Надежда ЛЫСАНОВА. Дарю тебе множество снега из самого синего дня…

Вера Николаевна Киселева (1940–2006)

Так начинается одно из стихотворений известной уральской поэтессы Веры Киселевой. Конечно, стихотворение предназначалось одному человеку, но легко представить, что строчка, ею написанная, предназначена каждому из нас, ведь на дворе зима. Кругом снег. И дни стали синими, особенно под вечер. Читать стихи Киселевой – одно удовольствие. Чувствуется, что сочинял их человек с чистой душой, с собственным мировоззрением и добрым  отношением к окружающим.

Вера Николаевна Киселева (1940–2006) родилась перед войной в деревне Давыдовка Глядянского района Курганской области. Сегодня ее родные места заброшены. Печально смотреть на то, как пустеют деревни. В Давыдовке в этом году закрыли школу, а ведь пока есть школа – деревня живет. Осталось в ней около 400 жителей, в основном пенсионеры. Найти сведения о родителях Веры Николаевны мне так и не удалось, никто ничего уже не помнит, не смогли узнать Веру и по фотографиям. Получается, ничего мы не знаем о ее детстве. Вполне возможно, что семья ее переехала в другой населенный пункт, и  выросла она в другой деревне или райцентре. Возможно, кто-то сегодня в Курганской области заинтересуется жизнью и творчеством своей землячки и отыщет недостающие сведения для ее биографии?

В советские годы жизнь в деревнях была интереснее, люди верили в светлое будущее, верила в него и Вера. Детство на вольных просторах и правильное воспитание, мама была учительницей (это все, что пока мы знаем о ее родителях), зародили в ее душе поэтическое звучание. Она всегда соединяла себя с курганской землей тонкой шелковой нитью, как пуповиной.

 

Лето, лето…

Вновь деревня снится,

Степь, у горизонта – синий бор.

Даже сквозь прикрытые ресницы

Рвется в душу солнечный простор.

Милый край, хочу к тебе вернуться,

Ненадолго беззаботной став,

На лугу блаженно растянуться

И вдыхать знакомый запах трав.

Словно в детстве, в синем небосводе

Наблюдать, прищурившись слегка,

Как плывут бездумно и свободно

Тополиным пухом облака.

 

Родные места притягивали ее внимание. Она возвращалась, сильно затосковав, соскучившись по близким. Ей необходимо было увидеть раскинувшееся небо над полями, лесами, деревней, надышаться чистейшим лечебным воздухом, ведь огромное пространство вокруг было им наполнено до туготы, как картофельные грядки зеленой ботвой. Милы ей были кривые улицы, избы с огородами. Здесь был ее тихий и скромный семейный уголок. Родина наполняла ее силою.

Я видела это пространство. В 1973 году побывала в Курганской области с подругой и ее родителями. Наведывались салдинцы к родственникам. Поразили меня тогда бескрайние спелые, хлебом заполненные поля, первозданные лиственные леса с обилием белых груздей, их собирали деревенские жители телегами, засаливали бочками, которые были врыты в погребах прямо в землю. В озерах и реках курганцы ловили рыбу. Здесь водилась армия карасей! Запомнился бесхитростный деревенский быт. А во всем этом бытие была необъяснимая тишина, похожая на отшельничество во времени, ведь дорог в Курганской области в то время было мало, «кукурузники» в районные центры отправляли часто вместо автобусов, а чем дальше от райцентров, тем глуше.

Из родной глуши Вера Киселева уехала и начала свою взрослую жизнь в Челябинске. Работала токарем на ЧТЗ. Окончила в 1961 году машиностроительный техникум, с 1959 по 1966 год работала техником-испытателем (испытывала двигатели).

 

Я помню вас, ночные смены,

Свою усталость на заре,

И солнце в душевой на стенах,

И розы в заводском дворе.

Работа спорилась в потоке

Ритмическом сама собой.

И можно думать о Востоке,

О Кубе, Пушкине и Блоке,

О розах возле проходной.

И часто тем счастливым летом

Я в заводскую шла газету,

Все на стихи переводя.

И совершенные, как проза

У Бунина, стояли розы

В классических слезах дождя.

