Анатолий КАЗАКОВ. Два рассказа

Коробки спичек и ниточная связь

 

Сотовых телефонов в те далёкие годы не было, но был мальчик Петя и Наташа, и были они одноклассниками, крепко дружили. Но был и Грипп, который разлетелся по всей нашей огромной, многонациональной России. И многим малым и взрослым людям этот самый Грипп делал хворобу.

Заболели и Петя с Наташей. Пятиэтажки их стояли напротив друг, друга. Эти самые пятиэтажечки были новенькие. Петин папа, дядя Игорь, работающий на отопительном заводе инженером, рассказывал сыну, что проект этих домов разрабатывался в Ленинграде, специально для Сибири. И поэтому совершенно неслучайно в таких домах устанавливались тройные оконные рамы.

Летом Петя прибивал маленькие гвоздики, натягивал ниточки, солнышко наше радостно светило, и через тройные рамы отлично сушилась сорожка, которую они с отцом ловили только на удочку.

Но в тот далёкий уже год на плотине Братской ГЭС открыли шлюзы, многие острова и дороги подтопило. И Петя с друзьями  Сергеем и Андреем, неводом наловили целых два больших мешка рыбы. Все окна трёхкомнатной квартиры были сплошь завешаны рыбой, и Петя щедро раздавал рыбку друзьям, и, конечно же, не забывал угостить и Наташу.

Теперь же была осень, ноябрь месяц, а в Сибири это самая настоящая зима. У Пети была температура тридцать девять, мама Лена вызывала врача. Но днём дома никого не было. А Пете так захотелось поговорить с Наташей. И вот он уже протыкает иголкой спичечный коробок, пронизывает нитку, и бежит к соседней пятиэтажке, стучит в окно, а Наташа жила на первом этаже, и говорит ей:

– Слушай, Наташа, это тебе пустой коробок спичек. К нему я привязал ниточку, осторожно, не порви её. Закрывай скорей окно, а то холодно. Теперь жди, я скоро тебе позвоню.

Наташа тоже температурила, но, увидев друга, сильно удивилась этому спичечному коробку с продёрнутой ниткой. И чего это Петька придумал?

Петя жил на третьем этаже, и вот уже нитка натянута. Наташа не верила собственным ушам – в спичечной коробке разговаривал Петя! Наташа позвала родителей в свою комнату, но связь прервалась. Оказалось, подул сильный ветер, и нитка порвалась.

Заметив неполадки, Петя под сильным ветром восстановил связь, выбрав для этого более прочную нить. Но его сильно продуло. Да так, что он даже не мог разговаривать по коробково-нитковой связи два дня.

Девочка же терпеливо рассказывала Пете разные истории, надеясь, что он её слышит. Слушая Наташин голос, мальчику становилось легче, и он уже мечтал поделиться секретом связи с друзьями.

Через два дня Наташа услышала Петин голос по связи:

– Наташа! Наташа! Как слышишь? Приём!

Наташа закричала в пустую спичечную коробку:

– Петя! Ура! Я тебя слышу.

 Не верящие в эту связь родители Наташи обрадовались такому чуду.

А вскоре, ведь у детей это бывает так быстро, по такой связи разговаривал весь Сибирский посёлок. Ниток страна производила много, спичек тоже, всё было дешёвое, спички стоили копейку. Потому затраты на связь маленькие. Каждое утро всходило сибирское солнышко, глядя на взрослых, спешащих на завод. Чтобы дойти до огромного завода, надо было подняться на большую гору, это была физзарядка для всех.

Спешили на завод и люди старшего возраста. Дед Степан прошёл Великую Отечественную войну на Брянщине, был партизаном. Работал же на заводе слесарем, выполняя тяжёлую и сложную работу. Так вот, этот дед говорил сотоварищу, идущему с ним рядышком, поднимаясь в гору на завод:

– Дети связь на спичечных коробках и нитках придумали! Я вот ныне думаю: такая связь и на войне бы помогла, сколько бы солдат уберегли от погибели.

