Виталий ПЛОТНИКОВ. И доверюсь таёжному верному слогу
Возрождение
Засверкали, как снег, облака
На небесной и тающей сини.
Жадно лижет волною река
Отражение солнечных линий.
Зреют почки у новой весны,
Выпревают живыми листами,
Примеряя восторг новизны,
Пробегают травой и кустами.
Молодеет колючий пустырь,
Задирает угор подбородок,
И речушка, раскинувшись в сырь,
Обрастает приплавами лодок.
Свежий ветер, пугая реку,
И меня – «Эй, ау!» – окликая,
Шевелит на крутом берегу
Неокрепшие прутики мая.
Разгулялись небесные звоны
- Ястреб
Разгулялись небесные звоны,
Распушились пером облака;
То теснятся, вздымая заслоны,
То ломает их ветра рука.
Загустели небесною синью,
А под ними окрест деревень
На лугах разнотравья Подвинья
Меткой страха крылатая тень.
Это ястреб стремительной точкой, –
Пулей смерти всегда роковой, -
Мчится к жертве-пичуге под кочкой,
Рассекая и мир, и покой.
- Воин
Был не ястреб он, не голубь,
И не серый воробей, -
Правду сбросил в душу-прорубь,
Совесть спрятал от людей.
И – шагнул за ветром в поле.
Дальше стылый путь-настил –
Невеликий путь на воле
До свершенья грешных сил…
А потомок? Дай Бог, годен
Крепкой жилистой рукой
Осветить наш Крест Господень
Огоньком за упокой.
О жаре на севере
(и не только об этом)
Жар стоит этим летом.
Жутко птице и стеблю
Под пылающим светом
Прилетевшим на Землю.
Сохнут бедные пчёлки,
Мрут козявки и слизни,
Города и посёлки
Человеческой жизни.
Как мифический Тартар[1]
Небо жаркое ночью:
Уж не звёздная карта,
А глаза стаи волчьей.
Неужели греховен
Человече смышленый:
– Нам не нужен Бетховен
И Есенина клёны!?
От грехов избавленья
Не избыть через крики,
А мозоль на коленях
Испытаньем великим.
Есть без смысла работа,
Где обидны и скрытны
Язва Искариота[2],
Ядовитость Ехидны[3].
Жар стоит этим летом.
Жутко птице и стеблю
Под пылающим светом
Прилетевшим на Землю.
Обезвожены, скудны,
Чахнут поросль и семя.
Поцелуем Иуды
Испоганено время.
Воскресение[4]
Упёрся глазами в пустырь-окоём –
В синь неба бездонного с просьбой-мольбой –
О, Боже! Ты снова в обличье своём
Славянское братство ведешь за собой!?..
Смиряешь болезни и жуткую боль,
Свое отдаешь, коль нужнее другим,
Ссыпаешь нам в душу и сахар и соль,
Москву называешь: Москва – третий Рим[5].
Но зреет вражда на трескучей Земле,
Но пламя пожаров сжигает людей,
Но алчность крутая спелей и смелей.
И делай – не делай, жалей – не жалей…
Живое – живому! Я верю – потом
Итоги созреют сработанных дней,
А я прорасту православным крестом
Среди бугорков молодых зеленей.
Сегодня смыкают людей и века
Извивы речушки, озерная грусть.
Крестом освящает Господня рука
Великую, Белую, Малую Русь.
Пока неподкупно небо
1.
Всё глуше, реже правды всплески,
И совесть глохнет под замком.
Душа, как рваный стяг советский,
Кровит, избитая враньём.
Опора духу, где ты, совесть?
В какие дебри уползла? -
Ещё не омертвела повесть
Борьбы людской – добра и зла.
В ней лишь погнули стержень воли
Размазав правду по нутру,
И отпустили в чисто поле
Дрожать былинкой на ветру.
Бредет скиталец. Хлябь-дорога
В безхлебье прямиком ведет.
В душе ни жалости, ни Бога -
А душу жжёт соленый пот.
2.
