Андрей ШЕНДАКОВ. «И вновь с холмов бежит вода…»

* * *

 

…Мой старый дом, о, как же дорог вновь

мне робкий миг февральского заката:

с печи кот Васька смотрит воровато,

капели вторят стёклам си-бемоль –

и греют душу стуком, второпях,

их звук летит легко и монотонно,

а под окном скопилась снега тонна

иль, может, две: в воспетых мной краях

бывает снега больше во сто раз,

но в зиму эту – ни одной метели,

неторопливы даже свиристели;

пора уже, наверно, ставить квас

и лук растить в стакане на окне,

рассаду сеять, потеснив герани,

и созерцать небес живые грани,

и слушать треск жучков в сырой стене,

тетрадный лист сминая в плотный шар

и расправляя, чтоб прочесть две строчки,

но, может быть, пора поставить точки

иль бросить всё в печной остывший жар?

 

Скребётся мышь в чулане, с чердака

слетает шорох, словно чьи-то тени

заходят вдруг в застуженные сени

и вновь приносят весть издалека:

пиши иль пой – о запахе золы,

о смолянистом свете на иконе,

о том, что фото в стареньком кулоне

хранит комод; что хлипкие полы

полны следов невидимых, родных,

следов, пришедших из иного мира,

из воскового тонкого эфира

свечи, вспорхнувшей, как рассветный стих.

И снова струн гитарных серебро

звучит, как эхо, долго, бархатисто –

и, просыпаясь, по стеклу пречисто

на запад тянут месяца ребро

лучи живые… Шар моей Земли,

ты вновь летишь туда, где братьев стая;

свои пути небесные верстая,

навек нас в свете горнем посели!

 

* * *

 

Февраль слабел, над кронами цедя

закатный свет – неторопливо, вяло;

в саду едва блестело покрывало

сырого наста, там, где ты меня

ещё ждала у стареньких ворот,

накинув шаль на чёрно-бурый ворот, –

в овражной дымке плыл уснувший город,

огни мерцали, словно свой оплот

несли ночные башни на холме

и сквозь туман друг другу посылали

косые вспышки золочёной стали:

так видел я, так даль являлась мне;

петляла тропка, пенилась река,

сквозь прорезь брода блики расстилая,

и где-то в поле окрик среди лая

терялся вдруг – неистова, горька

весны печаль: морозный острослов –

последний день зимы – хрустел осокой

и оставался в заводи высокой

застывших звёзд у вздыбленных мостов;

 

пути земные – склоны и холмы,

крыла кометы, ставшие над миром,

час предвесенний – с неземным эфиром,

а между всем – твои шаги, и мы,

и наши взгляды, и слова, и жар

огня печного, жгущего до боли,

и стылый мрак в окне, на частоколе,

и в дом входящий коридорный пар

с душком рассольным – это ль не покой,

не благодать, нам посланная свыше,

как лунный пепел на соседской крыше,

как звёздный полог под тугой строкой,

которой имя – вечный Млечный Путь,

детей своих несущий в колыбели,

а мы по-детски в тот февраль хотели

понять любви – или Вселенной? – суть:

рукав реки, изломы наших рук,

как будто шеи лебедей в затоне,

и капли слёз, как миро на иконе,

и льдин наплыв – сердечный перестук…

 

 

* * *

И зверьё, как братьев наших меньших…

С. Есенин

 

Следы собак и кошек на снегу

ведут с рассветом к городскому рынку,

а в небе низком бронзовую льдинку

февраль зажал и, изогнув в дугу,

ещё один её оставил след,

подобный старой, стёршейся подкове;

о, рыхлый снег – и капли чьей-то крови,

и распылённый, чуть заметный свет;

ни бубенца, ни храпов лошадей,

лишь шум колёс – то тихий и далёкий,

то, словно эхо, злой и многобокий –

со всех сторон, привычный звукам дней:

и хрусту льдин, и завыванью крон,

и перекличке двух ворон на крыше,

и первым гулам у церковной ниши –

колоколов над фустами колонн;

день, просыпаясь, бьёт в лицо дымком,

точнее – смогом, копотью и гарью,

лишь на холме, за мокроватой далью

отчётлив вид, знаком высотный дом,

 

а дальше – поле, рощи, берега,

косые склоны, сосны, вербы, ивы,

совсем другие песни и мотивы,

там, где светлее мысли и снега

немного ярче, – от лучей ли, звёзд,

от лунных бликов и живых рассветов;

там, где без чувств не может быть куплетов,

а в каждой ели – сойка или клёст,

которых я кормил в былой мороз,

скворечни с дедом враз сооружая,

ведь птица ль, кошка – людям не чужая,

да и собака любит ткнуть свой нос

в ладонь, чтоб, может, капельку тепла

почуять в коже или, вздрогнув, даже

родной уют узнать сквозь привкус сажи –

и дальний запах русского села;

село и город, а меж ними – даль,

над ними – высь, плетущая узоры.

И в стайке пташек вспыхивают ссоры,

и у собак случается печаль. 

 

 

* * *

 

…И вновь с холмов бежит вода,

ручьи тревожны, ярки, броски,

небес волнистые полоски

хранит вечерняя звезда;

и то ли ветры, то ли сны

несут свои круговороты,

шаги и отзвуки природы

легки в преддверии весны;

то крикнет грач, то вспыхнет луч

далёких фар над косогором,

то хрустнет чья-то тень укором,

а голос – плавен и тягуч;

у водокачки свой мотив,

её вода из труб старинно,

спокойно, пристально, былинно

течёт, свой берег огласив,

там, где клокочет Клечетня*,

приток Оки питая влагой,

и в ночь глядит глухой дворнягой

луна в седых остатках дня:

 

миры спешат к своим мирам –

к воде, ручьям, далёким рекам –

и, отзываясь в сердце эхом,

блуждают сонно по дворам;

так светят звёзды, меря путь,

так бьют часы под острым шпилем,

и кот крадётся, страх осилив,

смотрясь, как тень, в ночную ртуть

февральских луж, стволов берёз,

почти немых оконных стёкол,

а вдалеке – опять «заокал»

мотор – глубок, многоголос

через минуту: слякоть, снег,

почти бескрайняя трясина,

холмы, посадки, рвы, равнина,

во мгле идущий человек;

в искристый полог храм одет:

лучом омыв святые лики,

его воды живые блики

бросают свой небесный свет…     

------------------

*старинное название одного из притоков р. Нугрь в г. Болхове Орловской области (в более современном звучании  - Ключетня, место, где много ключей, т.е. родников).

 

На илл.: Художник Николай Лукашук

 

Project: 
Год выпуска: 
2021
Выпуск: 
3