 

Стала Верочка красавицей, на которую все обращали внимание. Всегда улыбчивая, внимательная. Потому, наверное, с завода она ушла в редакцию детских и молодежных программ Челябинской студии телевидения, где красота ее и доброта были нужны, и вела цикл передач «Мир твоих увлечений», писала сценарии для кукольных телеспектаклей.

Все эти годы она посещала занятия литературного объединения ЧТЗ. Объединением руководил Е.Г. Ховив (с 1956), который хорошо помнил тот день, когда она пришла первый раз на занятие такая робкая, застенчивая, хрупкая, принесла на листочках свои стихи. В 60-е годы Вера Киселева часто становилась автором литературных страниц в газетах. Первая Верина публикация в коллективном сборнике «Мое поколение» появилась в 1961 году. Затем последовали другие общие сборники. В 1968 г. в Челябинске вышел ее первый сборник «Причастность». Инициатором издания поэтических сборников и книг о ЧТЗ являлось литобъединение. Жизнь литераторов была насыщенной и увлекательной. Часто организовывались фестивали.

В 70-е годы с Верой Киселевой познакомилась Н.А. Дида, сегодня директор музея ЧТЗ. Надежда Артемьевна однажды попала на занятие литобъединения ЧТЗ и была поражена тем, что в нем так много поэтов. Какие они талантливые! Ей хорошо запомнилась красавица Вера Киселева, которая выглядела совсем юной, моложе своих тридцати лет, в тот день она выразительно читала написанное ею стихотворение о художнике.

В 1976 году Вера Николаевна окончила литературный институт имени А.М. Горького. Училась в группе Константина Симонова, который заметил ее как способную ученицу, внешность ее и человеческие качества, конечно, были им тоже отмечены. Он влюбился в Веру и пытался за ней ухаживать, но она на встречи не давала согласие, и однажды он ей скажет: «Очень жаль, что ты не пришла, но уважаю…»

С годами Вера Киселева только хорошела – яркая брюнетка с театральной внешностью – именно такой ее помнят многие. Она всегда была обворожительной. А еще она умела радоваться чужим успехам – сегодня это вообще редкое качество. Хорошо поставленный голос позволял ей великолепно читать свои стихи.

 

Звук выстрелов – осенняя охота.

Леса и парки пламенем объяты.

Печальная гармония отлета

Листвы с деревьев и на юг пернатых.

В пространстве, искривленном равнодушии

Ветров, в незащищенности своей

Все явственнее графика ветвей,

На синем прорисованная тушью.

 

Любила она синий цвет, как Марина Цветаева, и все его оттенки: «И сосен матовые тени осеребрит голубизна». Тянуло ее обширнейшее пространство, где было много воздуха и места для полета, потому и стихи ее очень легкие, иногда просто воздушные. Написать такие строчки мог только открытый миру человек.

В 1977–1978 годах она работала библиотекарем в Доме советской науки в Варшаве. Ее муж был хорошим инженером, которого направили за границу. И Вера уехала с ним. Вернувшись в Челябинск из Польши, Вера Николаевна с 1978 по 1997 год была заведующей сектором научно-технической информации и пропаганды НИИОГР (научно-исследовательский институт эффективности и безопасности горного производства), выполняла функции редактора. Но она всегда поддерживала связь с друзьями, с которыми работала на ЧТЗ, принимала активное участие в мероприятиях. Н.А. Диде запомнился вечер поэтов литобъединения в 1983 г., посвященный 50-летию ЧТЗ. Вера Киселева участвовала в нем, на сцене она была в рабочей одежде, косыночке, именно так она выглядела, когда работала токарем. «Я помню вас, ночные смены…» – это стихотворение она прочитала в тот вечер.

В 1993 году Вера Киселева стала лауреатом литературной премии ЧТЗ за цикл стихотворений в коллективном сборнике «Держится мир на любви».  В 1995 г. в Челябинске был издан ее второй поэтический сборник «Время любви». Иногда на мероприятиях она появлялась с мужем, который был самым надежным человеком в ее жизни, всегда поддерживал ее творчество, но чаще ее видели со старшим внуком, которого она приобщала к культуре творческой элиты города.

В Союз ее пригласил Н.И. Година, встретив ее как-то на одном из мероприятий. Сегодня он вспоминает о Вере Николаевне: «Я знал ее хорошо, она ходила в литературное объединение ЧТЗ. В 60–70-е годы она куда-то исчезла, а потом я ее встретил однажды в горной конторе. Позвал ее в Союз. К стихам ее я всегда относился хорошо. Хороший поэт. А человек просто замечательный! Очень добрая была. Коммуникабельная». В 1996 году Вера Николаевна вступила в Союз писателей России.

