Татьяна ЛЕСТЕВА. «Форма жизни» или «Страдания юного Вертера»?

В преддверии возраста Христа Роман Круглов представил на суд коллег свою книгу «Форма жизни», в которую вошли стихотворения с 2008 по 2019 год. В 32 года писать мемуары ещё рано, но в автобиографическом сборнике несомненно, автор тождественен лирическому герою он запечатлевает в поэтической форме события своей юности от двадцати до тридцати лет для читателей и будущих историков литературы. Время любви, семьи, рождения наследника, становления личности, самооценки.

Весьма успешный молодой человек и автор (в России молодыми считаются литераторы до 35 лет): кандидат искусствоведения, поэт, прозаик, редактор и критик, автор пяти книг, лауреат ряда литературных премий, в том числе признанный «лучший лирик» 2016 года в конкурсе СПбО СПР.

 Казалось бы, чего же боле? Открываю книгу. Хронология соблюдена не полностью, стихотворение 2008 года ближе к концу сборника, в котором поэт раскрывает сущность своего эго:

 

Я был птицей, распахнутой настежь

Над страницами милой земли (…)

 

Я был змеем в проклятой канаве

С перебитым гниющим хребтом (…)

 

Если б карма на свете была,

То меня до паршивой собаки

Навсегда низвели бы дела. (Стр. 92)

 

 Aux parentheses: хотя дела отнюдь не для души, но «змей с перебитым хребтом» смог из «проклятой канавы» доползти до секретариата Союза писателей России. Поздравляю, Роман Геннадьевич.

Но вернёмся к 2008 году. Первый поцелуй – «Это мгновение – будто // Предвосхищение ливня». И далее апофеоз любви:

 

Я на лугу лежал

Потным и полуголым,

Сильным и молодым. (…)

Этот осенний дым –

Как сигарета после. (стр. 11)

 

Но, увы! возлюбленная, которой автор весьма остроумно выдал «…диплом ведущего по мне (автору – Т.Л.) специалиста», уходит:

 

Всё лучшее, что было – позади,

И не случилось всё, чего хотела,

Я надоел, но, всё же, приходи

Ко мне на опознанье тела. (2009) (стр. 22)

 

У петербургского «Вертера» мелькает мысль о самоубийстве? Где-то я читала, что Екатерина II хотела запретить в России этот роман Гёте, после которого последовало множество самоубийств. К счастью, Романа Круглова миновала чаша сия. Уже через год он может отстранённо и несколько критически взглянуть назад:

 

Бывшая жена тревожно курит

В нашей бывшей спальной, переспальной,

Где в гардины въелся запах дури… (2010) (стр. 35)

 

Но это временная передышка, длинная пелена страданий охватывает несколько лет, и пик их на гауссовской кривой выпадает на 2012 год.

 

Надежды нет. И нет ни сил, ни дрожи,

Когда с тебя живьём содрали кожу. (стр. 38)

Или:

 

Хоть мир меня недоносил,

Надеюсь, что достанет сил

Родиться поскорей отсюда (…)

 

А бегство от себя к себе –

Всего лишь арабеск абсурда. (…)

 

Все пристальней в себя тону –

Расслабленно-сосредоточен.

Уйти… Подальше от греха,

От всех… Из этого стиха

Уйти на цыпочках отточий… (стр. 49)

 

Ах, как красиво! Будто попадаешь в объятия декаданса золотого XVIII века. К счастью, автор не хочет идти по стопам Вертера, а ищет выход, свой путь.

 

Вечером напьёшься – станет ясно,

Как прожить ещё один шажок…

Вышел в безвоздушное пространство

За родимый болевой порог… (стр. 40)

 

И утро также не приносит утешенья:

 

А с утра будет чашка кофе и чувство вины

(Хоть причины и нет, симптомы уже видны).

А вина только в том, что будет опять не так,

И не то, и не с той, и точно – не как в мечтах. (стр. 50)

 

Хотя слабый луч надежды всё-таки есть:

 

Значит, будет и что-то потом,

Если я, ограниченный телом,

Уместиться в тебе целиком

Не могу, как бы мне не хотелось. (Стр.29)

 

Лирический герой продолжает искать выход, прибегая к традиционному сherchez la femme:

 

Ты сейчас красива, как животное,

Потому, что неизвестно мне,

Кто и как тебя не выбрал в жёны,

На кого ты воешь при луне. (Стр. 53)

 

Фи, лучший лирик СПбО! Так о женщине! Да ещё и такие откровения:

 

А потом лежали на полу.

