Юрий БАРАНОВ. Семена. Вторая серия
Семенами я назвал собрание коротких и очень коротких текстов, каждый из которых обладает, как мне представляется, определённым потенциалом и может стать зародышем произведения большого или даже очень большого. Буду очень рад, если кто-то из более молодых займётся этим делом. А у меня уже по возрасту нет времени проращивать эти семена.
У преступления есть фамилия
Жил-был в нашей стране некий Шильдкрет, ловкач «при искусствах»: он тебе и музыкальный критик, и писатель, автор нескольких «исторических» романов. Бездарных – шла ли речь о петровских реформах или о «борьбе отжившего, старого с новым» (это о коллективизации). Подвергался резкой критике за вульгарный социологизм (в 1930-е годы), но уцелел, печатался, неплохо зарабатывал, прожил благополучно почти до восьмидесяти лет. Зачем же вспоминать этого сгинувшего в мусорном контейнере истории культуры деятеля?
А вот зачем. В 1943 году в США умер великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Он знал, что умирает (рак) и тщательно распорядился своим наследием. Значительную часть архива он завещал переслать по окончании Второй мировой войны на Родину. На этих ящиках наклеивал ярлыки – в «Москву». Туда же завещал он отправить и свой рояль. Супруга композитора, Наталья Александровна, естественно, была в курсе этих решений и не собиралась их нарушать.
Но вскоре после окончания войны, когда уже можно было приступать к хлопотам по отправке в СССР предметов, отобранных самим композитором, в Москве была опубликована статья Шильдкрета о Рахманинове. Автор «громил» гения в духе давно минувшей вульгарной социологии, клеймил как белоэмигранта, духовного белогвардейца, идейного врага СССР и т.д. Досталось и музыке композитора, которую товарищ Шильдкрет на дух не признавал. Надо сказать, что отношение к Рахманинову в СССР менялось – когда-то, в 1920-х, на его имя шильдкреты навешивали злобные политические ярлыки, объявляли его «не нашим», но то время давно прошло, и творения Сергея Васильевича заняли достойное и прочное место в репертуаре советских исполнителей. А многие из тех в Советском Союзе, кто был равнодушен к симфонической музыке, не забыли то, что композитор в годы войны чётко встал на патриотическую позицию, давал благотворительные концерты в Фонд помощи Красной Армии.
Не знаю, сам ли Шильдкрет додумался до того, чтобы запоздало облаять русского гения, или ему кто-то подсказал, что это было бы в интересах наших идеологических противников, не знаю. Но после его гнусной статьи вдова Рахманинова во изменение завещания композитора распорядилась не отправлять указанное им в Москву. Остался за океаном и рояль Сергея Васильевича и занял почётное место в здании Конгресса Соединённых Штатов Америки.
Самые-самые – кто?
Сколько раз приходилось быть свидетелем или участником споров – кто самый великий из высших руководителей нынешнего и прошлого века. Иногда назывались такие имена, что без смеха слушать было невозможно. Например – Горбачёв. Он якобы «дал нам свободу». А как сказал наш бывший президент Дмитрий Медведев, «В основе нашей политики должен лежать принцип «Свобода лучше несвободы». Эти слова – квинтэссенция человеческого опыта». Как простой обыватель, я считаю, что лидера лучше и точнее всего характеризуют результаты его деятельности. А что такое результаты горбачёвщины, знают все. Довольна ими только исчезающе малая доля нашего народа – миллиардеры и миллионеры. Так же как и деятельность Ленина, которая привела Россию к катастрофическим последствиям – голоду, террору, моральной деградации.
Ну ладно, это всё «нет». А кто же, с моей точки зрения, «да»? У нас это Иосиф Виссарионович Сталин, восстановивший державу после ленинского погрома и гитлеровского нашествия, сделавший её экономически второй в мире, поднявший в культурном отношении на огромную высоту (чего стоят хотя бы общеизвестные истины сталинских лет, что Россия – самая читающая в мире страна и что советской системе образования нет равных).
