Дмитрий МИНАЕВ. Бунин и Пушкин

К 150-летию Ивана Алексеевича Бунина

 

Всемирно известный писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии, Иван Алексеевич Бунин был «открыт» соотечественниками после его кончины в 1953 г. во Франции.

Острый интерес к Пушкину проявился у Бунина с детства. На протяжении всего писательского пути И.А. Бунин поклонялся трём творцам – Пушкину, Толстому и Чехову, и лишь в конце жизни присоединил к их именам имя Лермонтова. Однако, Пушкин всегда занимал в этом ряду особое место. В 20-30-е годы имя Пушкина всё чаще появляется на бунинских страницах, упоминается в интервью и разговорах. Пушкин был для Бунина не столько учителем и примером, сколько той верной мерой, которой можно было поверить всё – и собственное творчество, и тогдашнюю литературу, и судьбы России.

Для Бунина Пушкин – воплощение простоты, благородства, свободы, нравственного здоровья, ума, такта, вкуса. Пушкиным поверялось всё, и никто из писателей не мог избежать и выдержать сравнение с ним, даже сам великий Толстой, перед которым Бунин благоговел. Пушкиным одухотворялась бунинская юность. Пушкиным наполнены бунинские мечты.

Родился Иван Алексеевич Бунин 10 (22) октября 1870 года в Воронеже, в обедневшей дворянской семье, имевшей многовековые корни. Окончил всего 4 класса Елецкой гимназии, детские и юношеские годы вплоть до 19 лет провёл в деревенской глуши Елецкого уезда Орловской губернии, хуторе Бутырки, а затем в деревне Озёрки.

Свою собственную биографию Бунин всегда и неизменно начинал цитатой из «Гербовника дворянских родов»: «Род Буниных происходит от Симеона Бунковского (ХV век), выехавшего в ХV в. из Польши к великому князю Василию Васильевичу Темному». Писатель Ю. Гончаров в своей книге [1] проследил до самого корня чисто русское происхождение Бунина.

Предками И. Бунина были поэтесса Анна Петровна Бунина (русская «Сапфо») и поэт Василий Андреевич Жуковский (внебрачный сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина). Бунин гордился ими более, чем древностью своего рода.

Мать Бунина происходила из старинного рода князей Чубаровых, лишённого княжеского титула Петром I за участие в мятеже царевны Софьи. Мать поэта обожала стихи Пушкина, Жуковского, читала их наизусть. Бунин в детстве даже смешивал её с Людмилой Пушкинской: звал её Людмилой Александровной.

О встрече с сыном Пушкина А.А. Пушкиным Бунин в записях отметил: «Помню жуткие, необыкновенные чувства, которые испытал однажды (в молодости) возле сына Пушкина, в церкви Страстного монастыря, не сводя глаз с его небольшой и очень сухой, лёгкой старческой фигуры в нарядной гусарской генеральской форме...» [2]. Бунин жадно рассматривает, как бы впитывает глазами весь облик этого человека («белая курчавая голова» – курчавая как у Пушкина), носителя пушкинских генов.

Не предполагал И.А. Бунин, что его родственники породнятся с потомками А.С. Пушкина. Сын А.С. Пушкина Александр Александрович женился вторым браком на двоюродной сестре дворянина Павлова, Марии Александровне Павловой. Мария Александровна, была двоюродной сестрой дворянина Павлова, а «дед Павлова по матери», записал Бунин, – моряк Иван Петрович Бунин, брат поэтессы Анны Петровны Буниной ... Дед Павлова по отцу – Николай Анатольевич Бунин».

Н.А. Бунин – мичман флота – из ветви Буниных-Ряжских. Отцом М.А. Павловой был гвардии полковник Александр Иванович Павлов. Дочь Марии Александровны, Елена Александровна Пушкина (Розенмайер), приходилась дальней родственницей Бунину-писателю.

