России светлая печаль

Григорий Чайников мог бы достойно продлить крестьянскую линию-тему в отечественном искусстве, застань он вольно и сильно работающих на земле. Как некогда Густав Курбе полемически утверждал, что написал бы ангелов, если бы их увидел, так и Чайников засвидетельствовал крестьянскую действительность в ее дожинках. «Дожинки» – так символически назвал свою создавшуюся с 1977 по 1987 годы картину лидер младопочвенников Александр Грицай, еще видевший последних русских жниц-родственниц за столетие до этого исчезнувших вечно сгорбленных «собирательниц колосьев» Жана-Франсуа Милле. Чайников же общался лишь с бабушками, все еще набирающими воду в криницах, одиноко доживавших среди пепелищ и развалин покинутых деревень. Ему удалось приметить последних беспаспортных бегунцов, почти изведенных под корень «очарованных странников», без которых не обходились ни блины, ни великая литература XIX века. Чайников успел задержать на своих холстах «уходящую натуру», удержать, печалясь, но не надрывно, а как данность неизбежного замирания постаревшего дорогого

Чайников поверил учителям – Виктору Циплакову, братьям Сергею и Алексею Ткачевым, сообразуясь с собственными ощущениями художнической правды, писал только окружающее, чаще радовавшее глаз, будившее страсть переносить на холст увиденное и фиксировать бесчисленные с этими материальностями связанные душевные волнения. А видел он и любил, еще раз повторимся, дожинки органической жизни. Ведь еще можно пожить не в дачных новоделах, а в настоящих старых домах с медвяными стенами, походить за грибами-ягодами, а главное, попариться в баньке «по черному», нахлеставшись березовыми вениками, испытав эту странную негу, принятую иноземцами из «Повести временных лет» за истязания флагеллантов. У Григория Чайникова лучше, чем у кого-либо из современников, получалось изображать плотское естество, изображать естественно, желанно, как полноценную радость, оберегающую от ханжеского нравоучительства, ограждающую будущее искусства от неизбежной, новосредневековой фундаментализации общественного бессознания.

В живописном исполнительстве Чайников предпочитал разрабатывать сложные валерные партитуры, оживляемые одинокими сильными цветовыми аккордами. Он не просто различал в неброской реальности цветное и доминантно валерное, но переносил на холст плодотворную конфликтность двух начал, избегая как импрессионистической аффектации, так и муторных тональных унылостей. Его бытовые сюжеты связывали в картинность отдельные жанры – пейзаж, натюрморт, портрет, интерьер. Подобный подход к бытовой сюжетике зародился на тверской земле благодаря Венецианову и его простецам-ученикам, затем стал одной из основ «московской школы живописи», изначально, от рождения полюбившей неприкаянную простоту, периодически воспитывая на этих принципах верных талантливых адептов, одним из которых и был Григорий Чайников

Сергей Александрович Гавриляченко


Выставка произведений Григория Чайникова «России светлая печаль»

В залах Российской академии художеств открывается выставка произведений заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики, члена-корреспондента Российской академии художеств Григория Чайникова (1960–2008), посвященная 60-летию со дня рождения художника. В экспозицию вошли живописные произведения, созданные мастером в последние десятилетия творческой деятельности.

Российская академия художеств, Москва, ул. Пречистенка, д 21. Возрастное ограничение:          6+. Стоимость:    100 ₽

Время проведения:  

10.09 2020 с 12:00 до 20:00

11.09 2020 с 12:00 до 20:00

12.09 2020 с 12:00 до 20:00

13.09 2020 с 12:00 до 20:00

15.09 2020 с 12:00 до 22:00

16.09 2020 с 12:00 до 20:00

17.09 2020 с 12:00 до 20:00

Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
9