А в других краях? Следом за Сталиным я бы назвал Ли Куан Ю, который за тридцать лет превратил Сингапур из «вертепа Азии» в самое цивилизованное (по данным ООН) государство мира с высочайшей культурой труда и самыми комфортными условиями жизни людей. Рядом с ним я бы поставил великого Дэн Сяо пина – это его идеями и усилиями огромный Китай, страна полуголодных оборванцев, превратилась в мощную, экономически процветающую державу; Дэн пророчески сказал, что к середине XXI столетия Китай выйдет на первое место в мире.
В Западной Европе выделяются два «фашиста» – диктаторы Франсиско Франко в Испании и Антониу Салазар в Португалии. Франко сделал Испанию современным государство и отделался от Гитлера малой кровью, пожертвовав для войны с СССР одну дивизию. Салазар же не дал фюреру ни одного солдата, и благодарные португальцы воздвигли ему памятный крест «за сбережение народа».
В Америке президент Франклин Делано Рузвельт в годы великой депрессии (мирового кризиса) и смуты в Европе удержал США от потрясений (в классовых боях погибло чуть больше двухсот человек), хотя многочисленные враги ругали его социалистом и коммунистом (он же говорил им – «я стараюсь спасти нашу систему, капиталистическую систему»). А в годы Второй мировой войны сломил сопротивление традиционно сильных в США изоляционистов, считавших, что незачем тратить деньги и человеческие жизни на участие в заокеанских разборках, и поддержал СССР в борьбе с гитлеровской Европой.
Вот такие у меня авторитеты. Не Горбачёву чета.
«В пятнадцать лет учителей научат»
Секретарше в нашей редакции исполнилось двадцать. Я поздравил её и пожелал выйти замуж за миллиардера и завести любовника – чемпиона по боксу. Девушка поблагодарила, но сказала – «Видно, вы современной жизни не знаете». И пояснила: «Миллиардер – человек политический, в том смысле, что завязан со многими структурами, ведомствами. В любой момент ему окажется выгодней взять себе жену из другого клана или даже их другой страны. Но и прежних жён они не обижают, кое-что им дают в качестве отступного. Если те, конечно, не лезут уж с лишком большими претензиями. Я читаю журналы, там много об этом пишут. Есть и недовольные, но их якобы скудные отступные для нас, простых людей, – куш немалый. Щедро награждают они и любовниц. Так что миллиардера я предпочла бы в качестве любовника. А вот в мужья хорошо подходит чемпион по боксу…»
Я удивился – «Насколько я понимаю, это простецкие ребята, у них только мордобой на уме». «Вот и хорошо, – ответила юбилярша, – вы забыли сказать, что зарабатывают они неплохо. А что ребята действительно простецкие, так это даже очень хорошо – им легче рога наставлять!»
И я понял, что в советчики современным невестам не гожусь. Да и в современных нравах разбираюсь не очень.
Кто верил обалдую
В 1961 году на съезде коммунистической партии Советского Союза «наш» лидер Никита Хрущёв ошарашил весь мир заявлением: «Партия торжественно провозглашает – нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Этот лозунг немедленно появился на множестве стендов, стен и просто заборов. Лично я не встречал ни одного – ни одного! – человека, кто бы поверил в него. Помню анекдот того времени: «Сидят две старушки на лавочке, беседуют. Одна и говорит другой – Ну как жить-то будем, Анна Васильевна? При коммунизме аль ещё хуже?» По-моему, точку зрения этой старушки разделял весь советский народ за исключением делегатов партийного съезда, где Никитка впервые огласил свою бредовую идею, да и то, полагаю, они так «думали» только для вида.
В расшифровке лозунга, в частности, говорилось, что при хрущёвском коммунизме, в 1981 году, каждая семья будет жить в отдельной квартире и бесплатно пользоваться общественным транспортом. Уж одно это вызывало раздражение у людей, особенно живших в глубинке. Ведь в одном ошибался булгаковский Воланд: квартирный вопрос испортил не одних москвичей, а всех жителей Советского Союза. Не упомянул Князь Тьмы и проблему дефицита, которая всех нас донимала. Да и многие другие проблемы, начиная с наших дорог и кончая… Нет, окончить их перечисление было бы невозможно. Мне в 1961-м было 28 лет, и я нахлебался этих проблем по самое то.