 Дети заводчан с утра разговаривали по ниточной связи. Спрашивая друг у дружки: сколько будет уроков, решали задачи… Много надобно было обсудить дел младому племени сибиряков…

 

На илл.: Художник Роман Донской

 

 

Дедушкины руки, дети и Лимон

 

Рассказ

 

Семья Яшкиных жила в сибирском посёлке. Много, слава Богу, на Руси таких посёлков. И вот родители Пётр и Анна стали замечать, что дочка их Лиза, которая училась у них уже в пятом классе, стала скучать. Учёба давалась на отлично, и было вроде бы всё хорошо, весёлые говорливые подружки. Но случилась эпидемия, школы закрыли, уроки теперь делали через компьютер.

Лизе всегда было интересно в школе, а вот подруги иногда мечтали, чтобы были постоянно каникулы. Странное создание человек? Когда стали сидеть дома, то те же самые подружки снова захотели в школу.

Видя, как дочка грустит, отец и принёс однажды в дом маленького чёрненького щеночка. Хотели назвать угольком, но семья Яшкиных очень любила фрукты, и им захотелось назвать щенка каким-нибудь фруктом. По телевизору во время эпидемии стали часто говорить о пользе лимона. Лиза предложила назвать собаку – «Лимон».

Гуляя теперь по двору девочка стала чаще улыбаться, мир вокруг в её воображении стал волшебнее. Раньше ловила себе снежинки в рот и ловила, теперь казалось, что каждая снежинка живая, и она просила прощения у этих самых снежинок за то, что съедает их. Про себя удивляясь: ну надо же, прямо в рот летят!.. Подружки, гуляющие с ней, все были в защитных масках, и одна из девчушек по имени Настя спросила:

– Ну, надо же, Лиза! Лимоном назвали, а собака-то вся чёрненькая.

В этот момент щенок резко побежал вперёд, а поводок за ним. Лиза, выпустившая поводок, растерялась, а Лимон, добравшись до открытого колодца, затормозил своими маленькими лапками, но это не помогло – он всё равно упал в колодец. Девочки, обступившие вокруг колодец, стали громко звать щеночка, а Лимон в ответ плакал по-собачьи.

Мимо проходил одноклассник девочек Игорь, в классе его не любили за то, что Игорь, занимаясь в секции бокса, бывало, бил мальчишек, и говорил плохие слова девочкам. Увидевшие Игоря одноклассницы совсем не обрадовались этому. Лиза же сняла с себя осеннее пальтишко, и уже поставила ножку на железную лестницу, ведущую в глубину колодца. В этот момент Игорь подбежал к девочкам, отстранил Лизу, и полез в колодец. Прошло минуты две, и, весь чумазый, мальчишка вытащил щенка на белый свет.

 Девочки бросились радостно обнимать Игоря. Он явно этого не ожидал, и был даже растерян. Говорил одноклассницам, чтобы близко к нему не прижимались, что запачкаются, но девочки, заметив на своих пальтишках грязные пятна, ещё пуще рассмеялись.

Мальчик бережно передал Лимона Лизе. Что-то изменилось с тех пор в Игоре, он больше никого не обижал. А однажды, когда они с Лизой гуляли по двору, сказал ей:

– А знаешь, Лиза, твой Лимон сделал меня другим человеком.

Мальчик с девочкой шли по посёлку в защитных масках, а рядышком бежал Лимон, и никто на свете не знал, что будет дальше. Потому как жизнь, слава Богу, продолжается. Игорь рассказывал Лизе:

– Понимаешь, Лиза, я спустился когда по лестнице вниз, включил фонарик на сотовом телефоне, и увидел, что щенок лежит в железном тазу, осмотрелся, и понял, что тут кто-то живёт. Рядом с трубами железная кровать, хлеб с водою.

Так, разговаривая, дети подошли к тому самому колодцу, из которого кряхтя и тяжело вздыхая вылезал человек. Это был старенький дедушка с седой бородой. Игорь подошёл к нему и сказал:

– Здравствуйте! Я недавно в колодец спускался и понял, вы там живёте.

Затем, немного помолчав, добавил:

– У вас там из еды только хлеб и вода. Вы подождите здесь, я сбегаю домой и принесу вам еды.

