Надежда ЛЫСАНОВА. Анатолий Дмитриевич Головин – фронтовик, учитель, поэт

Анатолий Головин поэт

Писать об Анатолии Дмитриевиче Головине (1922–2007) мне было сложно, слишком мало сохранилось о нем сведений. Информация разнится и вносит в его биографию много путаницы. Написанный мною материал я собирала по крупицам.

 

История распространенной фамилии

 

При упоминании фамилии челябинского поэта Головина в памяти моей возникают строки из стихотворений А.С. Головиной (1909–1987), урожденной баронессой Штейгер: «От снега, как от соболей, / Не гнутся плечи у прохожих…» Или: «Пылало сердце, платье прожигая. / И вот на ткани – темное пятно…» В 1929 году поэтесса вышла замуж за скульптора и художника А.С. Головина. Был ли ее муж в далеком родстве с уральскими носителями фамилии, не знаю, но у Аллы Головиной возникли однажды строки: «А тебе разве памяти мало, / А тебе разве мало тоски / По камням разноцветным Урала, / По изгибам какой-то реки?»  Известно, что отец А.С. Головина – С.С. Головин (профессор, доктор медицины, дворянин) родился в Болхове (Орловской губернии). Широко же раскинулась по просторам фамилия финно-угорского происхождения!

В XV – XVI веках крестьяне и посадские низы носили обычно имя и отчество, имя и прозвище, но стали употреблять и родовое упоминание. В царских грамотах будущему верхотурскому воеводе адресовалось: «Василью Петровичю Головину». Из документов известен такой факт, что в 1617–1618 годах Михалко Борченин возделывал пашню около реки Тагил, землю он получил от И.В. Головина, который был тоже верхотурским воеводой до 1616 года. В деревне Кону(ю)шиной жили, например, Дениско и Еремка Филиповы Головины. В 1680 в Усть-Ирбитской слободе проживали Федотко Ларионов и Кирилко Козмин Головины.

Не менее трех столетий эта фамилия на Урале, образована она из имен и прозвищ родоначальников, выходцев из разных регионов. Чаще носили ее мастеровые и чиновники, но не только. В 1721 году Демидовы у графа Н.Ф. Головина приобрели Фокинскую вотчину (Барминская волость Нижегородской губернии), крестьяне из нее были перевезены в Невьянский завод. Фамилия встречается в Далматовском, Сухоложском, Талицком, Тугулымском районах, Екатеринбурге, Березовском, Полевском, уктусском, нижнесысертском заводах.

 

Сведения из истории села Троицкого

 

Предками многочисленных крестьян Головиных в Троицкой слободе Богдановического района Свердловской области, откуда родом челябинский поэт Анатолий Дмитриевич, стали крестьяне деревни Никитушкиной (одно из прежних названий): по переписи 1710 года здесь имелись дворы Михаила Ивановича и Еремея Филипповича Головиных.

В XVII веке на этих землях крестьянином Никитой была основана деревня. Головины составляли ее основную часть. Родственники жили – на одной улице и рядом с ней. Известно, что прадед и дед Анатолия Головина прожили здесь всю жизнь. Крепко укрепились корнями Головины на Урале!

В 1747 в деревне построили деревянную церковь, тогда и стали называть ее Троицким селом. Оно расположено в 8–9 км от города Богданович на обоих берегах реки Большая Калиновка. В 1769 в селе была заложена каменная (трехпрестольная) церковь. В 1870 в нем открыли земскую школу. Троицкое было большим селом. Толя Головин, по сведениям из его биографии, начал учиться в родном селе, но в 1928 году, в годы коллективизации, отца его, крестьянина, репрессировали. И жить в селе стало невмоготу. 

 

Каменск-Уральский

 

Скитались Головины по разным углам, жили в землянках. Мелькали, видимо, города и села, семья искала пристанище, а находила временный приют. Мальчику хорошо запомнился Каменск-Уральский, рабочий город, где он окончил якобы 8 классов. 

Поселение было основано в 1662 году по указу царя Федора Алексеевича. Здесь нашли железную руду. В 1682 земли в свое владение получил Далматовский монастырь. В небольших печах монастырские крестьяне плавили железо. Но Петр I изъял у монахов земли в казну, а в 1701 по его приказу началось строительство железоделательного завода. Поселение назвали Каменский завод. В 1774 году прокатилось тут Пугачевское восстание. Невзрачный облик города изменил архитектор уральских горных заводов М.П. Малахов, сделав его похожим на Петербург (1825–1829).