Полагаю, хрущёвское бахвальство нанесло огромный вред идее коммунизма, вере в разумность коммунистической партии и советского правительства. А уж персонально Хрущёв стал в глазах, я убеждён, громадного большинства людей просто обалдуем, придурком. Само собой, и по международному коммунистическому движению был нанесён страшный удар. А наши идеологические противники просто ликовали – я с ними сталкивался по работе, и хорошо это знаю.
…Вы скажете – чего копаться в старине глубокой? А придётся – глупости повторяются. Вот недавно господин Орешкин заявил, что Россия вошла в пятёрку сильнейших экономик мира. Сей господин – бывший замминистра финансов, бывший министр экономического развития нашей страны, а ныне – помощник президента РФ. Вглядывался я в его портрет в Википедии – почудилось что-то хрущёвское. Прочёл, что хобби у него – футбол, что он патронирует команду ЦСКА. Ну и занимался бы футболом, а чего весь мир смешить. Не дай Бог, ему и сам президент поверит. А тогда – быть беде.
Ах, эти глупые классики
В электричке случайно услышал разговор двух девиц весеннего возраста. Одна из них жаловалась на то, что не может, ну не может читать классику; а родаки (родители) заставляют. «Читала вот «Анну Каренину», кажется Толстого. Не понимаю смысла книги – из-за чего Анна бросилась под поезд. Ну жила бы, как все нормальные бабы, с мужем, важной шишкой, и с любовником, как его, Вронским, тот был настоящим мачо. Чего мучиться-то, зачем самоубийством кончать? Вот дура! А ещё, говорят, классика…»
Другая девица затронула один из моих любимых фильмов, «Свадьба с приданым», 1953 года выпуска (дату она запомнила, сказав «Жуть, какие дурацкие песни в том году пели»). И пояснила: «Представь, какой текст – он и она стоят полночи на её крылечке и не могут расстаться, а он потом до рассвета ходит у неё под окнами. Чего тут мучиться? Ну если вы друг другу нравитесь, пошли бы в дом, легли в койку. А если родаки ругаются – можно в сарай, ведь кино про деревню». Первая собеседница проявила эрудицию: «Верно! И ведь не только у нас так было, но и за границей! Родаки у меня восхищались то ли французский, то ли итальянской песней «Скажите, девушки, подружке вашей, что я ночей не сплю, о ней мечтаю...» Слабак, а сам-то сказать не можешь?». Подруга подвела итоги – «И то верно, раньше всё про каких-то уродов писали, зачем нам всё это?»
Но тут мы подъехали к моей остановке, я вышел, а потом пожалел, что не дослушал, кого ещё громили эти красивые, хорошо упакованные биороботши.
Сиднем не сидели
Это было давно, до крещения Руси и даже до призвания Рюрика (862 год). Но и в те далёкие времена предки наши были теми ещё шустрыми ребятами. Любили они совершать грабительские набеги на другие страны, в том числе и весьма отдалённые. Так, в 844 году совершили они набег на Пиренейский полуостров, 25 мая захватили Лиссабон (ныне столицу Португалии), а 1 октября Севилью (в нынешней Испании), которую подвергли разграблению. Арабский автор ал-Якуби донёс до нас подробности: «Город Севилья на берегу реки Кордовы, и в эту реку вошли русы, и грабили, и жгли и убивали». Напали и на Кордовский халифат (не забудем, что Испания тогда была завоёвана маврами, то есть арабами). Об этих событиях много писали арабские и еврейские (которые были союзниками мавров) авторы. На Кордову русы нападали не раз, последний набег они совершили в 971 году. Арабский историк ибн-аль-Идари жаловался: «Опять зашевелились проклятые ал-маджусы, которых называют ар-рус, и устремились к берегам ал-Андалуси (Андалузии)…» Маджусами арабы-мусульмане называли язычников-огнепоклонников, а Русь, напомним, ещё не приняла святое крещение.
