Алексей КУРГАНОВ. Бездари снимают войну
Почему современные российские актрисы так неубедительны в своих кино- и телеролях?
Посмотрел на днях очередной телесериал ЯКОБЫ про наших бесстрашно-героических военных разведчиков времён Великой Отечественной войны, и неожиданно поймал себя на мысли: почему в современных фильмах (особенно на героико-историко-патриотическую тему) наши современные актрисы совершенно неубедительны? То ли им в нынешнем обществе патриотизма не хватает (действительного. Не плакатно-лозунгового), то ли папа с мамой ошибочно воспитали, не на тех морально-нравственных ценностях и принципах, на каких хотелось бы? Или всё гораздо проще: попали в актрисы, не имея никаких актёрских способностей?
Конкретных примеров этим доводам или догадкам масса! Один из самых свежих: сериал про замечательную дрессировщицу Маргариту Назарову. Да, дрессировщица была замечательная, можно сказать, легендарная и уж совершенно точною что неповторимая -- а в сериале она НИКАКАЯ, потому что артистка, её там сыгравшая, полный НОЛЬ. В том смысле, что не имеет никаких актёрских способностей. Кстати, это её не первый и даже не десятый «прокол». Это «прокол» ВООБЩЕ. Поэтому совершенно непонятно, зачем она вообще пришла в эту профессию. Мало ли на свете других, не менее прекрасных и не менее достойных! Врач, например. Или учитель (учительница). Швея-портниха. Парикмахерша. Продавщица. Маляр-штукатур. Операторша машинного доения. И ещё много, много, много! Почему в них-то не пошла? Почему именно в это самое актёрство, в котором нужен если уж не талант, то хоть какие-то, пусть самые скромные, но всё-таки способности?
Вернусь к упомянутому в самом начале текста сериалу. Называется «Когда растает снег». Или «Когда растаял снег». Различие непринципиальное, потому что название – совершенно неудачное. Ну, растаял он и растаял (или растает). И что? Это фильм о погоде? О работе Гидрометеоцентра? Оказывается, нет. О Великой Отечественной. Запросто можно было назвать «Когда потеплеет». Или «Когда появятся лужи». «Когда весна придёт нежданно…». Ничего бы не изменилось. Ровным счётом.
Возвращаюсь к актерству. Главная героиня этого «гидрометеорологического» сериала - некая скромная, строгих правил и всевозможных положительностей (что говорится, пробу негде ставить! Имею ввиду пробу отрицательную. Потому что кругом одни положительные! Даже тошнит!) барышня работает в таможне Ленинградского морского порта ЯКОБЫ переводчицей, а на само деле - бесстрашной военной разведчицей (красноармейской, разумеется). Однажды, во время работы на немецком судне она знакомится с неким немецким то ли моряком, то ли поваром – и тут же то ли по неопытности, то ли по неизвестному нам пока заданию, без особых морально-этических комплексов и прочих угрызений своей комсомольской совести отдаётся ему в каюте. Вот такая она насквозь положительная. «Жила бы страна родная – и нету других забот…».
Нет-нет, я не имею ничего против, как это говорится, бешено вспыхнувшей страсти и любви с первого взгляда! Ради Бога и лишь бы на здоровье! Но уж, извините, разыгрывать из себя девочку, и тут же нырять в койку… Даже при нынешней вольности нравов это явный перебор.
А дальше по сюжету - обыкновенный набор штампов: её засылают в Хельсинки, там она знакомится с беглым белогвардейским офицером, который тайно работает на Абвер. Она чего надо разведывает-выведывает и благополучно возвращается в город на Неве. По прошествии времени её опять засылают туда же, в Хельсинки (больше, наверное, некого, все остальные истреблены кровожадно-беспощадным сталинским режимом), она там попадает в нешуточный переплёт со стрельбой и кровью и опять благополучно убегает в любимый Ленинград (там бежать-то всего сотни три километров). Пустяк, а не преграда для такой матёрой Маты Хари).
В третий раз её засылают уже дальше, а именно: в Норвегию, разведать там завод по производству так называемой «тяжёлой воды», которая нужна для производства атомной бомбы. В атомных бомбах (как и в «тяжелых водах») эта барышня разбирается, как кролик в косметике, но, видимо, её ленинградским начальникам опять некого туда, в Норвегию, послать. Надо ли говорить, что она опять всё выполняет, всё разведывает – «и с законною победой возвратились мы домой!».
К слову, о том самом норвежском заводе. Историческая справка: англичане ШЕСТЬ (!!!) раз пытались заслать туда своих разведчиков - ни разу не удалось. Дважды выбрасывали на завод десант: первый немцы наголову разгромили, второй тоже, но этот второй хотя бы частично сообщил в «Интеллиджес Сервис» какие-то полезные данные. Советская военная разведка туда даже не совалась. Понимала, что бесполезно. Это к тому, насколько этот завод был НА САМОМ ДЕЛЕ (не в «кине»!) защищён.
Но что же тот коварный немецкий повар? О, это тот ещё фрукт! Не фрукт - настоящая фруктоза! Оказывается, никакой он не кок, а германский разведчик, и когда начинается война, то по сюжету моментально становится командиром фашистской подводной лодки (ай да кок! Что говорится, наварил компоту!) и начинает безжалостно топить всякие попадающиеся ему на пути корабли и судна. А она, эта наша бесстрашная разведчица, ему сразу отдалась! А он, оказывается, вон какой! Ну нельзя же так!
Сериал продолжается, война заканчивается, повар-подводник благополучно сбегает в Южную Америку и по прошествии многих лет под видом аргентинского писателя (он ещё и писать умеет!) приезжает в Советский Союз, находит разведчицу и узнаёт, что она родила от него сына. Это теперь уже относительно взрослый, совершенно мордастый мальчуган! И он, конечно же, встречается с ним. Сын ему сообщает, что мечтает стать военным моряком! (Гены ничего не поделаешь!) И этот «писатель земли аргентинской» понимает, что «поезд ушёл», здесь ему уже ничего не светит и откланиваясь, уплывает в свою Аргентину.
Вот, собственно, и весь сюжет этого забавного многосерийного телефильма, в котором Великая Отечественная война выступает лишь ДЕКОРАЦИЕЙ. Всего лишь.
г. Коломна
На фото: Кадр из сериала