Надежда ЛЫСАНОВА. Где жить, там и слыть

Серафима Константиновна Власова (1901–1972)

Серафимова Власова и её книги

«Серафима Константиновна Власова (1901–1972) – советская писательница, фольклорист, продолжатель традиций Павла Петровича Бажова», – так обычно пишут в энциклопедиях. Но знаем мы о Власовой немного, то, что было уже в печати и есть сегодня в интернете. Никто пока с пристрастием не занимался изучением ее творчества. Может, потому ей предоставлен в нашей уральской литературе островок, что писательской деятельностью она занялась поздно, когда вышла на пенсию? Но даже с таким опозданием она успела сделать достаточно. И это уже не островок, а материк, пусть небольшой. Изучать ее творчество стоит – полезно оно каждому. А что сама она сказала бы по этому поводу? А сказала бы, наверное: «С годами камень обрастает мхом, а человек добром».

Серафима Власова слыла умнейшим, образованнейшим человеком. Во-первых, в Томске она получила церковно-приходское обучение (4 класса), а это по тем временам было немало, с таким образованием люди в  годы становления советской власти занимали ответственные посты. Мой дед имел такое же образование и руководил исполкомом в уральском городе. Во-вторых, Серафима Власова окончила гимназию (1917–1920). А учили в гимназиях, как в институтах. Обычно выпускницы их становились учителями. В-третьих, она окончила Ленинградский институт политпросветработы имени Н.К. Крупской (1933–1937). Это образование она умело использовала в политработе. В-четвертых, – исторический факультет Томского педагогического института (1939–1943). Надо отметить, что учительских институтов в России было немного. Томский открылся десятым в 1906 году. В институте имелась солидная библиотека и был создан крепкий преподавательский состав. Значит, Власова получила в нем хорошее образование, потому ее так притягивал к себе фольклор, ведь через него, как через чистое стеклышко, вся жизнь через века просматривается.

Где бы Серафима Власова ни жила, она занималась учительской деятельностью или партийной работой. С 1938 года она стала членом Всесоюзной Коммунистической партии большевиков. Была учителем, завучем, директором школы, в годы войны работала заведующей отделом пропаганды и агитации райкома ВКП(б) (за помощь эвакуированным была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945») и после войны занимала разные должности по партийной линии, даже трудилась в парткабинете на научно-исследовательском полигоне. Приобрела огромный жизненный опыт. Только в Челябинске избиралась дважды депутатом городского Совета (1965–1967 и 1967–1969). Опытом своим делилась, а годы спустя делилась собранными на Урале народными легендами, поговорками и пословицами о жизни.

 

Позор не скроешь – кипятком не отмоешь.

Доведешь до слез – сама заплачешь.

Проклятьем прогонишь – просьбой не заманишь.

 

А поездила она по стране… Жила в разных городах. Получилась интересная география ее жизни: Томск (1901–1920), Екатеринбург (с 1920 года), поселок Верх-Исетского завода (с 1924 г. не работала, а растила своих малышей), Сысерть (с 1928), Кочкарь (с 1932), Пласт, Томск (с 1936), Подмосковье (с 1945), Мурманск (1947–1948), Подмосковье (1949), Мурманск (1950–1952), поселок Солнечный Сосновского района Челябинской области (с 1952), Челябинск (умерла в 1972). Вернулась она все-таки в Челябинск: «На Урале заплутались, да так и остались». С возвращением на Южный Урал она окунулась в творчество.

Но сейчас уже можно сказать, оглядываясь назад, что Серафима Константиновна Власова осталась все-таки загадочным человеком, хотя прожила на Урале много лет. Недооцененным осталось и ее творчество. На дороге писательской часто ей встречались недоброжелатели.

 

Нет хуже врагов, чем вчерашние друзья.

 

Поездив по всей стране и сделав много доброго, полезного для людей, вряд ли Серафиме Константиновне хотелось доказывать что-либо. Не было у нее на это ни времени, ни желания. Ей было очень интересно путешествовать по Уралу. Она собирала устное народное творчество живущих здесь народов. Профессор-фольклорист Александр Иванович Лазарев стал для нее главным советчиком. Помогал ей во многом Александр Андреевич Шмаков. Похоже, не зря прошли ее годы в Сысерти, еще там она начала отыскивать и сохранять местные сказания, предания, легенды – поживи-ка на родине Бажова, невольно потянешься к устному народному творчеству и станешь собирать уральские самоцветы.

 

Камень агат цветами богат.

Кто заимеет хризалит – тому куча денег привалит.

Корунд (рубин) рожден для трона – им украшается любая корона.

 

Бесхитростная народная мудрость завладела полностью Серафимой Константиновной, ведь слова поговорок и пословиц передавались от родителей детям, от стариков внукам. Редактировались, улучшались. И оставалось в них зерно жизни многих уральских поколений. Народ на Урале смекалистый – жить здесь, за горами, всегда было нелегко, нужен был опыт в преодолении тягот, стойкость и мужество, но пели, танцевали, влюблялись, сочиняли частушки. Вот один из куплетов, записанный Власовой. В четырех строчках сочинитель поведал больше, чем иной писатель в рассказе.

 

По уральской тропочке,

По одной тропиночке

Мил ботинки износил,

А я полуботиночки.

