Сергей ФИЛИППОВ. Не теряйся в сегодняшнем мраке
* * *
Как снизить темп? Как минимум, раз в десять?
Вновь ощутить «зелёную тоску»?
В Москву из Петербурга ехать месяц?
Полдня из Переделкино в Москву?
На ранних поездах, а не по пробкам,
Сверяя с навигатором маршрут.
Всё делать «с чувством, с толком, с расстановкой»
И не жалеть потерянных минут?
Боимся опоздать и вновь промешкать.
Куда-то вечно рвёмся? А зачем?
Кому нужна, скажите, эта спешка?
Весь этот бесконечно-бурный темп?
Знакомые, приятели, коллеги,
Мелькают, суетятся, мельтешат.
И каждый, будь то Ленский иль Онегин,
Торопятся и чувствовать спешат.
* * *
Ночь. Пусто, тягостно и грустно.
По улице бреду пешком.
Фонарь горит, но как-то тускло.
Аптека где-то за углом.
Вновь, хоть прошло уж больше века:
«Ночь, улица, фонарь, аптека».
Столетье прожитое зря.
Что изменилось в новом веке?
Всем также всё «до фонаря»,
И это «точно, как в аптеке».
«Исхода нет», и прав был Блок,
Всю жизнь вместивший в восемь строк.
* * *
Когда наскучит арифметика,
Вся проза жизни и конкретика,
Когда фальшивая патетика
Звучит за каждою строкой.
Я возвращаюсь вновь на Сретенку,
Чтоб запитаться энергетикой
И, как в той старой доброй песенке,
Пройтись вдоль шумной мостовой.
Да, всё меняется: эстетика,
Фасадов свежая косметика.
Не те слова, не та фонетика,
И люди, в общем-то, не те,
Что были раньше. Но поэтика
И поэтическая этика
Живут по-прежнему на Сретенке
В той первозданной чистоте.
Пусть многочисленные скептики
Бросают в раздраженье реплики,
Что по законам диалектики
Всё изменяется, течёт.
Пока жива родная Сретенка,
Мой друг, не спета наша песенка,
И пресловутая патетика
Здесь, в данном случае, не в счёт.
По-некрасовски
«Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок» –
Это всех теперь дорога,
Все в Москву спешат, дружок!
«Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...»,
Не стесняйся, что за дело?
Это многих нынче путь.
Бросив край родной и поле,
Не во сне, а наяву,
По своей (не божьей) воле
Снарядился ты в Москву.
Не лежат в котомке книжки,
Не учиться ты идёшь.
Будешь матери, братишке
Отсылать последний грош.
«Не без добрых душ на свете», –
Кто-то сможет подсобить
Подхалтурить на объекте,
Просто пиццу разносить.
Раздавать в толпе открытки,
Ну, а если повезёт,
То менять в столице плитку
И бордюры круглый год.
«Там уж поприще широко:
Знай, работай, да не трусь...»
И вздыхает одиноко
Остальная наша Русь.
Не бездарна от природы,
Но погиб, как видно, край,
«Что выводит из народа
Столько славных». Так и знай:
Нет уж больше «благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!».
Коробейники
Нет ни ситца, ни сатина,
Ни льняного полотна.
Потребителя корзина,
Как коробочка, полна
Сплошь каким-то суррогатом,
От одежды до вина,
И с таким сертификатом,
Что печать едва видна.
Не творец-производитель,
Не рабочий человек,
Всех важнее потребитель
В потребительский наш век.
Всё идёт в употребленье,
Вся, простить прошу, «фигня»,
Ради удовлетворенья
Спроса на потребу дня.
Все торгуют, не стесняясь
За бессовестный обман,
Потребителя стараясь
Каждый раз загнать в капкан.
Захлестнула всех стихия.
Где вы, честные купцы,
Коробейники лихие,
Удалые молодцы?
Брось, родимая сторонка
Торговаться, перестань.
Значит дрянь у них душонка,
И товар их тоже — дрянь.
Плачь, Россия, наблюдая,
Как мельчает человек,
Без оглядки потребляя
В потребительский наш век.
* * *
«Народных» тьма. Но если честно
И откровенно, то сейчас
Художнику неинтересны
Движения народных масс.
В ином недюженный свой гений
Проявит мэтр. Дела нет
Ему до разных устремлений
Народных, чаяний и бед.
И времена, когда он бегал
В народ, прошли давно. Поверь,
Лишь только собственное Эго
Волнует мастера теперь.
Художников народных много,
Но всё искусство для элит,
И тема «Бурлаков на Волге»
Уж никого не вдохновит.
* * *
Памяти Ю. Н. Пузырёва
Не надейся артист на погоду,
На удачу, волну и прибой.
А надейся на память народа
И «на парус надейся тугой».
Не теряйся в сегодняшнем мраке,
А пытайся и в нём напевать,
Как Ильюшин и как Коккинаки
Самолёты учили летать.
И пускай ты, как странник в пустыне,
Где попса торжествуют и рэп,
Где не виден серебряный иней
В проводах новостроек и ЛЭП.
Вновь тревожную молодость вспомнив,
Вдруг почувствуешь запах костра,
И Тайшет твою душу наполнит,
И вернётся к тебе Ангара.
Илл.: Эдвард Хоппер. Закат на железной дороге