В набеги отправлялись многоплемённые отряды, поэтому арабские авторы часто путали русов с норманнами-скандинавами и даже с представителями тюркских народов. (Что ж, и в наши времена шайки грабителей часто бывают многонациональными.) На Пиренейский полуостров эти отряды нападали и с севера (плывя по Атлантическому океану и с востока. Представим себе их путь – вниз по Днепру, через Чёрное и Средиземное море. Отчаянные ребята! Но они не только грабили, но и торговали – везли русские меха, а по пути захватывали пленных, желательно, молодых. Юношей-рабов, предназначенных быть прислугой, предварительно кастрировали посредники-иудеи (они занимались этим промыслом несколько веков).
Древние русы совершали набеги, разумеется, не только на Пиренейский полуостров. Плавали он и на северо-запад. Известен, в частности, их поход по руководством князя Ратибора на город Конунгахелле (к югу от Осло) в нынешней Норвегии. Войско Ратибора было немаленьким и по нынешним временам: 44 суда, 24200 пехотинцев и 1100 всадников. Правда, это было уже позднее походов на Испанию и Византию – в 1135 году. Что касается Востока, то в раннем Средневековье русские купцы доходили до Багдада. Известны они были и на Западе. Сохранились сведения о торговой фактории русов в 860 году в Баварии, а в 863 году – в русском поселении на территории нынешней Австрии. А уж про Север и говорить нечего.
Всё это противоречит представлению о Древней Руси, как о сонном, малоподвижном царстве. Что, надо сказать, навязывалось нам ещё с царских времён – чего стоит хотя бы памятник «1000-летие России» в Новгороде. И в наше время не очень-то приветствуются, а то и пресекаются попытки что-то рассказать о «дорюриковской» Руси.
Я тоже с этим сталкивался. Помню, как директора одного краеведческого музея настойчиво призвали «не выходить за рамки общепризнанной хронологии», а она располагала артефактами о городском поселении русов за тысячу лет до «призвания варягов».
Полина и её четыре коровы
В 1980 году моя родственница окончила Тимирязевскую сельскохозяйственную академию и поехала по распределению работать в один совхоз в Куйбышевской (Самарской) области. Хозяйство занималось растениеводством, почти все работники совхоза держали в домашнем хозяйстве скотину. В отличие от многих других хозяйств тамошний директор призывал своих людей держать больше коров – не одну, как обычно, а две, три, четыре. Излишки мяса сдавали государству, а за это директор выбил «у инстанций» получение купонов, за которые можно было купить «дефицит» – английский трикотаж, японскую электронику и прочие товары, на которые был огромный спрос и которые было очень трудно «достать» в те годы. Родственница моя завела дружеские отношения с сотрудниками, некоторые из которых, приезжая в Москву, останавливались у нас (гостиницы тоже были «в большом дефиците»). Помню доброжелательную средних лет женщину по имени Полина, которая держала в своём домашнем хозяйстве четырёх коров. «Держала бы больше, да сил не хватает», – рассказывала она. Надо ли говорить, что Полина была хорошо одета, гораздо лучше, чем большинство деревенских женщин. «Это всё куплено за купоны», – говорила она, – спасибо нашему директору».
Обо всём этом я написал статью и отнёс её в журнал «Крестьянка», где у меня были знакомые журналистки. На следующий день меня пригласили к главному редактору (вернее, редакторше) и я приготовился к получению похвал.
Но вышло всё наоборот. Редакторша и ещё две дамы разгромили мой текст в пух и прах. «Вы написали идеологически вредную статью, вы проповедуете рвачество, безудержное стремление к обогащению, к накоплению тряпок и всякого барахла, извините, но вы стоите на капиталистических позициях, а у вашей Полины чисто кулацкая психология…» И т. д. и т. п.