Пока неподкупно небо,
Реки голубая строка.
Пока мы с водою и хлебом,
Пока горяча рука,
Бери, молодой хозяин,
Просторы живых земель:
Бурьяны её и изьяны -
Владения тысяч емель,
Стряхни рукавами камни
С полей и дальних дорог,
Чтобы летели сани,
И правил санями Бог…
3.
Но рваный «бесик» на ветру
Прилип у фраерка к бедру,
А взгляд упал на кобуру…
Так всё же «Но!»,
иль всё же «Тпрру!»,
Коль там, в кобуре, сверкает,
Ворует у взгляда даль,
В пустой наготе без края
Нагана холодная сталь.
Проталины
Снова зернышко ржи покатилось из скирды,
Затерялось на ржавых боках перелога.
Я гляжу на обратную сторону кривды,
Нет ли в образе дьявола отсвета Бога?
Я тащу свой плужок по бескровному краю,
Бороною скребусь по корням словоблудья.
Семенами словинок его застилаю
Строю мостик над миром ненастья-распутья.
Пусть бежит он, бежит в неизвестные дали…
Все мы в бездну вселенной когда-нибудь канем.
Брезжит счастье мое в виде куцых проталин,
Серой тенью маячит за праведным камнем.
Пусть взрастет из ржаного зерна стойкий колос,
Пробиваясь на свет в сорняках перелога!
Так бессмертным рождается вещее слово
Из исконного зернышка русского слога.
На котласском высоком берегу
Взор стремится упрямо за пойму речную -
Там Бабая увалы, развилки дорог.
Я уйду неприметной тропой, заночую
На далёкой заимке, зажгу костерок.
И доверюсь таёжному верному слогу,
С ним родились, мудрели мои старики.
Они путь указали к бессмертному Богу.
Ставя белые церковки, как маяки.
Славя веру святую и ныне и присно,
Обряжались в душе православных селян.
Снова вижу родную смолистую пристань,
И приветные ставенки русских славян.
На пароходе в День Победы
(9 мая 1945 года)
Олёкса!?
Тот самый!?
Из Котласа?
Летят удивлённые шёпоты:
«Герой!?..» – до свистящего возгласа…
Сквозь мерные бульканья-лопоты
Шумов парохода неспешного
Басок на ветру да с коленцами -
Червлённого молодца здешнего
С гармошкой, звенящей бубе́нцами,
С руками – широкими плахами –
Безудержными и кричащими,
И в разные стороны взмахами –
Короткими, в сердце разящими:
– Конец войне!
– Конец войне!
– От-во-е-ва-ли!
…Запели бабы с визгом – плачем, заплясали.
На верхней палубе «Ура!» кричал народ -
Работный люд, и весь, как есть,
Двинской речфлот.
Гармоньку в сторону – вскочить пришла пора,
Да ноги сгнили
в польской Бжеще[6]
под завалом…
И грозно выдавил солдат, хрипя,
«У-у-у-р-р-р-а-а-а!
И в радость выкрикнул уже с двойным запалом.
Такой же с берега река несла ответ
Большой водой от уходящего причала.
…Святым признанием Олёксиных побед
Звезда на кителе слезинкою сверкала.
[1] Тартар (Τάρταρος,τά Τάρταρα) - в греческом мифотворчестве мрачное пространство, находящееся в самой глубине космоса; темная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо.
[2] Искариот - прозвище Иуды. Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. Иудин поцелуй стал идиомой обозначающей высшую степень коварства.
[3] Ехидна – полудева-полузмея, дочь Тартара и Геи.
[4] В о с к р е с е н и е Х р и с т о в о – свершившаяся победа вечной жизни над смертью.
[5] М о с к в а - Т р е т и й Р и м - идея богоизбранности русского народа и русского государства, ведущей роли православия в сохранении нравст-венных, общих человеческих христианских ценностей на фоне утра-тившей или утрачивающей эти ценности католической, протестант-ской Европы, погрязшей в грехе и неверии.
[6] Бжеще – населенный пункт в Польше, центр гмина (волости).