Игорь ШУМЕЙКО. «Маскарад» и честное отношение к вирусу

Подозрительно: гремевшее несколько месяцев словосочетание «коллективный иммунитет» почти исчезло из комментариев специалистов. «Вторая волна Пандемии», как выражался Остап Бендер: «это медицинский факт».

Во всех странах наборы принимаемых мер стали своеобразным портретом: уровня здравоохранения, экономической мощи, политической культуры, законопослушания… Самая наглядная в этом наборе: Маска. Процент одевших, даже сам стиль её ношения – штрихи к упомянутому портрету.

Помимо строго количественных параметров (смертность, число тестов, процент выявленных носителей…) Россия и по «масочному уровню» – почти в благополучной половине. Но, разумеется, не без формирования своего стиля. Знак законопослушания: маска налицо. Но знак усталости, нетерпения: налицо, но не совсем на лице. Словно главная цель Маски: прикрыть зону (возможного) второго подбородка! Маска на шее, «Рашен стайл».

До года №2020 – (помнится, в дни праздничных ёлок и «Огоньков» его называли «счастливым»: 20 и 20, старая аналогия с автобусными билетами) – маска считалась синонимом лицемерия. «Он нацепил маску сочувствия», «Под маской дружбы скрывался…». Ленин хвалил Льва Толстого за «срывание всех и всяческих масок» – а мы повторяли это в школьных сочинениях.

И вот – пара телерепортажей из Бельгии, так сказать: с гребня «второй волны». В Антверпене толпы танцуют, веселятся, без масок – мэр гневно комментирует: «Это безответственно!» И следом другой город, схожая тусовка, но мэр сказал иное: «Это бесчестно!»

Танцевать, гулять без масок: в чем бесчестность? Обманывают? – Вполне открыто игнорируют! Каждый – по своим мотивам, о которых тоже открыто кричат в телекамеры: Я не верю в вирус!... Да это обычный грипп!... Мы устали от карантина! Нам надоели эти маски!... Добавился московский репортаж: боевой такой здоровяк бил охранника в магазине скандаля против маски.

В голове крутилось «срывание всех и всяческих масок» и даже драма Лермонтова «Маскарад» (тоже: отнюдь не про веселье праздника). И тот бельгийский мэр: «Без масок – бесчестно!». Понять его реплику помог старый, еще весенний рассказ о врачах «Коммунарки». Из многих героев Камила Туйчиева запомнилась, честно сказать и тем, что очень красивая молодая девушка! И такой кошмар – её Дневник:

– Все дни слились в один. В первый выходной почти 20 часов просто лежала в постели без света и звуков вокруг — и это был кайф… Лицо привыкло и стало болеть чуть меньше. Почки привыкли практически останавливать свою работу на полдня, но активно работать в выходной день, когда ты много пьешь. Мозг привык отключаться и уходить в сон, когда нужно… Сейчас тяжело всем. Кому-то плохо от скуки дома, кто-то не может пойти в бассейн, у кого-то кончаются деньги на еду… Кому тяжелее, кому легче, сравнивать смысла нет: нам всем дано то, что мы в силах перенести(...)

 

И фото: красивое лицо с жуткими «масочными морщинами» и помогло понять «Бесчестно!» в крике бельгийского мэра.

Маленький мысленный эксперимент. Если «уставший от карантина, неверящий в вирус», или «реально смелый»… все же заболеет – то…

1). Он запрется дома, прогонит родню, будет сам бороться: таблетками, имбирем(цена в Пандемию скакнула с 300 до 7.000рублей), чесноком (в Средние века – еще и средство от «нечистой силы»!). В общем: чем угодно, во что «он верит». Справится, или, не дай Бог… – тут всё честно.

2).Но если он пойдет в больницу, вызовет врачей (которые эти маски носят 8 часов/день несколько месяцев?) – то…

И что-то мне подсказывает: так и поступят у 99,9% «неверящих в вирус, бравирующих, протестующих против карантина»…

Занятно, картина лермонтово-толстовских времен развернулась на 180градусов: теперь «лицемерие» быть без маски!

Вирус, убив тысячи, ударил по образу жизни миллиардов. За эти месяцы довелось услышать и «Мир после коронавируса будет другим!» И усталую усмешку мэра Собянина, обобщавшего оценку нескольких врачей-эпидемиологов: «Через год вы будете вспоминать карантин, эти экстраординарные меры, как что-то очень далекое, полузабытое».