Н.И. Година назначил ее ответственным секретарем, когда уходил с поста руководителя в 1998 г. (потом ввели должность председателя правления, но Вера осталась секретарем). Вера Николаевна работала и ответственным  секретарем, и литературным консультантом, и директором пропаганды художественной литературы, и заместителем председателя писательской организации. Вот что об этом времени помнит О.Н. Павлов: «Она просматривала работы, которые приносили или посылали в Союз. Иногда, прочитав чью-то удачную строчку, звала: «Олег! Олег! Посмотри, какая чудесная находка!» И читала вслух».

В 2000 году в Челябинске вышел третий ее поэтический сборник «Серебряное эхо».

Надежда Ивановна Валеева долгое время работала в Союзе бухгалтером, она  вспоминает: «Вера была очень добрым человеком. Отличная память – много знала. Эрудированный человек. Все пропускала через душу. В ней не было зависти. Хорошо знала поэзию. Если человек приносил свои стихи в Союз, и она знакомилась с ними, то легко распознавала, кому подражает автор или на кого больше всего похож. Последний ее сборник очень темный, а на самом деле Вера была не грустным человеком, а общительным и легким, компанейским. Часто за грибами ездили. Соберемся все женщины, я – за рулем. Один раз забуксовали в грязи… Хорошие воспоминания остались. Вера всем все прощала…».

В 2002 году вышел сборник «Полотно» (фонд «Галерея»), это сборник стал последним при жизни Веры Киселевой.

 

В саду метель шипит во тьме

Грань меж землей и небом руша,

И не по пояс, а по душу

Заносит нас. И слышно мне,

Как с високосной высоты,

Перекрывая вой метели,

Уже почти что долетели

Ко мне клавиры немоты.

В них несгибаемая мощь.

И тишина такого ада,

Что над землей не ночь, а нощь,

И нам нельзя уже помочь

Внутри заснеженного сада.

 

С 2003 года в Союзе писателей руководство принял Сергей Семянников,  порекомендовала его на пост председателя Вера Николаевна Киселева. И все у них ладилось сначала в работе, но в дальнейшем отношения изменились... Ответственным секретарем Челябинского отделения СП России она работала до 2004 года.

 

За каждым шагом тонкий звон листвы.

А за оврагом тишина и воля.

И веет тихой добротою поле.

И дымом от картофельной ботвы

Слились в душе отрада и тоска.

И между ними грань неразличима.

В дни поздней осени почти необъяснимо

Мне родина особенно близка

И далека. И сходит все на нет.

И жизнь моя не тает,

А стремится в высоту,

Где происходит птица,

А в темноту, где неизбежен свет.

 

Собирая сведения о Вере Николаевне, я не только поговорила с теми, кто ее помнит, звонила в Давыдовку главе сельсовета В.И. Иванову, но и пересмотрела многие статьи о ней и энциклопедии. И столкнулась с тем, что в книге «Современный литературно-биобиблиографический справочник», вышедшей в Челябинске в Издательском доме «Светунец» в 2005 году (составители К. Макаров, Н. Пикулева), очень много о Вере Киселевой неточностей. Например, в «Новом мире»  (№ 3, 1983), который указан в основных публикациях, стихотворений ее нет. Два раза повторяется одно и то же в этом списке, только в разных интерпретациях. Все-таки друг к другу надо относиться более уважительно и обязательно приглашать автора при издании таких книг взглянуть на свою страницу. А также не нарушать регламента, который был установлен с самого начала для всех членов Союза писателей: предоставить для списка семь авторских изданных книг и семь источников, в которых рассказывается об авторе. А то получилось так: об одних авторах – несколько страниц, а о других и страницу не наскребли, а о некоторых вообще нет ничего. Это я уже о нынешнем «Биобиблиографическом справочнике», вышедшем в Издательстве Павлин (редакторы О.Н. Павлов и В.Н. Курбатов). Когда намереваются издавать такие книги, то личные отношения при работе не должны играть вообще никакой роли!

Project: 
Год выпуска: 
2021
Выпуск: 
1