Надежда ЛЫСАНОВА. «Маяки» Владимира Черноземцева

Владимир Алексеевич Черноземцев (1938–2016)

«Книги – это маяки в океане времени»,автор этих слов неизвестен, но их можно часто встретить на страницах энциклопедий, их легко применить по отношению к Владимиру Алексеевичу Черноземцеву (1938–2016) – книги для него имели огромное значение. Каждую он прочитывал, берег и пользовался ее знаниями. Но книга для него стала больше, чем источник знаний, как-то он признался: «Я раб, слуга, страж, хранитель ее. Она боль моя, счастье мое, судьба моя. Все для меня в ней, все во мне от нее. Она породила меня, сотворила, полонила, наполнила, растворилась во мне».

Володя пошел в школу в 9 лет. Не в чем ему было идти в семь: одежды не досталось – семья была многодетной, да и валенки – одни на двоих с сестрой. Но два года не были потеряны, он самостоятельно научился читать по альманаху «Круглый год». Альманах стал его первой книгой в Булдаке (Курганская область), первым «маяком». О трудном детстве и своих истоках Черноземцев напишет, став писателем, автобиографическую повесть «Ухари».

В 1947 году, спасаясь от голода, семья Черноземцевых переехала в Златоуст и воссоединилась с ранее уехавшим сюда сыном Александром, старшим братом Владимира. Здесь будущий энциклопедист продолжил обучение. После начальной школы Владимира распределили в школу № 8, в которой у него появилось желание сочинять: «На уроках я стал пописывать, меня поругивали. А некоторые учителя говорили: “Пусть пишет, все равно ответит”». Уже тогда он стал тайно мечтать о своей собственной книге. Брат Александр слыл книгочеем. Книги подбирал и покупал со знанием дела. А обжившись в городе, стал добывать подписки на собрания сочинений. Еще школьником Владимир перечитал всю домашнюю библиотеку брата.

Володя занимался в драмкружке во Дворце пионеров, ходил на репетиции к Г.А. Гореву, известному человеку в Златоусте. Много лет спустя в своей книге «Междометия Крошки» Черноземцев напишет: «Не к одной вершине устремил меня и не на одно горе открыл мне глаза Георгий Александрович Горев». Руководитель драмкружка стал для него человеком обожания и подражания, ведь он был автором настоящей книги! Владимира впечатлял этот факт!

В 17 лет он вступил в комсомол и был выбран редактором «Школьной правды» и «Шпильки». Старшеклассники организовали тайное общество «Оазис», взяли себе псевдонимы. Устав юных сочинителей состоял из 5 пунктов: 1. Думай и пиши. 2. Не проходи мимо. 3. Смотри в корень. 4. Подумав, повинуйся. 5. Живи до смерти. И выросли из школяров замечательные люди. Сплоченное братство повлияло на их мировоззрение благодатно. В 2010 году в Златоусте вышла уникальная книга «ОАЗИС многозвучный. Оптимистическая история в стихах и прозе, в воспоминаниях и в документах». Ее редактором и составителем стал В.А. Черноземцев. Он рассказал о том, чем занимались оазисцы, и показал, что будущее человека формируется в детстве.

Школу Владимир окончил с золотой медалью в 1957 году. И выбрал для себя Уральский университет в Екатеринбурге, стал студентом филологического. Несмотря на скудную стипендию, студенты охотились за хорошими книгами, застревали в букинистических магазинах, выбирая самое ценное, то есть «маяки из океана времени». Именно в этот период Черноземцев стал собирать собственную библиотеку. Он вспоминал: «Мы были влюблены в книги и в литературу! У нас были такие преподаватели!»

Учителей в то время не хватало, и весь 4-й курс филологического факультета был направлен в школы Свердловской области на длительную практику. Черноземцев выбрал Серов. Ох, и намерзся он в нем в своей плохонькой одежонке! Но Серов не сильно отличался от рабочего Златоуста, и это его успокаивало. Он продолжал учиться в университете заочно. Ночами ездил в Екатеринбург сдавать экзамены (между Серовом и Екатеринбургом 300 км), покупать новые книги.

