги, чьи интересы представляют сегодня агентства, Министерство культуры. Но то, что не интересы русской культуры, на мой взгляд, это точно».
Впрочем, эти слова отнюдь не усовестили Михаила Сеславинского, который тут же попытался «построить» депутатов ГосДумы: «Кто вас оккупировал? Кто оккупировал Государственную Думу? Это кто оккупировал Совет Федерации? Кто оккупировал Президента, которого выбрал весь народ? Я не считаю себя живущим в оккупированной стране!»
Но ведь и Геббельс не считал, что живет в оккупированной фашистами Германии. Полагал себя властью абсолютно, стопроцентно законной. Сеславинский и Швыдкой скромны, Геббельсами себя не считает. Но почему тогда, глядя в их твердокаменные глаза, начинаешь верить в то, что дело Геббельса живо?

 

 

Project: 
Год выпуска: 
2005
Выпуск: 
6