В ноябре 1935 года Бунин приезжал в Бельгию. Он писал Н.Я. Рощину 19 ноября из Брюсселя: «…Ныне (19-го) вечером я у Пушкиных (Николай Александрович, родной внук Александра Сергеевича). Завтра 20 ноября…».

Николай Александрович Пушкин, сын А.А. Пушкина и М.А. Павловой, внук А.С. Пушкина, переписывался с И.А. Буниным, жившим последние десятилетия во Франции. Так, в 1949 году по просьбе Бунина Николай Александрович сообщал ему некоторые сведения о потомках Пушкина [4].

В 1940 году Бунин поспешил в Ниццу из Грасса, бросив все свои дела, чтобы увидеть внучку А.С. Пушкина. «Я испытал нечто подобное даже лет десять тому назад, познакомившись 6 июня 1940 года в Ницце с дочерью этого генерала, то есть родной внучкой Пушкина».

Ссылаясь на дневниковую запись И.А. Бунина [3] «12.У1.41. Ездил в Ниццу, завтракал с Еленой Александровной фон Розен-Мейер, рождённой Пушкиной – дочь А.А. Пушкина, родная внучка Александра Сергеевича». Через три дня Бунин записал [7]: «15.У1.41. Вчера у нас завтракала и пробыла до 7 вечера Е.А., эта внучка Пушкина».

 В дневнике Г.Н. Кузнецовой, жившей на вилле у Бунина, также читаем о приезде внучки Пушкина в Грасс [5]: «15 июня. Вчера провела у нас день внучка Пушкина, Елена Александровна, – женщина лет 55-ти, маленькая, мужественная, стриженая, с круглыми светлыми глазами, очень скромно одетая, но держащаяся с большим достоинством, воспитанная, сдержанная».

В 1942 году Елена Александровна была на вилле Буниных «Жаннет», после завтрака отдыхала в комнате Веры Николаевны, жены Бунина. В её громадных изумрудных глазах потух огонь, она сделалась какой-то «серой», несчастной.

О последней встрече внучки Пушкина с Буниным рассказывал 7 октября 1943 года Л.Ф. Зуров. В дневниках И.А. Бунина отмечено: «Нынче письмо из Ниццы. Елена Александровна Пушкина ...умерла 14 августа... И, может быть, только потому, что по нищете своей таскала тяжести, которые продавала и перепродавала, ради того, чтобы не умереть с голоду!».

В письме к Надежде Александровне Тэффи от 19 мая 1944 года Бунин писал, что Елена Александровна, «которую я имел счастье узнать», скончалась «…в нищете, после нескольких лет тяжкого труда, таскания для перепродажи всякого старого хлама...».

После смерти Бунина в его архиве была обнаружена записка: «...передо мною опять было существо, в котором текла кровь человека для нас уже мифического, полубожественного! Она была такая же бездомная, бедная эмигрантка ... перенесла две операции. Оплатить вторую операцию, которая свела её в могилу, у неё уже не хватило средств, – их нужно было добывать как милостыню у добрых людей. И я сделал тут всё, что мог, но это уже её не спасло. Так на моих глазах погибла родная внучка Пушкина».

Свидетельства о встрече Бунина с Е.А. Пушкиной-Розенмайер показывают, что И.А. Бунин относился к ней не только с состраданием, но и с уважением. И это заслуживает внимания. Талантливый русский писатель, человек тонкой души, Бунин вряд ли стал принимать у себя внучку Пушкина как близкого человека, будь она бесцветной, неумной женщиной с сомнительной репутацией [4].

Автор художественного фильма об И.А. Бунине «Дневник его жены» А. Учитель отобразил эту встречу, увязав её с победой Красной армии под Сталинградом. Правда, выбрали на роль внучки Пушкина какого-то «божьего одуванчика», нецензурно выражающейся древней старушки (а Елене Александровне Розенмайер было в то время всего 54 года), недостойно отобразили этот важный эпизод из жизни нобелевского лауреата.