В 1960 году Черноземцев женился на Луизе Бобновой, девчонке из Златоуста, за которой ухаживал старшеклассником, встречал ее после лекций, ведь она училась в индустриальном техникуме имени П.П. Амосова. Привез жену в Серов, Луиза перевелась в металлургический техникум и окончила здесь же его. В 1962 году у Черноземцевых родился сын Лев! Конечно, Лев! Черноземцев боготворил Льва Толстого. В этом же году студент-заочник окончил университет, и семья вернулась в Златоуст. А Луиза Сергеевна стала для мужа путеводной звездой – всегда с ним, всегда рядом.

В Златоусте Владимир Алексеевич пошел работать в школу № 18. Организовал для школьников драмкружок. Нарушал постоянно программу, потому что вел уроки по современной литературе – давал знаний больше. Внедрял вместе с директором Л.И. Андреевым школьное самоуправление. Участвовал в семинарах, делился своим опытом с учителями из других школ. Все ему твердили: «Твой путь в школе!» Вскоре он стал завучем по внеклассной работе. Получил звание «Отличник народного образования» (1961). Но ему хотелось учить студентов, и он ушел в 1970 году в техникум. А через месяц его пригласили в редакцию «Златоустовского рабочего», заведующим отделом (культура и быт). В это же примерно время он стал руководить городским литературным объединением «Мартен», который был организован Н.А. Куштумом.

Черноземцев отдал «Мартену» 15 лет (1965–1980). Публиковал заводских и городских писателей в газете, писал рецензии на спектакли местного театра. Однажды с Верзаковым (оба были уже известными авторами книги «Златоуст. Краткий очерк. Путеводитель, справочник», 1979, 1984) написали пьесу про городское подполье. И пьеса «Два часа перед вечностью» прошла на ура! На златоустовской же сцене прошли их пьесы «Драма с оркестром», «На сопках с Маньчжурией». В 1973 году в Дубултах (Латвия) на Всесоюзном семинаре одноактовых пьес они победили (пьеса «Крыша над облаками»). После написали пьесы «Самолучший мастер», «Мщение Деметры», «Дорога к океану». Вышли их книги: «Сережа Тарабука – вождь племени вамбы-намбы» (1974, 2011), «Крыша над облаками» (1974), «Не гаси огня своего» (1975), «Драма с оркестром» (1986), «У Таганай-горы: история в историях и картинках» (1990), «Стихи Айской долины» (1994), «Странствователь» (2006).

А еще он стал автором песни «Вечерний Златоуст», которую исполняли по златоустовскому радио множество раз (муз. А.К. Танцырева). Занимался Черноземцев переводами югославских поэтов и словенской писательницы Нады Крайгер. Ее книга с его переводом «Алеша в Киргизии» была опубликована в журнале «Литературный Киргизстан». Писательница однажды призналась ему в письме: «Мне нравятся ваши переводы, они улучшают меня, как автора…»

В «Златоустовском рабочем» Владимир Алексеевич дорос до заместителя редактора, но его пригласили в Челябинск на должность заведующего редакцией художественной литературы Южно-Уральского книжного издательства (1980). Черноземцев ездил в командировки и собирал рукописи. Все, что привозил, нужно было прочитать, отредактировать, подготовить к печати. Он предложил выпускать книжные серии: «Русский исторический роман», «Орленок», «Первая книга поэта», «Первая книга прозаика» и другие, старался помочь молодым авторам, стал зажигать «маяки» уральских писателей. Получил звание «Заслуженный работник культуры» (1996).