Дед посмотрел на мальчика и хриплым, скрипучим голосом произнёс:

– Благодарствую, сынок!

Игорь, оставив Лизу с Лимоном, быстро побежал домой. Принёс в контейнере ещё тёплых котлет, кусок домашнего торта и большую бутылку лимонада. Дед дрожащими руками принял еду, и сказал:

– Спасибо, Христовенький!

Игорь удивился:

– А почему Христовенький?

Дед, тяжело прокашлявшись, ответил:

– Вишь, брат, какая жизнь. Мы все в этом мире Христовенькие. Когда вырастешь, поймёшь.

Вдруг пожилой человек достал одну котлетку и, отломив от неё кусочек, дал Лимону. Щенок тут же её слопал.

Игорь с Лизой в один голос закричали:

– Вы что, дедушка, это же вам!

Дедушка тихо ответил:

– Не серчайте, детишки, захотелось вот.

Дед вскоре снова полез в колодец, сказав детям, что устал и хочет спать.

Так они и стали дружить. Игорь с Лизой приносили дедушке домашнюю еду. Он им поведал, что злые люди выгнали его из квартиры, и теперь ему приходиться жить в колодце.

Каждый раз, принося еду деду, дети очень жалели этого горемыку. А было это так. Подойдут к колодцу и позовут:

– Дед, мы тебе покушать принесли.

И, когда дедушка вылезал из колодца, весь такой заброшенный, несчастный, дети в этот момент всегда чуть не плакали. Игорь ещё совсем недавно так любивший подраться, удивлялся, каким он стал. Лимон же, виляя хвостиком, всегда облизывал дедушкины руки. Видя такую картину, Игорю с Лизой становилось радостнее.

Прошло с тех пор два месяца, и отец Игоря устроил несчастного деда сторожем на лодочную станцию.

Наступило лето. И дружная четвёрка раз в неделю устраивала ночёвки возле реки. Ловили рыбу, варили уху. Игорь, отведав ухи, говорил старенькому сторожу лодочной станции:

– Никогда в жизни такой вкусной ухи не ел! Научи, дед.

И дед учил детей готовить тройную уху по особому рецепту.

Основания для приготовления заманчивой такой загадочной ухи были, так как были пойманы окунишки, сорога, ёрш. Заметно подросший к этому времени Лимон тоже полюбил тройную дедушкину уху, и по-прежнему в благодарность нализывал руки деда, натруженные жизнью.

Наступила осень. Дети снова пошли в школу, но эпидемия не отступала, и учеников вновь отправили по домам. Лизиным подружкам это уже совсем не нравилось. Всем-всем-всем хотелось в школу. Учить уроки по компьютеру надоело, хотелось слушать живого учителя, все вдруг поняли, как это прекрасно и умиротворительно.

Игорь с Лизой, гуляя по посёлку и проходя мимо памятного колодца, радовались, что дедушка теперь живёт в сторожевом домике, где есть большая печка, баня, да и картошки их теперешний друг успел за лето вырастить.

Игорь с Лизой раз в неделю приезжали к дедушке, которого теперь все вокруг звали Степаном Ивановичем, а фамилия у него была тоже удивительная – Доброхотов. Иваныч, как только приезжали дети, тут же затапливал баню, и научил Игоря правильно париться в бане. Оказалось, всё не так-то просто, даже запаривать берёзовый веник нужно было уметь правильно. За сибирское короткое лето запасли они берёзовых веников вдоволь.

А пока они собирали берёзовые веточки, Лиза ходила по полю и собирала цветы. Затем сплела четыре веночка, и одела себе, Игорю, деду и Лимону на головы. Собака, когда на неё надели венок, стала сильно крутить головою, пытаясь скинуть такой необычный ошейник, но Лиза строго приказала ему успокоиться. Тогда Лимон стал радостно лаять на своих друзей.

Игорь глядел на Лизу и снова удивлялся тому, что он стал совсем другим человеком. Лимон, гуляя с детьми и дедом, тоже о чём-то думал. Уж не о том ли, чтобы в благодарность за тройную уху, ещё раз полизать дедушкины руки?!..

На илл.: Художник Евгений Малахов

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
12