Владимир Топоров: «Русская музыка любима во всём мире»

Владимир Топоров сегодня один из самых известных исполнителей народной музыки, народных и авторских песен. Гармонист, преподаватель игры на старинных музыкальных инструментах, участник казачьего ансамбля «Есаул», солист ансамблей «Вар», «Хмель», «СМА-Родина». В его репертуаре – песни на стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, Александра Аверкина, Виктора Бокова.

Родился Владимир в 1986 году в крестьянской семье в посёлке Кадниковский Вожегодского района Вологодской области. Окончил Вологодское музыкальное училище по отделению народного хора и вокальный факультет Московского государственного университета культуры и искусства.

Владимир Топоров не раз представлял нашу страну во Франции, Венгрии, Греции, Литве, Македонии, Польше, Сербии, Хорватии. Россия звучала в далёком далеке русскими народными и казачьими песнями, разливистой вологодской гармонью. 

Лауреат и дипломант Всероссийских и Международных конкурсов, лауреат премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина.

– Владимир Александрович, благодаря вам мы слышим в столице голос Вологодчины. Расскажите о своей родине.

– Вологда для меня – не только сам город, но и вся область. Когда еду домой, всегда сердце стучит радостнее, а в душе такое счастье и тепло! Земля, по которой бегал босиком, травы, от которых кружится голова, сказочный, красивый лес! А самое главное – это люди и их слово, их диалект, и, конечно же, широкая вологодская душа и доброе сердце!

В любом селе, в каждой семье всегда жила музыка, дети впитывали её с молоком матери и с пелёнок. И в моей семье так было… Я с детства играл на гармошке.

Сейчас в селе упадок, работы практически нет, молодым мужчинам приходится уезжать в города на заработки, чтобы прокормиться, а зачастую и вовсе оставаться там. Лес вокруг посёлка вырубили, некуда стало сходить за грибами и ягодами.

Раньше, в моём детстве, почти в каждой семье была корова, козы, куры, свиньи и своё хозяйство, а теперь ни одной коровушки в округе не осталось и сено не косят, кругом всё травой зарастает.

– Вы в Москве со студенческих лет. Что скажете о столичной культуре?

– В Москве я с 2005 года, многое узнал здесь и усвоил. Если говорить о национальной культуре, то в Москве она есть, вернее сказать, есть люди и организации, которые её развивают, передают детям, пытаются сохранить. Но самое грустное, что государство практически не поддерживает развитие и сохранение русской национальной культуры.

Я считаю, что без традиционной культуры – фольклора, народных обычаев и праздников здорового общества в России не будет. К сожалению, на главных телеканалах мы видим в основном «попсу», рок-н-ролл, ар-н-би и т.д. Это нормально для молодежи, понятно, что мир не стоит на месте. Но хоть какое-то место должно быть уделено и русской традиции, потому что в ней – корни государствообразующего народа. Если их не подпитывать, народ погибнет. Создайте просветительские телепередачи, покажите нашу национальную музыкальную традицию. У нас огромный пласт песенного, танцевального фольклора, есть замечательные русские народные ансамбли, но по центральному телевидению мы не видим их.

Так нельзя!

Я уверен, что в скором будущем это изменится. Люди уже сейчас создают свои ТВ каналы, такие, как «Жар Птица», например, и транслируют по ним русскую песню.  Спасибо им!

Но «Жар-птица» – кабельный телеканал, не для всех доступный. По телевидению не показывают исполнение музыки на русских народных инструментах, и молодёжь о них не знает. Сделайте передачу «Играй, гармонь!» по федеральному каналу в восемь часов вечера, а не в субботу в пять утра. И сознание у народа поменяется.

И потом, почему, спрашивается, у нас есть только «Играй, гармонь!» – единственная программа о русской традиции?..  Как утопающий корабль.

С другой стороны, телепередача «Лучше всех» весьма спорна. Зачем нравственно губят талантливых детей, разжигая в них самолюбие? Ведь можно ребёнку сказать, что ты – лучше всех, и, всё, человек пропал.

На мой взгляд, нужно другое. Надо поддерживать рекламой фестивали народной музыки.  И они должны быть не только в Сибири и на Кубани, но и в Центральной России. Нужен госзаказ на эти мероприятия.

Есть фольклорные школы. Покажите их по телевизору. Сделайте цикл телепередач о знаменитых фольклористах.

Много для фольклорного движения в стране делает Сергей Старостин. Замечательный артист, глубокий человек. Покажите его по центральному телеканалу! Человек посмотрит на него и вспомнит: «А мой дед играл на гармошке! А, может, и мне попробовать? И внукам дать гармошку, пусть они продолжат традицию».

У каждого человека есть генетическая память, надо её разбудить.

Давайте задумаемся: почему, когда в русской молодёжной компании играют на балалайке, это вызывает усмешки. А если чеченская молодёжь играет на своих бубнах, наоборот, – это восторг и восхищение?..