Но наступила «перестройка». Сотрудникам издательства не платили зарплату. В 1998 г. В.А. Черноземцев ушел на пенсию. И вдруг по инициативе В.С. Боже в издательстве «Каменный пояс» началась работа над энциклопедией «Челябинск» (2001). Для работы над этим огромным «маяком» Владимир Черноземцев (один из составителей) собрал талантливых друзей. Стали издавать и хорошие книги. В 2003 г. Черноземцев выпустил свой поэтический сборник «Между небом и землей». За книгу поэт получил премии К. Скворцова, имени М. Клайна, В. Бирюкова. Когда началась работа над семитомной энциклопедией «Челябинская область», издательству предоставили шикарное помещение на улице Воровского, а Черноземцев стал одним из заместителей председателя редакционной коллегии. Работать было сложно над огромнейшим «маяком», но интересно. В ход шли не только музейные архивы области, но и семейные. «Мы по скорости издания энциклопедии побили все рекорды, – увлеченно рассказывал Владимир Алексеевич. – Наши рабочие материалы были опубликованы как образцовые для российских издателей. В Санкт-Петербурге, в «Салтыковке», на Российском семинаре издателей региональных энциклопедий мы были в центре внимания, были на высоте!»

Черноземцев всего добился в своей жизни. Судьба его испытывала, а он выходил победителем. Но! «Мужицкую закваску из него город так и не выветрил», – написал о нем однажды А.П. Моисеев, тоже златоустовец. Все стеллажи для книг Черноземцев делал сам, «…от которых в квартире стен не видно…» (Моисеев). Книги излучали свет, и какую бы хозяин ни брал в руки, сразу же вспоминал из жизни интересный эпизод, видел он за автографами авторов произведений или себя, склоненного над  рукописью.

Однако неуемная натура не давала писателю спокойно жить. И он придумал себе большую новую работу – снова энциклопедию. Теперь – литературную. Куда он только не обращался: в министерства, издательства, к состоятельным жителям… Лично я записывала его на прием к А.И. Кузнецову, министру образования области. Он встречался с ним, но успеха встреча не принесла. Литература в загоне! А это – показатель нашей человечности, вернее наоборот уж... А собирал Черноземцев все: факты об истории возникновения литературы на Южном Урале, редкие издания, информацию о первых книгах и журналах, о литературных клубах и объединениях, праздниках и фестивалях. Мы, писатели, все сдали ему о себе информацию. Эта книга стала бы уникальным изданием! Но кропотливая работа за компьютером, переживания по поводу издания энциклопедии подорвали здоровье писателя. На операции (по зрению) у него случился инсульт.

Я записывала  Владимира Алексеевича (по его личной просьбе) на прием в ЗСО. Это была его последняя надежда. Но он не смог присутствовать на встрече, разболелся. Встречались с А.Л. Журавлевым я, О.Н. Павлов и М.С. Рудковский. Все бесполезно! Умер В.А. Черноземцев с большой досадой в сердце… Этот его «маяк» не зажегся. Все, что он успел сделать и собрать, а это была огромная каторжная работа, он передал О.Н. Павлову вместе с частью своей личной библиотеки для последующей работы и огромным количеством папок, набитых исписанными листами, вырезками из газет. Но энциклопедия до сих пор не издана!

Имя Владимира Алексеевича Черноземцева – учителя, драматурга, писателя, поэта, краеведа, переводчика, журналиста, издателя, энциклопедиста – известно многим жителям области. Я уверена, что хотя бы раз каждый человек – взрослый или студент, пенсионер или школьник – листал энциклопедии «Челябинск» и «Челябинская область» и находил нужную для себя информацию. Но мало кто задумывается, что это огромный труд многих и многих людей, составивших копилку фактов для будущих поколений, что это «маяки из океана времени», что это, в том числе, и тяжелый труд В.А. Черноземцева –  члена Союза журналистов России (1976) и Союза писателей России (1996).  Верно написал П.П. Бажов: «Работа – она штука долговековая, человек умрет, а дело его останется». Все «маяки» Черноземцева горят, кроме одного.

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
9