Но сейчас в центре внимания мира: Гонка за вакциной! И что-то мне опять подсказывает… когда эта «Пробирка Спасения», «чаша Грааля», вожделенная вакцина явится в наши обыденные поликлиники… «спасительный» ореол быстро потускнеет.

«Неверящие в маски» – поверят в прививки? И модераторы известной «анти-прививочной» кампании сделают исключение и для COVID -19?

При всех открытиях (интересно, поспеют ли тесты гамалеевского изобретения к «нобелевской неделе»?), всех миллиардных инвестициях в супер-лаборатории, главным средством борьбы остается «старый-добрый», средневековый Карантин.

Густая, как карболка, ирония истории: именно в Северной Италии, главной жертве 2020года придумали средство: Quarantina (в переводе с языка Данте: «40 дней»). В Генуе, Венеции прибывшие купцы изолировались на этот срок. Вдуматься: некий вариант католического Чистилища (интересно, сравнивали ли их тогда)? Неотвратимая инстанция, после которой или: Рай Венеции, или… В общем, в отсутствии градусников, экспресс-тестов – только отмеренная порция времени, «40-дневка» почиталась главным «врачом-диагностом».

Православные, не признавая Чистилища, тоже отмечает сороковины. Душа на развилке Рай/Ад держится 40 дней. Последний Карантин

 

Но… Карантин хорошо работал в Средневековье только вкупе с… «аутодафе»! Даже в относительно просвещенной Женеве нарушителей карантина – сжигали! М-да… Грета Тунерг с соратниками костры на площадях наверно не одобрят: глобальное потепление.

 

В дни первых флэш-мобов, пения на балконах я вспоминал наше, российское средство не свихнуться в Карантин. «Наше всё», Пушкин дал пример и этого преодоления. Знаменитая «Болдинская осень», первый в России холерный Карантин! Только представьте. Невеста… на нынешние понятия: «Мисс Россия-1830» (да-да, и рост! На полголовы выше). Первое сватовство – отказ. Год ждал, наконец, Гончаровы: «ОК, Пушкин! Бери Наташу в жены».

Денег на свадьбу нет. Выпал шанс: родители отписали деревеньку. Поехать, оформить владение: дел на три недели (с дорогой). Потом заложить владение в банке и... всем шампанского!

Пушкин примчался в Болдино 3 сентября. Вернуться в Москву удалось лишь 5 декабря! Учтем знаменитую «африканскую горячность», отсутствие Интернета и тогда может представим (отдаленно!) всё бешенство Александр Сергеича в первые дни. О дальнейшем божественном его спокойствии, иронии говорят письма друзьям, а главное: завершенный «Онегин», сказки, Повести Белкина… Точно писал Ницше, а сегодня поет Юлия Чичерина: «Что не убивает – то укрепляет».

Вспоминаю своих студентов: законопослушание – отнюдь не главная добродетель в их среде. Без маски – бравый, с маской на шее – возможно, ироничный, а носящий её в стиле разработанном «модельерами Роспотребнадзора» – в лучшем случае осторожный…

Пушкинское преодоление, вбрасывание «темы»: «честность/нечестность» – вместо «смелость/покорность»… все примеры полезны. Может и мой маленький забавный случай. Первая редакционная красавица вернувшись со срочного задания случайно сбросив на столик рядом с вешалкой маску, направилась к своему «компу». Я, убегая на важную встречу и слушая инструкции вдогон, «на полном автомате» схватил её, нацепил в лифте, и… полдня вдыхал букет косметики, парфюма, кожи и дыхания недоступной дамы. А на ту встречу двое вошли без масок, третий (главный), снял через минуту. И только я… под нежной голубоватой полоской скрывал блаженную улыбку, расплывающуюся, наверно, до полно-идиотской. Забавляла сама ситуация: среди соревнующихся в серьезности коллег, ответственного разговора я был полностью свободен, волен предаваться любым воспоминаниям, вдохновляемых (в обеих смыслах) её маской. Вот вам еще резон: рекомендованное Роспотребнадзором устройство поможет безнаказанно скрывать свои эмоции.

А новейшая Вакцина, научное Чудо-2020 чтоб не стать жертвой старой «анти-прививочной» кампании должно быть подкреплено – тоже старой, даже средневековой угрозой: «Иначе всем выход один – Маска и Карантин!»

На илл.: Художник Вепхвадзе Иван Алексеевич. Эксперимент

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
9