Работа, конечно же, нашлась для Головиных, ведь в 1930-е годы Каменск стал крупным индустриальным городом. Здесь в 1934 году был пущен Синарский трубный завод и шло строительство алюминиевого завода. В 1935 поселок стал городом Каменск-Уральским (до 1942 находился в Челябинской области).

Толя Головин, конечно же, заметил необычную красоту города, но школа его № 3 была всего лишь деревянной маленькой избушкой, как заметила Н.Ю. Пышменцева, – сегодня замдиректора и руководитель музея школы. Вот что она написала об истории учебного заведения: «В 1934 году средняя школа № 3 открыла свои двери для детей рабочих Синарского трубного завода. Школа размещалась в бараке Заводского поселка. Было пять классов (с 1 по 5). В маленьких классных комнатах сидело по 4-5 человек. С 1934  по 1940 год ребята заканчивали 9 классов, а 10-й класс оканчивали в средней школе № 1. В 1940 году было построено новое четырехэтажное кирпичное здание. Только один год дети проучились в новой школе, в 1941 началась Великая Отечественная война. В школе был развернут эвакогоспиталь № 3118 для раненых красноармейцев на долгих четыре года. После войны школа вновь открыла двери для ребят района, и до сих пор она наполнена знаниями, которые здесь получают поколения детей рабочих Синарского трубного завода». Толя Головин в новой кирпичной школе не успел поучиться.

 

Челябинск

 

Семья Головиных вскоре перебралась в Челябинск (в 1938 или 1939), где возводили тракторный завод, на который устроился старший брат мальчика. Было Анатолию Головину тогда 16–17 лет.

В Челябинске семья жила на улице Российской (Сталина), на берегу реки Миасс в небольшом частном доме, рядом с тюрьмой. Анатолий Головин учился в школе № 6, в ней окончил якобы 10 классов в 1941 году, но сведений о таком ученике в ней не нашлось, как и в каменск-уральской, – давно это было.

История школы непростая. Она была открыта в сентябре 1906 года в Заречной части на Троицкой площади по улице Преображенской (1 Мая, 98). Это был деревянный дом с четырьмя классами (согласно архивной справке 1956 года). В 1936 году на улице Береговой, 99 было построено двухэтажное кирпичное здание, в него была переведена школа, которая из начальной превратилась в семилетку. Получается, что Анатолий Головин в ней мог окончить только 7 классов? Головину 2 июля исполнилось 19 лет. В 1941-м началась война.

 

ЧТЗ

 

Уже на третий день после официального объявления о войне  Анатолий с одноклассниками отправился к военкому. Очередь добровольцев тянулась сотни метров от военкомата до нынешнего Дворца культуры ЧЭМК. Но на фронт Головин не попал, военком направил его на ЧТЗ.

С августа юноша рыл котлованы под новый цех вместе с другими рабочими, выкладывал стены и возводил крышу, затем в цехе № 150 работал шлифовщиком. В годы Великой Отечественной войны к челябинскому заводу приросли семь эвакуированных, завод превратился в Танкоград. В самом Челябинске разместили наркоматы танковой промышленности, боеприпасов, среднего машиностроения, электростанций, вооружений (1941–1945). Работали конструкторские бюро, которыми было создано 13 типов новых танков и САУ. ЧТЗ стал выпускать Т-34, ИС.

В декабре 1942 Анатолий Головин получил повестку из военкомата. Юноше было полных 20 лет. Бронь была снята. Вот выписка из архива  («Книга памяти»): «Головин Анатолий Дмитриевич, 1922. Место призыва: г. Челябинск, Центральный РВК; место службы 457 минп, звание: рядовой». Согласно данным военкоматов за годы Великой Отечественной войны с территории современной Челябинской области было призвано свыше 324 000 человек.

 

Школа связистов – фронт

Анатолий Головин

Головина зачислили в школу младших командиров-связистов, которая находилась в Камышлове (Свердловская область). Разместили всех призванных в казармах, обучали их стрельбе и профессии связиста. Сначала Анатолия Головина отправили на Кавказ. Затем он служил в минометной батарее, протягивал телефонную связь. Прошел с боями Украину и Венгрию. Был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За освобождение Будапешта», «За победу над Германией». До конца войны был связистом 23-го танкового корпуса. Война станет его основной темой в стихах.