– Как иностранцы встречали ваше исполнение русских песен?

– Хочу вспомнить одно выступление в сербском городе Нови Сад, когда мы с ансамблем «Вольная станица» выступали вечером на главной площади города, исполняли песню «Тамо далеко». Все до одного зрителя встали и пели с нами вместе. Не могу передать словами это единство славянского духа! Для сербов «Тамо далеко» как гимн. Также было и в Хорватии, в городе Цриквенице, когда мы вместе, одной семьёй, пели романсы на слова Сергея Есенина под гитару. Люди пели и плакали. Это же о чём-то говорит!

Иностранцам нравятся наши песни и романсы «Очи чёрные», «Коробейники», «Подмосковные вечера». В славянских странах очень любят пляски, хороводы, любят казачьи выступления с шашками, любят балалайки. Это мы и везём за границу. Хорошо воспринимают военные песни Второй мировой войны. Любят русские романсы, Шаляпина.

В Македонии на берегу Охридского озера проходит международный фольклорный фестиваль. И когда мы, исполнители из разных стран, идём по городу со своими музыкальными инструментами на главную площадь, это очень красиво!

Русская музыка – яркая и колоритная. В этом наше отличие от всех.

– Как вы относитесь к тому, что старинную песню порой аккомпанируют музыкой с элементами рока?

– Весьма сдержанно. Я вижу, что при таком аккомпанементе теряется назначение песни. Мало кто может делать хорошие обработки. Чтобы слушать такое исполнение, надо любить не только фольклор, но и рок-музыку.

Хочу сказать о протяжной песне, об исполнении на три, четыре голоса. Такую песню можно полчаса петь и полчаса слушать. Она как молитва. Лидия Русланова говорила: русскую песню спел – как в храме помолился. А сейчас песня – три минуты, не больше!

Если мы шагнём на сто лет назад, то увидим, что звучали былины, играли тальянки, балалайки, гудочки, колёсные лиры. При раскопках на русской равнине нашли уже не одну волынку. Она была устроена так: две жалейки и трубка между ними играли в терцию. Её звук – русский колорит. Это была целая культура. Осмысленная, бытовая, праздничная. Песни лирические, исторические.

Увы, сегодня у тех, кто занимается сохранением и развитием традиции, самый низкооплачиваемый труд. Люди и рады бы послушать колёсную лиру, да негде. А она бы им точно понравилось.

– Мне не раз доводилось слышать в столичных церквах исполнение на клиросе не московской певческой школы, а звучание народных мотивов – то южных, то северных. Как связана церковная и народная музыка?

– И Шаляпин пел в церкви, и Надежда Плевицкая. Был хор Жарова. Какие там были басы! Наше национальное достояние!

Вообще, ни в одной стране мира нет такой богатой культуры – лирические страдания, исполнение «под язык»…

– Что значит «под язык»?

– Раньше, когда народ сходился на вечёрки, не везде были музыканты. И тогда собравшиеся старались имитировать голосом и губами музыкальный инструмент: тигида-тигида-тигида…

– Что скажете о современной музыке?

– Разрыв с традиционной культурой произошёл после революции 1917 года, следующий разрыв был в 1990-е годы, и тогда же начался наплыв субкульуры. Были и раньше «волны» – «Битлз», но это здоровая музыка. «Pink Floyd» – шикарные музыканты. А сейчас очень много мусора вышло наверх – музыка, в которой нет света, здорового начала. Эта музыка рассчитана на «развлекуху», она разнуздывает. Если это даже интересная современная музыка, главное понять, несёт ли она в себе смысл или нет.

– Кое-где молодёжь пытается возрождать музыкальные традиции. Супруги Нестеровы на Дону – хороший пример.

– Это как раз и есть результат работы фольклорных школ и энтузиастов. Большая заслуга и профессоров вузов в распространении знаний о народной музыке. Таких преподавателей надо поддерживать.

Помню наших преподавателей: недавно почившего Царегородцева Владимира Андреевича, Антипову Людмилу Алексеевну, Бекке Виктора Владимировича, Колесника Юрия Леонтьевича. Они ездили в экспедиции, записывали у бабушек народные песни, исследовали народные традиции и быт.

Да, есть и замечательная молодёжь, я работаю с ней в музыкальной школе.

Мы живём на своей земле, русская музыка любима во всём мире. Нам надо только осознать, что мы – наследники великой культуры и великой традиции.

Беседовала Ирина УШАКОВА


Владимир Топоров в настоящее время серьёзно болен онкологическим заболеванием и музыканту необходимы денежные средства на лекарства. Благодарим всех, кто сможет пожертвовать Владимиру Александровичу.

Номер карты Сбербанка 2202 2022 4147 0842

2200 6503 6488 8772 ВТБ


 «В саду зелёном» – исполняет Владимир Топоров – смотреть здесь

Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
9