Александр БОБРОВ. Мхатовский список – помрачение или сигнал?

Когда писательница Лидия Сычёва опубликовала Рекомендованный список авторов для прослушиваний на актерский факультет МХАТ, я не поверил своим глазам. Как опытный литератор и журналист, профессионал в сфере образования и культуры я много повидал и прочитал, но такой дикой вкусовщины и провокационности в государственном вузе – просто представить себе не мог. 

Хотелось дать сразу задание студентам литтворчества МГИК для семинара по современной литературе, но решил оставить для финального экзамена пятикурсников, для подведения итогов на знание сегодняшней литературы и понимание культурной политики.

Дал дистанционно, с привычным 40 минутным временем для подготовки  ответов:

  1. Просмотрите список авторов и честно отметьте прямо в тексте, кто из них Вам знаком по личному чтению (Ч), лишь упоминанию в СМИ и слухам (С), кто просто неведом (Н)?
  2. Кого бы сами Вы посчитали достойными оставить в списке для чтения юными абитуриентами (+), кого бы вы решительно исключили из списка (-), а кого бы сами с удовольствием прочитали, окажись Вы на таком испытании (!)?
  3. Прокомментируйте кратко, о ЧЁМ говорит этот список, какие культурологические и идеологические тенденции высвечивает? Что лично сказали бы ректору Школы МХАТ И.Я. Золотовицкому (на фото), доведись Вам обсуждать этот список в доверительной обстановке?

Рекомендованные авторы для чтения «Отрывка из современной прозы»: 

  • Эдуард Лимонов
  • Евгений Водолазкин
  • Алексей Сальников
  • Михаил Елизаров
  • Владимир Сорокин
  • Виктор Ерофеев
  • Захар Прилепин
  • Виктор Пелевин
  • Михаил Шишкин
  • Владимир Шаров
  • Алексей Иванов 
  • Дмитрий Быков
  • Дмитрий Глуховский
  • Павел Санаев
  • Роман Сенчин
  • Александр Снегирев
  • Александр Цыпкин
  • Владимир Маканин 
  • Андрей Геласимов
  • Евгений Гришковец
  • Илья Бояшов
  • Михаил Веллер
  • Леонид Юзефович
  • Эдуард Кочергин
  • Александр Иличевский
  • Александр Кабаков
  • Фигль-Мигль
  • Людмила Улицкая
  • Татьяна Толстая
  • Дина Рубина
  • Ксения Букша
  • Гузель Яхина
  • Маша Трауб
  • Марина Степнова
  • Мариам Петросян
  • Ольга Славникова
  • Наринэ Абгарян
  • Анна Старобинец
  • Майя Кучерская
  • Анна Бердичевская
  • Ирина Богатырева
  • Елена Чижова
  • Анна Матвеева 
  • Андрей Рубанов
  • Алексей Слаповский
  • Григорий Служитель
  • Вячеслав Ставецкий
  • Линор Горалик

Рекомендованные авторы для чтения «Современная поэзия»: 