Честно говоря, я разозлился. «Вы мясо любите?» – спросил я. «Конечно», – дружно ответили дамы. «А в очередях стоять любите?» «Нет, конечно…» «Так вот, – говорю, – Полина и ее земляки работают для того, чтобы было больше мяса и меньше очередей, а директор создаёт им стимулы для работы. Что же касается тряпок, как вы изволили выразиться, вам, нарядным москвичкам, должно быть просто стыдно попрекать этим деревенских женщин…»
В общем, я ушёл, хлопнув дверью. Само собой, больше в журнале «Крестьянка» меня не печатали.
Романс бессмертен!
Был когда-то ныне забытый композитор Рязанов. Профессор Ленинградской консерватории, автор множества симфоний и других опусов, сторонник модернизма. Вот как он относился к одному из любимейших музыкальных жанров нашего народа: «Революция убила цыганский романс, вернее уничтожила «площадку», на которой он мог культивироваться; тем удивительнее, что «охвостья» этого романса продолжают жить – притом в такой среде, которой, казалось бы, чужды надлом и всхлипыванья сквозь пьяный угар ресторанного кабинета. Очевидно, домашние вечеринки под выпивку и танцульку, проходящие вне общественного контроля, киноэстрада и отчасти «клубные дивертисменты» заменили цыганскому романсу его былую почву. Эмоциональное содержание цыганского романса изжито; сохранилась одна внешняя форма, шаблонная манера исполнения, – никем не чувствуемая и не переживаемая…»
Цитата очень ёмкая и, я бы сказал, паскудная. Во-первых, почему романс автор связывает только с ресторанным кабинетом? Его пели в разных обстоятельствах, и в частных компаниях, и парочки в парках, и на приличной эстраде, в том числе и в присутствии высшего общества, включая царя. Домашние вечеринки товарищ Рязанов, видимо, хотел бы поставить под общественный контроль; это как – мы собрались с друзьями и подругами попеть, потанцевать, и должен присутствовать представитель жилуправления, парткома или профкома, так, что ли? Как это – «изжито эмоциональное содержание романса»? Что за чушь? Это ведь песни о любви – о счастливой и несчастной, о встречах и разлуках, о ревности, о смерти…
Очень интересно, когда и где это писалось. Писалось в 1930 году и не в газету, не в служебную записку, где нужно было подладиться под изгиб политической линии партии, а в личный дневник. И опубликовано много позже, когда уже нападки РАПМ (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) и партийных фанатиков на романс уже почти заглохли. Значит, это было глубокое личное убеждение товарища Рязанова. И, слава богу, что он забыт, и его взгляды не оказывают никакого воздействия на публику.
А нападки на романс, конечно, были. Вспомним лишь один пример – как придирались к замечательному романсу «Только раз бывает в жизни встреча…» Заставляли петь «Много раз бывают в жизни встречи…» Впрочем, ретивые блюстители нравственности придирались не только к романсам. Так, в «Песенке военных корреспондентов» на слова Константина Симонова вместо строки «От ветров и водки хрипли наши глотки» велено было петь «От ветров и стужи петь мы стали хуже». Но это отдельные, хоть и печальные примеры. А в целом романс устоял, выжил и сейчас занимает почётное место в репертуаре наших певцов. И представителей старшего поколения, и талантливой молодёжи, таких, как несравненная Ирина Крутова.
И последнее. Рязанов писал о цыганском романсе. Думаю, все знают, что между цыганским и русским романсом нельзя провести чёткую границу. Фактически они слились. Но – в этой заметке нелишне будет напомнить, что через год после того, как товарищ Рязанов изрыгал в дневнике проклятия в адрес цыганского романса, в 1931-м, в СССР был открыт первый в мире цыганский театр «Ромэн», сразу ставший необычайно популярным. Так-то, профессор.