Однажды на родину Н.В. Гоголя приехал начинающий литератор И.А. Бунин, служивший в то время статистом в Полтавской губернской земской управе. Побродив по саду, осмотрев усадьбу гениального писателя, он, однако, в дом Быковых не зашёл: видимо, постеснялся беспокоить хозяев. Долгое время хозяином Васильевки был Н.В. Быков, племянник Гоголя, муж М.А. Пушкиной, внучки поэта.

Родословная Галина Георгия Александровича, праправнука А.С. Пушкина, восходит и к семье Н.В. Гоголя. В 1881 году бабушка Г.А. Галина, Мария Александровна Пушкина, венчалась с племянником Н.В. Гоголя – Николаем Владимировичем Быковым. Сводной сестрой Марии Александровны от второго брака сына Пушкина Александра Александровича была Елена Александровна Пушкина (в замужестве Розенмайер).

В 1998 году Галин Г.А. с супругой во время поездки во Францию в Ницце после утомительных поисков нашли место захоронения внучки Пушкина Е.А. Розенмайер – городское кладбище Кокад, могила «общая» [12].

В статье «Думая о Пушкине», Бунин задается вопросом: «Когда он вошёл в меня, когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил её небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он (Пушкин) со мной – и так особенно – с самого начала моей жизни».

Бунин становится (Одесса, 1919 год) одним из редакторов газеты «Южное слово». Его, как и в своё время Пушкина, привлекает фигура Андре Шенье, он пишет о нём очерк и замечает, что Шенье «был для революции слишком умён, зряч и благороден».

О личном отношении к Пушкину пишет и в «Жизни Арсеньева» [6] «Сколько чувств рождал он во мне! И как часто сопровождал я им свои собственные чувства и всё то, среди чего и чем я жил!».

Пушкин для Бунина – олицетворенный художественный гений русского народа. Бунин впитывает пушкинскую поэзию, зная, что в ней заложен ключ к счастью русского человека. Он пускается в духовные странствия, вдохновляясь артистической мудростью Пушкина, который не поучает, а становится живой водой его сердца. Всю жизнь Бунин страстно стремился «написать что-нибудь по-пушкински», конечно, не подражание, а что-нибудь прекрасное, свободное, стройное.

В 1900 году вышла в свет поэма Бунина «Листопад», где выражена преданность родной поэзии, где Бунин следует за Пушкиным («Настала осень золотая», «Вот север, тучи нагоняя...»). И у Пушкина, и у Бунина зима приносит людям поэтическую радость.

В 1903 году И.А. Бунин удостоен Пушкинской премии за перевод Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и поэтический сборник «Листопад». В 1909 году присуждена вторая Пушкинская премия за книгу «Стихотворения 1903-1906». 1911 год – присуждена Золотая Пушкинская медаль. 1933 год – присуждена Нобелевская премия. «За прекрасную русскую литературу Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова...» – этот тост Бунина звучал по случаю присуждения ему Нобелевской премии.

Бунин считал необходимым для себя участвовать в памятных датах, посвящённых Пушкину. В 1924 году, когда отмечали 125–летие со дня рождения поэта, он выступил с докладом в Сорбонне.

100-летнюю годовщину гибели Пушкина собрались отметить и в Париже. Был создан Пушкинский комитет, куда вошёл лауреат Нобелевской премии Иван Бунин.

В 1937 году И. Бунин участвовал в вечерах и собраниях, посвящённых памяти А.С. Пушкина [7]. Восьмого февраля 1937 года в Париже вышла однодневная газета «Пушкин», Бунин поместил в ней главу из «Жизни Арсеньева», посвящённую Пушкину. В Париже состоялось его выступление в Союзе дворян, где он говорил о Пушкине «как о неразлучном спутнике всей своей жизни».