  • Фёдор Сваровский
  • Дмитрий Воденников
  • Андрей Родионов
  • Александр Дельфинов
  • Игорь Иртеньев
  • Дмитрий Пригов
  • Тимур Кибиров
  • Дмитрий Быков
  • Сергей Тимофеев
  • Орлуша
  • Олег Груз
  • Михаил Чевега
  • Андрей Дементьев
  • Ринат Валиулин
  • Лев Оборин
  • Егор Сергеев
  • Гера Шипов
  • Александр Шелев
  • Константин Потапов- (Posternak)
  • Шарль с Патриков
  • Oxxxymiron
  • Егор Сергеев
  • Глеб Шульпяков
  • Лев Рубинштейн
  • Максим Жегалин
  • Дмитрий Тонконогов
  • Егор Башинский
  • Даниил Шахов
  • Всеволод Емелин
  • Андрей Добрынин
  • Владимир Ковенацкий
  • Валерий Лаишев
  • Денис Новиков
  • Андрей Орлов
  • Александр Еременко
  • Кирилл Зубарев 
  • Михаил Щербаков 
  • Иван Жданов 
  • Владимир Строчков 
  • Фаина Гримберг
  • Инга Кузнецова
  • Ольга Седакова
  • Линор Горалик
  • Вера Полозкова
  • Вера Павлова
  • Аля Кудряшева
  • Алое Вера
  • Марианна Гейде
  • Яшка Казанова
  • Елена Фанайлова
  • Анна Логвинова
  • Дана Сидерос
  • АхАстахова
  • Алевтина Дорофеева
  • Анна Ривелоттэ
  • Ася Глейзер
  • Екатерина Горбовская
  • Дана Курская
  • Света Литвак
  • Аня Медовая
  • Соло Монова
  • Анна Озар
  • Аля Петрова
  • Юлия Пивоварова
  • Марина Бородицкая
  • Дмитрий Данилов
  • Александр Дельфинов
  • Ростислав Амелин
  • Дмитрий Веденяпин
  • Владимир Гандельсман
  • Юлий Гуголев
  • Лев Оборин
  • Алексей Сальников
  • Сергей Шестаков
  • Андрей Тавров
  • Бахыт Кенжеев
  • Андрей Коровин
  • Кирилл Медведев
  • Анна Русс
  • Евгения Риц
  • Ирина Шостаковская
  • Мария Галина
  • Дана Курская
  • Нина Александрова
  • Ольга Аникина
  • Анна Аркатова
  • Алла Боссарт
  • Ксения Букша
  • Татьяна Вольтская
  • Анна Долгарева
  • Егор Сергеев
  •  Александр Анашевич
  •  Герман Лукомников (Бонифаций)
  •  Владимир Сорокин
  •  Иван Пинженин
  •  Нина Искренко
  •  Наташа Горященко
  • Александр Месропян
  •  Иван Ахметьев
  •  Ирина Котова 
  •  Наталья Денисова
  • Арбенин Константин
  • Олег Чухонцев

Итоги обсуждения этой дикости

С удовлетворением подвёл итоги экзамена. На чём оно основано?

Результаты меня порадовали: не все ещё молодые – рехнулись, развратились и погрузились в либеральные игры!

- В условиях ограниченного времени все поняли суть задания и форму выполнения. За 40 минут проявили и знания, и сообразительность, и литераторскую честность.

- Все выпускники показали, что ориентируются в современной литературной и шире – культурологической политике, знают современную прозу и поэзию, даже в предложенном дилетантски-провокационном варианте.

- Все студенты сумели оперативно, внятно, искренне выразить свою позицию: и литературно-критическую, и человеческую.

Теперь несколько слов о том, что остановило внимание, удивило, расстроило или развеселило. Например, мне стало обидно, что НИКТО не читал и даже не слышал про Илью Бояшова. А ведь по его роману «Танкист, или "Белый тигр"» режиссёр Шахназаров снял неплохой фильм. Но всё настоящее – сегодня тонет в информационно-рекламной мути. 

Даже самый молодой член Союза писателей России, уже известный критик Яна Сафронова, которая первой прислала ответ, до истечения 40 минут, при всей своей начитанности про 6 авторов  – только слышала, а 60 – не знает совсем! В том числе и навязываемого чтением М. Ефремова в соцсетях подловатого и плоского Орлуши. Это и хорошо, что голова не забита, но меня несколько озадачило то, что она не знает, например, Н. Искренко, Д. Новикова или А. Ерёменко и И. Жданова – наших метаметафористов, недавних баловней определённой части критиков и литизданий, особенно зарубежных. Например, критик В. Куницын и другие недавно пропели славицу Ивану Жданову в честь юбилея. А молодой критик – совсем не знает… Но это не её пробел в образовании, а признак того, как преходяща конъюнктура, в том числе – окололитературная.