Эта шкура русского медведя…
В 1613 году в Лондоне состоялось сверхсекретное совещание, на повестке дня которого стоял один вопрос: что делать с полумёртвой Россией. (Материалы о нём откопал в английских архивах русский историк Ю.В. Толстой в конце XIX века.) Кроме важных государственных чиновников, в совещании участвовали купцы, торговавшие с Россией. Из них выделялись сэр Томас Смит, глава торговой компании «Московское общество», и Джон Меррик, живший в далёкой малопонятной стране аж с 1588 года, хорошо говоривший по-русски и даже звавшийся там князем Иваном Ульяновым. В России в те годы царило безвластие. Святой для нас 1612-й, освобождение Москвы от поляков (половиной воинства которых составляли немцы) «чёрной сотней» Минина и Пожарского и возведение на престол Михаила Романова участники совещания в расчёт не принимали. Зачем? Ведь Северо-Запад России захватили шведы, Запад – поляки, Юг во власти крымских татар и украинских казаков. Что касается кремлёвского трона, то ещё в 1610-м сами русские призвали на него польского королевича Владислава (правда, сам он ещё ни разу не побывал в «своей» столице). Но в глазах «всей Европы» именно он был русским царём. Недаром 27 мая 1611 года папа римский устроил в Ватикане пышный праздник в честь крушения России и православия (все же понимали, что обещания Владислава оставить католичество и принять восточную веру – дипломатическая игра).
А трудности были – с торговлей. Средиземное и Чёрное море плотно контролировали турки, Балтику перекрывали шведы. Никто из них не стал бы пропускать конкурентов. Поэтому на совещании был выработан нетривиальный план, обходной манёвр. Решили вырезать из русских земель широкую полосу, водный путь по рекам – от Архангельска до Астрахани. Он обеспечит английским торговцам безопасный путь через Каспий в Персию, к вожделенным товарам Востока.
В сохранившемся итоговом документе совещания записано буквально следующее: «Это будет величайшее и счастливейшее предложение, сделанное когда-либо кому-либо из английских королей с тех пор, как Колумб предлагал Генриху VII открытие Вест-Индии. Не следует смущаться тем, что расходы надо заставить нести самих русских. Они должны будут готовиться к отдаче в руки «Московского общества» такого количества казны и товаров, которые могли бы покрыть наши расходы на вооружение и перевозку потребного количества войск».
И не думайте, что в документе кроме цинизма ничего не было. Был и гуманизм. Проект, говорилось в нём, явится «высокоморальным актом человечности» по отношению к угнетённому русскому народу. Вот так.
Проект, понятно, остался на бумаге. Национальная власть в России утвердилась, намерения вырезать из страны широкую Волжскую ленту остались пустыми мечтами. Их, думаю, можно положить в коллекцию исторических фактов под суворовским заголовком «Англичанка гадит».
За что?!!!
Был такой уникальный случай в нацистском концлагере в годы Второй мировой войны. Эсэсовцы загоняли в газовую камеру партию женщин, и вдруг одна из них вырвала у палача пистолет и выстрелила в него. Пуля попала ему в живот, эсэсовец катался по полу, крича от боли. Остались свидетельства, что именно он кричал, и это очень интересно. Он кричал: «За что?!!! За что?!!!»
Это, конечно, экстремальный случай, но подобная реакция преступника и его защитников – весьма распространённая. Помню, в молодости меня поразил один случай. Пожилая женщина рассказывала, что её сына посадили в тюрьму на большой срок (дело было в советское время) и вопила: «За что? За что?» Я спросил, что произошло. Оказывается, на маленькой станции, где мы тогда жили, какой-то молодой человек вышел из вагона пройтись, а сын этой женщины толкнул его, тот попал под тронувшийся состав и у него отрезало ноги. Я тогда сказал – и правильно сделали, что посадили, он же жизнь человеку сломал. Мать преступника буквально набросилась на меня – за что его, за что, он же просто так толкнул! Ей богу мне пришлось спасаться бегством.
Мне не раз приходилось бывать на судебных процессах и слышать подобные вопли. Понимаю, у матери происходит нервный стресс после оглашения приговора и она не вполне адекватна. Но ведь орут «За что?!» не только матери, но и парни-приятели. А самое, на мой взгляд, печальное – это когда так реагируют на справедливый приговор посторонние люди, если судили какую-нибудь известную фигуру – артиста или политика.
В таких случаях мне всегда вспоминается тот эсэсовец с пулей в животе, о котором пришлось читать в далёкие годы.
