Дарья ВАЛИКОВА. «Чудеса истории» и чудеса поэзии
Куприянов В.Г. Противоречия: Опыты соединения слов посредством смысла / Вячеслав Куприянов; предисл. А. Скворцова. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2019. — 560 с.
Сборник верлибров Вячеслава Куприянова, создававшихся на протяжении всей жизни, вышел к 80-летию поэта. Самые ранние из стихотворений относятся к 60-м годам. Куприянов является лауреатом многих поэтических премий, переведён на более чем пятьдесят языков, однако, несмотря на это, на родине его известность носит характер довольно ограниченный. Ибо, как верно отмечено А. Скворцовым в предисловии к книге, – «Если современная русская поэзия – остров в океане масскульта, то верлибр – почти резервация на таком острове».
Рядовой любитель поэзии у нас обычно не то, чтобы относится к свободному стиху с предубеждением, но готов воспринимать его лишь как нечастое вкрапление в массив «нормальных», рифмованных. Ведь свободный стих свободен в первую очередь от рифмы, от коей давно отказались, например, в современной англоязычной поэзии (считая её уместной лишь в детских считалках и прочих юмористических куплетах), – но ни в коем случае не в русской.
Чего может ожидать вышеупомянутый «традиционалист», открывая подобный сборник? Каких-то коротких наблюдений, пейзажных зарисовок, миниатюр, в лучшем случае смахивающих на развёрнутый афоризм… Быть может, и тонко, и умно, и поэтично, – но вряд ли способно по-настоящему захватывать, запоминаться наизусть… Словом, что-то вроде набора отрывков из прозы, притом достаточно разрозненных. Однако, при знакомстве с «Противоречием» обнаруживается, что вопреки подобным ожиданиям, все стихотворения и стихотворные циклы книги подчинены осмыслению конкретных тем, занимающих автора, логически увязаны в циклы-разделы («Как стать человеком», «Этот народ», «Чудеса истории», «Стихии стиха» – названия лишь некоторых из них). Неслучайно подзаголовок книги – «Опыты соединения слов посредством смысла» отсылает к поэту-обэриуту Константину Вагинову, чей сборник стихов назывался «Опыты соединения слов посредством ритма».
Таким образом, лирика Куприянова – интеллектуальная, философская, вплоть до наличия, к примеру, цикла «Философические письма. Из Чаадаева», содержащего четыре известных письма, суть которых поэт даёт в собственном изложении; впрочем, то же касается и философов наших дней – допустим, Пятигорского или Гачева. Лирика Куприянова включает в себя обсуждение как вечных вопросов социальной справедливости:
…И. О. так излагал свое
понятие о демократии:
– Если толстые и сытые
едят тощих и голодных
то это плохо и нетерпимо.
Сколько надо тощих,
чтоб накормить одного толстого.
Гораздо правильнее,
чтобы несколько тощих
питались за счет одного толстого.
Когда ему задали дополнительный вопрос,
как быть с нормальными людьми,
Когда нет ни толстых, ни тощих.
– Всё зависит от того, — зловеще ответил И. О. –
по какую сторону баррикад вы находитесь,
гражданин товарищ…
(«На занятиях по политологии»)
…Так, и, например, зигзагов нынешних политически окрашенных (будем надеяться, сиюминутных) исторических трактовок, порой доходящих до абсурда и изложенных поэтом в пародийном ключе:
…Русские стягивают к Москве
Вооруженные формирования из независимой Сибири
Геноцид немцев под Москвой
Геноцид немцев под Сталинградом
Гаагский трибунал требует выдачи Суворова и Кутузова
Голландец Петр Первый коварно преследует шведа Карла XII
Прибывшего с визитом дружбы в оранжевую Украину
Президент Грузии запретил сержанту Кантария
Водрузить знамя победы над Рейхстагом
(«Сегодня в мире»)
А ещё – взгляды автора на поэзию («Актуальная поэзия / Непроходимое болото посреди перенаселенного города / Читатели грамотно его обходят»), на русскую историю, на поиски квинтэссенции русскости, выраженной в перефразировании знаменитой, пришедшей из древности строки: «О, русская земля! Ты уже среди звёзд»; на сферу человеческих чувств, подвергнутых аналитическому осмыслению, и на многие другие аспекты бытия…
Книга, рассчитанная на читателя вдумчивого и подготовленного (будь он поклонник верлибра или «традиционалист» – неважно), ждёт его.