Семён Карелин-прозаик. Характерно, что из поэтического огромного списка у него 83 – неведомых автора, среди них Игорь Иртеньев, который не вылезал из телевизоров, когда Семён в школу пошёл. А про 6 поэтов  – он только слышал. Среди них классик определённого крыла поэзии О. Чухонцев и Вера Павлова, которую наш второкурсник М. Короткевич считает лучшим  поэтом современности. Вот такой разброс вкусов у молодых современников, и вот так быстро линяют навязываемые кумиры…

Карелин честно начал ставить минусы, кого читал, но не рекомендует для чтения на экзамене. Потом – бросил. Можно так считать, что никого… Ещё он не слышал даже о лауреате всех премий Ольге Славниковой и гражданине Эстонии М. Веллере, который совсем недавно доставал россиян советами и суждениями в эфире, пока его не выгнали, но Роспечать – кругом приглашает.

Это признак отстранённости и нелюбопытства или здоровое отторжение? Такой вопрос не раз всплывал.

Зато наша продвинутая поэтесса  Маргарита Болотова проявила знание даже тех поэтов, о которых и я не слышал. Но совсем не знает Евгения Водолазкина, которого назначили новым классиком из Питера и вручают премию за премией, хотя он пишет всё хуже и хуже.

У неё всего 32 – неведомых автора, но среди них – упомянутый О. Чухонцев! Аж 36 – Маргарита рекомендовала бы читать бедным абитуриентам, а четверых  – сама бы прочитала, включая испепеленного другими Oxxxymironа и – АхАстахову! Карелин задался ироничным вопросом: «Но кто составлял эти списки? И зачем там Оксимирон и Глуховский? Смеха ради?». Нет, Семён, чтоб наша Маргарита с яркими волосами так зачла, что приёмная комиссия бы – вздрогнула! Но и она, единственно читавшая поэтессу и журналистку Боссарт, которая своими стихами настроила против себя Израиль, где теперь живёт, не знает бедного Олега Чухонцева… Загадка.

Но самое большое недоумение: в огромном списке поэтов, например – от Андрея Дементьева до Олега Чухонцева нет – элементарно! – их ровесников: Евтушенко и Рубцова, Вознесенского и Соколова, Рейна и Кузнецова. Нет Бродского, наконец! Помрачение или какой-то сигнал?

Светлана Зобкова честно написала: «Отправляю ответ на экзамен, никого не искала в интернете, все писала из своих предпочтений и знаний. Но список спорный... была удивлена. Спасибо, что дали такое необычное задание, есть о чем поразмышлять». Её рассуждения искренни и, я бы сказал, типичны для молодой образованной русской читательницы. Она честно написала, что многих не знает и вообще высказалась мягко, но решительно: «Я бы не стала читать такой список. Мне не 13 лет, чтобы я плакала под АхАстахову, Оксимирона и Полозкову. Получила бы неуд на экзамене, зато сохранила бы свой разум чистым».

Но в наше время информационного навязывания трудно сохранить чистый разум даже такой неиспорченной девушке, пишущей прозу для детей. Например, она только слышала про таких поэтов как Дмитрий Воденников С,+ и Лев Рубинштейн С+, но считает, что надо их читать на испытании – ну, раз трубят на каждом углу, а Рубинштейн ещё и все либеральные СМИ протестами заполонил.

Но всё-таки Света спохватывается и делает главный вывод: «Я не хочу, чтобы мои дети в школе проходили Соло Монову, АхАстахову, Глуховского, Сорокина и т.д. наравне с Есениным, Маканиным, Цветаевой, Булгаковым».

Тут я с ней согласен. И я не хочу такого для внуков! Когда я прочитал этот список, то у меня глаза на лоб полезли: Господи, что же рекомендуют школьникам, кандидатам на актёров великой реалистической школы МХАТа? Это ж просто диверсия! Но ещё и мысль сразу пришла: «Вот как надо взращивать своих по мировосприятию, вот как надо ковать свою культуру (или псевдокультуру) в стенах государственного вуза – даже если это русофоб и антипутинист Орлуша, разрушительная постмодернистка Горалик из Украины, граждане Израиля Иртетнев и Боссарт, которую за стишки, оскорбившие израильских солдаток, перестали печатать и приглашать на выступления. Добро пожаловать во МХАТ, пусть виртуально, в форме жалкого чтения!