Памятник негодяю в Москве
В московском районе Кунцево установлен памятник советскому поэту (Википедия непонятно почему называет его русским поэтом Серебряного века) Эдуарду Багрицкому. Настоящее имя этого одессита, выходца из еврейской религиозной семьи, – Эдуард Годелевич Дзюбан. В Интернете ему посвящено много сайтов, меня удивило, что профессиональных литературоведов среди авторов нет, но мелькнуло имя полусумасшедшей «революционерки, правозащитницы» и патологической русофобки Новодворской. Она пишет: «Поэты обходятся без этики, одной эстетикой». Лучше о Багрицком (будем пользоваться псевдонимом) не скажешь.
Спору нет, он был мастеровитым стихотворцем, но вот по части этики – побил, я считаю, рекорд гнусной безнравственности. Последнее его сочинение – недописанная поэма «Февраль», изданная множество раз. Автор рассказывает, что ещё до революции он был влюблён в одну русскую гимназистку, но она не обращала на него внимания. После крушения Российской империи молодой поэт вступил в вооружённый отряд и однажды в каком-то притоне увидел предмет своей страсти (как, почему гимназистка попала в притон, автор не пишет, честно говоря, мне мало в это верится). И он её изнасиловал, хотя девушка молила о пощаде. Красноречивая деталь – он даже не снял ремня, не расстегнул воротник гимнастёрки. А главное – Багрицкий даёт «идеологическое» обоснование своему преступлению: он насиловал в качестве мести за века страданий еврейского народа. Ни больше, ни меньше!
Цитирую:
Я беру тебя за то, что робок
Был мой век, за то, что я застенчив,
За позор моих бездомных предков,
За случайной птицы щебетанье.
Я беру тебя, как мщенье миру,
Из которого не мог я выйти!
Щебетанье птички – это, видимо, поэтическое украшение к рассказу о мерзости происходящего. Я спрашивал многих защитников Багрицкого – назовите имя хоть ещё одного поэта, который бы бахвалился тем, что изнасиловал женщину. Никто не мог назвать ни одного! Почитайте, почитайте поэму «Февраль» – её легко купить, она выложена в Интернете.
Кстати – почему памятник негодяю поставлен в Кунцево? Он там жил после переезда в Москву. Но потом получил квартиру в престижном писательском кооперативном доме, что в Камергерском переулке. Хорошо, что не там красуется изображение одесского насильника. И в порядке саморекламы: моя поэма об этом («Еврей Дзюбан») представлена в Сети – в Библиотеке профессиональных писателей (в книгах «Почти всё» и «Жёлтая роза»).
Нечистая совесть господина Асмолова
Много вранья понаписали западные «знатоки советской жизни», не меньше нагадили «наши», простите, «специалисты». Пример – опус английского профессора Дж. Хоскинга «История Советского Союза» и лакейское, смердяковское предисловие к ней Александра Асмолова, бывшего замминистра образования, и ныне пребывающего не в малых чинах. Он рекомендует книгу забугорного клеветника «с чистой совестью» и даже уверяет, что она поможет будущему Карамзину. Ни больше, ни меньше!
Коснусь лишь одной темы – стахановского движения. Хоскинг лжёт, рассказывая о рекорде Стаханова, и нет нужды опровергать каждое его слово, каждую цифру. Ложь у него стопроцентная. Но так как о Стаханове сейчас появляется много клеветнических материалов, есть смысл рассказать, как это было на самом деле. В 1927-м Алексей Стаханов приехал из орловской деревни в Донбасс, где, по слухам, можно было за два года осуществить свою мечту – заработать на серого коня в яблоках. Но рабочая жизнь перевернула его, он остался на шахте и стал одним из лучших мастеров.