 

Первый сказ Власовой вышел в 1954 году в альманахе «Южный Урал» («Афанасий Кичигин»). А в 1958 г. Серафима Константиновна издала свою первую книгу «Уральские сказы». В этом же году вышел сборник «Голубая жемчужина». В 1964 г.  – «Поют камни». В 1968 г. – «Клинок Уреньги». Так и пошло. Она написала 60 сказов, сказок, былей, очерков, рассказов. И издала 11 сборников. В Союз писателей СССР Власова вступила в 1965 году. Активно печаталась в «Златоустовском рабочем». «Клинок Уреньги», «Брошечка», «Глянь-гора», «Улин камень», «Золотое слово», «Сказ о Косотур-горе» – это все написано ею на основе златоустовских преданий. О Карабаше – «Плакун-трава». О пугачевском восстании и его пребывании в горах Южного Урала – «Пугачевский клад». За свое творчество Власова получила премию имени академика И.В. Курчатова Челябинского обкома ВЛКСМ.

«Нет на них ни надписей, ни моха, будто вчера их кто-то положил, – записала однажды Серафима Константиновна. – Один гранит Дунькиным сундуком народ называет, а другой Самсонкиным гробом величают, и седое предание об этих камнях говорят». Сегодня все знают, что это про Кыштым. Легенда своеобразная, замешанная на местном колорите. Жизнь вокруг оставляла свои следы и много выдумок.

Основная тема сказов Власовой – Урал, его история, народы: «Долгие годы жили в этих местах башкиры. По нехоженым тропам и беглые сюда пробирались, от царской неволи спасались». Писательница раскрывала тему о горнозаводской жизни с ее укладом, традициями: «Всем здесь места хватало: не было конца дремучим лесам и горам. Такие люди жили друг возле друга беглые и башкиры. Но вот большое горе с ними приключилось: заводчики Демидовы завладели Уралом». Рабочие становились нередко главными действующими лицами в ее сказах. Сказы пересыпаны множеством пословиц и поговорок.

Воспринимаются произведения Власовой легко, потому что написаны они хорошо, художественные образы ярки, каждый образ индивидуален, нет похожих героев. Говорят, что Серафима Константиновна была большой артисткой. Она любила читать свои сказы и сказки сама и завораживала слушателей, захватывала аудиторию целиком. Часто Власова выступала в школах, на заводах, фабриках. Выступала в воинских частях, была зачислена почетным воином в Челябинский гарнизон, ей вручили нагрудный знак «Отличник Советской Армии». Ее знали многие. В «Пионерской правде» была опубликована заметка о споре челябинских рабочих («Чья бабушка?» от 2 марта 1971). Да, это была мудрая бабушка-исследовательница. Она собрала полный «сундук» народной философии.

 

Хитрый да скупой отмахивается рукой.

Зубы можно показать, не раскрывая рот.

Живи не как охото, а как следует.

 

Останавливаясь на ночлег в деревнях и поселках, она встречалась с уникальными людьми. Удивлялась тому, сколько всего знают они, сколько накопил седой Урал ценностей, которые передаются из поколения в поколение. Мудрость народа – это ведь особенный код, оберег наш. В сказах Власовой можно прочитать и о великолепии озерном – она любовалась бескрайними водоемами, как настоящими морями. Любовалась непослушными реками, холодными ключиками. 

 

Быстра река Исеть – не поймаешь в сеть.

В реке Сатка вода сладка.

Поплывешь по реке Юрюзани – причалишь в Казани.

 

Притягивали ее внимание древние горы, она бродила по дремучим лесам, отыскивала следы былых селений, стоянки Пугачева, самоцветы, вглядывалась в вершины гор, пыталась разгадать тайны вековые. Исследовала не только Южный Урал, но и соседние территории, все подмечала, а услышанное записывала. Мне иногда кажется, что некоторые поговорки она сама сочинила. Или хорошо подправила их. Пусть даже так.

 

Справа берег – орел высоко парит, слева у берега – гора Янган-Тау (Янгантау) горит.

На горе жить  – о воде тужить.

 

Власова часто выступала в санаториях и записывала их историю: «Трудно, очень трудно поверить, что каких-то лет пятнадцать назад санаторий размещался в деревянном особняке с резными балкончиками, да в одиноком домике на берегу озера жил М.И. Калинин, который приезжал в Кыштым. Кругом же были леса и леса, шум волн на озере и одинокая лодчонка рыбака из саймы. И все. Вековая тишина, дебри уральские, тропы таежные, сохранившиеся от глубокой старины, по которым беглые шли, да горы, словно сторожа цепью стоящие и охраняющие самое прекрасное озеро на Урале – жемчужину редкую Увильды…»

Жизнь Серафимы Константиновны была очень насыщенной, как видим, мы просто об этом мало знаем. Сначала она была хорошей мамой для своих детей, потом заботливой бабушкой для внуков, но была, естественно, интереснейшим человеком и талантливой писательницей, искательницей народной мудрости. Она предлагала открыть литературный музей в Челябинске, говорила о создании архивов писателей, добивалась перевода хранилища В.П. Бирюкова в Челябинск, беспокоилась о создании своего личного фонда и переписывалась по этому поводу с Бирюковым. Готовила научные доклады по фольклору и народному творчеству, участвовала в проведении в Челябинске «Дня уральской литературы», устанавливала связь с Мосфильмом (к/ф «Хрустальный голубь»), поддерживала авторов, писавших сказы. Выступала в городской студии телевидения, участвовала в совещаниях, выполняла долг народного депутата. Она способствовала открытию в Челябинске магазина «Уральская книга», теперешним писателям это не удается пока сделать. Нам, сегодняшним, нужно чаще говорить о Серафиме Константиновне и чаще вспоминать ее добрым словом, читать ее произведения.

 

В статье использованы личные записи С.К. Власовой  из фондов Объединенного государственного архива Челябинской области.

Project: 
Год выпуска: 
2020
Выпуск: 
12