Почти все из списка, за редким исключением, вроде Прилепина и Бояшова, против «этой страны», против традиционности, патриота-президента и Рашки, которая будет продолжать валить деньги МХАТу. Но – сильны! Пусть совсем неизвестные, не состоявшиеся, но – свои! В этом безразмерном списке нет никакого рационального зерна – это просто какие-то метки заповедной территории. Это – сигнал молодым и вызов всем  официальным кураторам культуры: советникам В.В. Путина  – С. Кириенко и В. Толстому, министру О. Любимовой… Или они только на словах за патриотизм и государственность?

Все отвечающие спрашивали, а кто же придумал такие случайные (или сознательные) списки? 

За справками можно обратиться в школу-студию к Хохловой Наталье Аркадьевне, проректору по учебной работе (hohlova@mxat-school.ru).

Хохлова Наталья Аркадьевна МХАТ

Приложение

Ответы-резюме

 

Яна Сафронова:

– Начала расставлять плюсы и минусы и поняла, что убрала бы почти всех, а сама бы не захотела прочитать на месте будущих абитуриентов никого. Поэтому лучше напишу, кого бы оставила: из прозаиков – Алексея Иванова, потому что он всё-таки писатель, Маканина (раннего, это уже история литературы), Ирину Богатырёву и Мариам Петросян, но разве что для факультативного чтения. Из поэтов – Кибирова и Чухонцева, мне их творчество не очень импонирует, но всё же это тоже явление уже укрепившееся.

И непосредственно ответ на вопрос. Меня просто поразил поэтический список. Как можно включать туда «сетевых» поэтов, которые не могут двух слов связать? Всерьёз рекомендовать АхАстахову, Сола Монову, Алое Вера. Не буду приводить цитаты из-за ограниченного времени, но это же – поток словес про мужиков, разбитое подростковое сердце, шубы и машины. Сола Монова в особенности губительна для молодой психики, на мой взгляд… Как будто список составлял подросток, напихал всего, а до кучи включил своего любимого рэпера Оксимирона. Конечно, не может не раздражать обилие «контркульурных» имён (Сорокин, Ерофеев, Пригов и т.д.) и полное отсутствие другой ветки – Распутин, Белов, да хоть кто-нибудь! Полная растерянность по списку поэзии, т.к. не знаю почти никого… Прозаический список +- составлен по последним премиальным веяниям, многие писатели – лауреаты, потому лишь отражают общую тенденцию литпроцесса в стране.

Ректору я бы также доверительно сказала, что на такой литературе актёра чувствующего, думающего – не вырастишь, а лишь – придуряющегося. И что этот список – фальсификация русской словесности, подмена настоящих имён делаными. В нём нет даже попытки объективности, я бы приняла некоторые имена, если бы они соседствовали с полярными им и давали бы обширное представление о современной литературе. Здесь же – чей-то очень частный и невзыскательный вкус.

Семён Карелин:

– Список этот достаточно странный и взят словно с потолка. В разделе прозы вижу Дмитрия Глуховского — человека, который написал знаменитую серию «Метро», а также нашумевший «Текст». Произведения эти, мягко говоря, не самые качественные. «Текст» написан безграмотно и как будто наспех, огромное количество стилистических ошибок — и это должны читать на прослушивании актеры? Или это рекомендация «как не поступить»?

В разделе поэзии у нас Оксимирон. Рэппер. Человек, который связан с музыкой, культурой – но причем тут поэзия? Что нужно читать на поступлении – отрывки из его баттлов? А может, стоит просто читать тексты его песен? Это невероятная глупость. Я так и вижу абитуриента МХАТА у которого такая программа:

  1. Прозаический отрывок – «Метро 2033» – монолог Артёма перед встречей с подземными монстрами
  2. Современная поэзия – Оксимирон «VERSUS BATTLE» – избранные оскорбления оппонента.

С такой программой нужно брать на бюджет, несомненно. Но если посмотреть с другой стороны, то список этот никому не мешает. Обязан ли я, как абитуриент, слепо подчиняться этим рекомендациям? Нет. Также стоит заметить, что это списки «современной литературы», то есть Пушкина и Достоевского никто не отменял, просто на прослушивании могут сказать: «А давайте что-нибудь современное». Но кто составлял эти списки? И зачем там Оксимирон и Глуховский? Смеха ради?