Через несколько лет на шахту поступила новинка – отбойный молоток. Он давал возможность ускорить добычу угля, но стоил очень дорого. И чтобы дорогостоящая техника не простаивала, инженер Николай Машуров разработал новую схему организации труда в забое – пусть два члена бригады ставят крепь и обеспечивают забойщику возможность непрерывно рубать уголёк. Предложение горячо поддержал парторг ЦК (не парторг шахты, а парторг ЦК) Константин Петров. Он и предложил испытать новинку Стаханову. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года в забой спустились Алексей Стаханов и крепильщики Гавриил Борисенко и Тихон Щиголев. Итог – добыто 102 тонны, что составляло 14 норм. Хоскинги и прочие шавки лгут, говоря, что рекорда не было, что бригада состояла из трёх человек. Верно, но в среднем получается 34 тонны на один отбойный молоток. В то время в Германии, в Руре этот показатель составлял 14 тонн, а в Англии – 11 тонн. Но этих «подробностей» клеветники не приводят.
Так Алексей Стаханов стал всесоюзно знаменитым, а его рекорд был перекрыт через несколько дней и принадлежал Дмитрию Канцедалову (125 тонн). А 9 сентября Стаханов нарубал 175 тонн (если считать на троих, получается 58 тонн). Уже под старость, в 1960-х годах Алексей Григорьевич говорил автору этих строк, что пишущие о стахановцах первых пятилеток не всегда понимают, что главное было не в цифрах, а в душевном полёте. И не только по СССР гремела его слава. Стаханову с завистью писали иностранные шахтёры, о нём сообщали ведущие западные газеты. «Счастье Стаханова, что он живёт не в Англии» – это британская газета «Сан».
Стаханову предоставили и ряд материальных благ – новую квартиру, ложу в местном театре и т.д. За этим пристально следили на Западе и стали наконец-то понимать, что рабочему человеку важна не только материальная, но и моральная оценка его труда. Именно тогда на Западе несколько роскошных туристических лайнеров были перестроены – апартаменты для «мистеров Твистеров» разгораживали на скромные каюты для передовых рабочих, которых отправляли в круизы по тёплым морям. Возник термин «инсентив тур», то есть тур за трудовую инициативу. Американская рабочая пресса с завистью писала тогда о подобных судах, приплывших из Европы в Карибское море. Ненавистники всего советского об этом, конечно, не упоминают.
А судьба самого Стаханова сложилась не лучшим образом. Какие-то недоумки придумали ему начальственную должность в наркомате – не его это было, не его. Поселили в знаменитом Доме на набережной в Москве, где жила советская номенклатура (многим из них, чьи руки по локоть в крови в годы террора и репрессий, сейчас там висят мемориальные доски, знаменитого шахтёра, конечно, нет). В начале 1960-х тогдашний «наш» лидер Никита Хрущёв принимал делегацию французских коммунистов. Один из них поинтересовался судьбой Стаханова. Хрущёв не знал, а когда узнал – пришёл в ярость. Но гнев его обратился не на чиновников, оторвавших Стаханова от его дела, а на самого Алексея Григорьевича. «Нечего ему делать в Москве!» – вопил полоумный Никитка. И Стаханова выгнали из престижного дома фактически на улицу.
А он был человек гордый, просить у столичных чиновников ничего не стал и уехал к себе в Донбасс, в Кадиевку. Лжецы пишут, что он якобы спился и не узнал бывшего парторга ЦК на своей шахте – Константина Петрова. Это ложь. Петров поселил его у себя, потом долго хлопотал и выбил Алексею Григорьевичу скромную квартирку. В те годы легендарный шахтёр приезжал в Москву, я с ним виделся в редакции газеты «Труд», где тогда работал. Стаханову перевалило за шестьдесят, но у него была спортивная осанка, твёрдая рука, ясные глаза и образная речь. Умер Алексей Григорьевич в 1977-м в возрасте 72 лет. Через год Кадиевка была переименована в город Стаханов. В 2016-м правительство незалежной Украины вернуло городу прежнее название, но так как он находится на территории Луганской народной республики, её власти не признают этого решения. Таким образом у города как бы два названия – на украинских картах Кадиевка, на луганских – Стаханов. Наверное, Хоскингу и Асмолову предпочтительнее первое название, мне же – второе.
На илл.: Сергей Рахманинов