Ты, конечно, думала о том

Как мы разойдёмся поутру –

Я тебе никто, ты мне никто. (2014) (Стр. 54)

 

А где же любовь? Или по Маяковскому: «Занимаются любовью вместо спорта, не успев вписаться в комсомол». Опустошённость, лицемерное наставление самому себе:

 

 …бодрись, доживай.

 Есть силы – бранись с шелудивой судьбой,

 Бреши, что не нужно любви никакой,

 Что это всё тернии и трын-трава… (2014) (стр. 67)

 

«Доживать» в 26 лет? Не рановато ли? Воистину не хватает комсомола, товарищеского окружения и участия! Мотивы грусти – они понятны и естественны для человека, тем более осенённого поэтическим даром:

 

А было хорошо... И всё же

Жизнь – будто где-то вдалеке(2014) (стр.77)

 

Но, вопреки всему, и жизнь продолжается:

 

Скоро будет ребёнок (…)

 

Раньше ангелом был, после стал подлецом,

А теперь буду нужен примерным отцом.

Говоришь мне «ты мой». Что же? Вот я, бери… (2014).(Стр. 18)

 

Поэт сдаётся, не сопротивляясь обстоятельствам непреодолимой силы судьбы. И даже с рождением сына он не уходит в светлую зону счастья, не расставаясь с видением смерти в стихотворении «СЫН»:

 

Также ему предстоит не понять

Беды мои, и любовь, и искусство.

Он мне хохочет в лицо – я смеюсь,

Тоже и, тяжести не замечая,

Юность свою я подбрасываю –

Старость и смерть я ловлю и качаю. (Стр.74)

 

Но это уже не вырвавшийся у него позже стон – «Больно уж больно жилось» (2018) (Стр.91), а философские раздумья о жизни и смерти. На место чувств приходит разум, хотя пока ещё в несколько истеричном воплощении.

 

Подверженный законам тлена,

Я не могу ходить сквозь стены,

Могу лишь биться головой. (2016) (стр. 86)

 

Философствуя, автор признаёт, что:

 

Стена нужна… Настанет срок,

Придёт пора стенам на смену

Пройти сквозь смерть, как между строк. (2018)

 

Снова появляется смерть, но к счастью, поэт уже излечился, это не вопрос сегодняшнего дня.

 

Жизнь побеждает, размышления о ней уже спокойны,

без эмоций.

Чего искать уму?

Огромное, простое –

Не нужно никому (2017)

 

Философия «маленького», мелкого, простого, несомненно, Р. Круглову чужда. Да её лет сто тому назад уже заклеймил Максим Горький: «Маленькие, краденые мысли… Модные красивые словечки… Ползают тихонько с краю жизни Тусклые, как тени, человечки».

Отмечу ещё одну положительную особенность стихов Романа Круглова: в отличие от большинства его коллег по поэтическому цеху он не упоминает бога всуе: на 96 стр. книги слово Бог встречается только дважды. А что до ангелов, которые редко, но всё же появляются на страницах избранных стихов, так это просто остроумная сатира.

 

Лакейски-вежливо притих,

Ручонки вытерев о китель,

Твой ангел-падальщик-хранитель            

И ожидает чаевых. (Стр. 36)

 

Основные темы стихов – это не только преодоление автором одиночества, не только поиск любви и счастья, но и самого себя, своего предназначения. В финальном стихотворении, закрывающем сборник, автор задаёт себе вопрос: «Кто из зеркала нынче глядит?». Ответа на него в сборнике нет.

А я постараюсь ответить: из зеркала на автора смотрит лирический поэт с его болью и редкими минутами радости. Это сборник стихов преимущественно о жизни и любви, в этом он концептуален. Здесь не гремят литавры воинской славы, революционной лирики, нет обличений олигархического строя, кроме краткого упоминания, что его уволили с работы. Возможно, у Романа Круглова есть и гражданская лирика, не знаю.

Но вывод однозначен: это сборник поэзии, в отличие, например, от стихов его старшего собрата по перу в СПбО СПР, который радует читателей такими шедеврами: «Белоечёрное Не кинохроника. // Жизнь… Сквозняки, как в избе без дверей. // Ходит придурок в погонах полковника // Тёмною улицей, без фонарей».


Купить книгу можно здесь

Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
3