Тридцать первого января Иван Алексеевич выступил на пушкинском вечере, «читал очень хорошо», – пишет Вера Николаевна [8].

Он писал в юбилейные дни: «Пушкинские торжества. Страшные дни, страшная годовщина – одно из самых скорбных событий во всей истории России, что дала ЕГО ... И сама она, – где она теперь, эта Россия?».

 

 «Красуйся, град Петров, и стой

 Неколебимо, как Россия…»

 -О, если б узы гробовые

 Хоть на единый миг земной

 Поэт и царь расторгли ныне».

(Начало стихотворения Бунина «День памяти Петра».)

 

Эту запись Бунин сделал для С.М. Лифаря, артиста балета и режиссёра, организовавшего Пушкинскую выставку в Париже. 18 апреля 1937 г. в русском ресторане Корнилова Бунин произнёс Лифарю благодарственную речь от имени Мирового Пушкинского Комитета [9].

В Ельце пересеклись пути Пушкина и Бунина. На уроке в Елецкой мужской гимназии юные чтецы читают Пушкина: среди них – Ваня Бунин. Ваня Бунин проходил мимо дома, где в 1829 году, направляясь в Арзрум, останавливался сам Пушкин [10].

В Елецком краеведческом музее уже несколько десятилетий существует уголок, посвящённый пребыванию А.С. Пушкина в Елецком крае, куда ещё в детстве ходил я посмотреть на карту путешествий поэта, макет дома, где останавливался поэт.

А 1988 году в Ельце открыт музей И.А. Бунина [10], где всё напоминает о писателе, его жизни и творчестве. В 2005 году в Озёрках восстановлена усадьба Буниных и создан музей.

В настоящее время в Ельце имеются три памятника И.А. Бунину и три памятника А.С. Пушкину, а в селе Становое (где бывал Бунин), что недалеко от усадьбы Стаховичей (дворян, известных любителей литературы) Пальны – Михайловки, в которой побывал А.С. Пушкин по пути в Арзрум, в 2001 году на аллее памятников установлены бюсты обоим поэтам [11].

В Пальне – Михайловке во дворе школы установлен памятник Пушкину. Стаховичи в парке своего имения ещё в 19 веке установили один из первых памятников Пушкину. В начале XXI века в здании усадьбы открыт музей Стаховичей. Память о великих поэтах неизгладима.

 

Литература

 

1. Гончаров Ю.Д. Предки И.А. Бунина. – «Подъем» № 1, Воронеж, 1971. – 179 с.

2. Бунин И.А. Собрание сочинений в 8 тт. Т.7, М., Моск. рабочий, 2000. – с.535.

3. Бунин И.А., Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники. Сост.М. Грин. Том 2., М., «Посев», 2005, с.316.

4. Русаков В.М. Рассказы о потомках А.С. Пушкина. – Лениздат, 1982.– с.183.

5. Кузнецова Г. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад.– М.: Моск. рабочий, 1995. – с.305.

6. Бунин И.А. Собрание сочинений в 8 тт. Т.5, М., Моск. Рабочий, 1996. – с.23.

7. Последние новости. Париж, 1937. № 5823. 4 марта.

8. Муромцева – Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью.– М.: Советский писатель, 1989.

9. Бабореко А.К. Бунин: Жизнеописание.– М.: Мол. гвардия, 2004. – с. 309.

10. Минаева Е.С., Минаев Д.М. Елецкая тропа к Пушкину.– М.: Изограф. 1995, с.78.

11. Газета «Звезда» (Становое), № 36, 8.05.2001 г.

12. Приходько Т. Газета «Трибуна», 25 ноября 1998 г., № 235.

Статья опубликована в вестнике Бунинского общества России. БУНИН И РОССИЯ. Юбилейный выпуск к 150-летию И.А. Бунина. Составитель Д.М. Минаев. Редактор Г.И. Пикулева. М.: ОО «БУНИНСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ». 2020. – 328 с.

 

Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
10