Я думаю, что эту несправедливость можно исправить. Пусть актеры, деятели искусства и творцы опубликуют свои личные списки – и будет у нас «Список Безрукова», «Лист Михалкова» и т.д. Пусть каждый блеснет интеллектом, покажет свою образованность. А будущие актеры сами решат чьему мнению доверять. А этот список, конечно же, очень необъективный. Если взглянуть на список прозы, то это попросту стеллажи наших книжных магазинов, это писатели, выращенные гигантами издательского дела «ЭКСМО» и пропихнутые на стенды в «Читай-городе».

Маргарита Болотова:

– Список – обилие постмодернизма, главного направления последних лет, это новая идеология. Многие авторы из поэтов – классические современные творцы, создающие шедевры без знаков препинания и больших букв, выдают слова в таком обнаженном виде, что, однако, не делает их хуже. Писатели – список богатый, конечно, но сборная солянка. Тут и классики, вносящие свой вклад в современную литературу уже порядка тридцати лет, и молодые авторы. Так получается, что на книгах первых выросли вторые, а мы употребляем в умственную пищу уже не чистый постмодернизм, а этот пост- постмодернизм. Интересно, но в новых авторах чувствуются старые.

Игорю Золотовицкому я бы сказала, что список слишком большой. Сборники собираются по какому-то единому принципу, а здесь – по моим ощущениям – выдали список имен, которые просто как-то звучали и продолжают звучать – с девяностых и по сей день. Мне кажется, список должен быть глубже, меньше, более выдержанным, более живым – а у нас тут рядом и Сорокин с его отвратительной в прямом смысле прозой, и Пелевин, уже почти признанный гением, и Сола Монова с ее грязно-женскими, пошлыми, неправдивыми стихами.

Светлана Зобкова:

– В этом списке (именно поэзии) нет традиционной поэтики. К своему стыду (а если посмотреть на общий список, то не думаю, что могу испытывать стыд) я не знаю больше половины тех людей, кто представлен в списке поэзии. Но то, что кто-то добавил туда АхАстахову, Сола Монову – говорит уже о культурном развитии его составителя (не в обиду). От Ахматовой к Сола Моновой – не стыдно ли человеку продвигать такую вот поэзию… Я читала больше современной прозы, чем поэзии, но я не увидела здесь ни одну знакомую мне фамилию (кроме Быкова и Кудряшевой), кто мог бы по достоинству занимать это место. Чего только стоит упоминание и Полозковой и Оксимирона. Я бы не стала читать такой список. Мне не 13 лет, чтобы я плакала под АхАстахову, Оксимирона и Полозкову. Получила бы «неуд» на экзамене, зато сохранила бы свой разум чистым.

О прозе. Тут все очень неоднозначно. Но ситуация в более выигрышном положении, чем поэзия. Есть и авторы, чье творчество мне не близко (Лимонов, Сорокин, Водолазкин), но которых нужно коснуться. Глуховского вообще можно за борт литпроцесса выбросить и забыть, как страшный сон. Рада, что взяли Маканина. Единственное, что меня смущает… политическая позиция многих авторов – радикалы и оппозиция. Нет, это хорошо, что нам дают читать авторов с разными взглядами на политику, жизнь и т.д. Но все должно быть поровну. А это уже похоже на промывку мозгов. Так не пойдет. Литература должна стоять выше и наблюдать, как серый кардинал, за всем, что происходит. Стараться непредвзято анализировать современность, рефлексировать, анализировать и фиксировать все это для своего и будущего поколений.

По моему мнению, этот список – вульгарная вкусовщина, основанная на дружбе и поддержке авторов, а не на объективной оценке.

Я не хочу, чтобы мои дети в школе проходили Соло Монову, АхАстахову, Глуховского, Сорокина и т.д. наравне с Есениным, Маканиным, Цветаевой, Булгаковым».

 

От автора: Полное единодушие и разумность выводов по поводу этого мхатовского бреда!

Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
6