 

Разведка снова гонит «языка».

Связь начеку.

И минометы к бою.

Как черные кресты, над головою

спрессованные громом облака.

 

Связисты тоже погибали. Головин выжил, хотя получил на войне два ранения.

 

…связист на окровавленном снегу

ползет на том, далеком берегу

и тянет провод через всю Россию…

Не знаю, жив ли он…

Но связь жива.

 

Возвращение с войны, работа, учеба

 

Из госпиталя он демобилизовался в декабре 1945 года. Вернулся в Челябинск в январе 1946. Работал (точных данных нет), по одним сведениям в колонии или тюрьме, по другим на ЧМЗ. Этот период пока остается неизученным в его биографии. Скорее всего, он работал и учился в вечерней школе. А затем обучался в Челябинском учительском институте (1948–1950). После учился заочно на литфаке Челябинского педагогического института (1954–1956).

Об истории становления педагогического образования в Челябинске пришлось собирать факты по крупицам, хотя бы для того, чтобы понять, что за Учительский институт окончил Головин? Многие отрицают существование такого института. Челябинский политолог Александр Анатольевич Мельников вспомнил важную деталь: «Могу сказать только, что в советские времена остановка «Южная» в народе называлась «Институт учителей» по какому-то учебному заведению, которое там было раньше». Следующий ответ я получила от известного челябинского краеведа Юрия Владимировича Латышева: «Моя мама училась в пединституте в 1945–1949 гг. Она говорит, что действительно во время войны был в Челябинске учительский институт, в котором учились те, кто имел неполное среднее образование. Одна из групп этого института во время войны была в школе № 50». Получается, что у Головина было неполное среднее образование.

Владимир Денисович Павленко, кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военно-исторических наук объяснил: «Из-за нехватки учителей на Урале в 20-е годы (прошлого столетия) создавались учительские институты. В 1934 году провели первый набор студентов в Челябинский педагогический (планировали открыть три факультета, но исторический не сумели открыть – не было преподавателей). Таким образом, какое-то время в Челябинске существовал учительский институт и набирал обороты педагогический. Учительские институты давали право преподавать только в неполной школе, а окончание пединститута – в средней. Учительские институты существовали до 1952 года. Вероятно, они были как заочные или вечерние, а может и дневные. Переход страны на среднее образование – и они утратили силу и стали педучилищами».

Так история педагогического образования вписала Головина в свои переплеты. Значит, Головин учился и работал. Был учителем русского языка и литературы в школе рабочей молодежи Челябинска? Или же преподавал в одной из колоний (предположительно № 8)? Тут сведения снова расходятся. Так помнится тем, кто его знал.

Я сделала запрос в Министерство образования и науки Челябинской области. Ответ получила из Комитета образования по делам образования города Челябинска за подписью председателя С.В. Портье: «Головин Анатолий Дмитриевич работал в школе молодежи № 26 г. Челябинска (далее – ШРМ № 26) учителем русского языка и литературы с 20.09.1964 по 30.10.1976. В 1997 году ШРМ № 26 ликвидирована». Другими данными о Головине Комитет по делам образования не располагает.

 

Литературное объединение  «Металлург»

 

Жил Головин на ЧМЗ, так как домашний номер телефона начинался с 21, а это чеэмзовские номера. Это запомнили в нашем Союзе писателей. Многие писатели также запомнили, что Анатолий Дмитриевич являлся участником поэтических занятий в литературном объединении «Металлург» (ЧМЗ). Здесь он и познакомился с В. Сорокиным, В. Богдановым, Г.  Комаровым, Н. Егоровым, З. Прокопьевой, А. Куницыным, А. Садыковым, Г. Суздалевым, В. Тряпшой.

Об этом совсем недавно рассказал мне Валентин Васильевич Сорокин: «Литературное объединение ЧМЗ было самое крупное на Южном Урале. Головин в него входил как поэт и как один из помощников, ведь в объединении было много молодых ребят. Я часто обращался к нему за советами по русскому языку, по правописанию, по звукописи, он мне объяснял, что такое зависимость слов, заимствование».

С середины 1960-х по 1970-е руководителем объединения «Металлург» был Богданов, когда он уехал в Москву на литературные курсы, то руководил занятиями два года В. Скворцов. Вот что вспоминает сегодня Константин Васильевич: «Когда я руководил литературным объединением, Головина при мне на занятиях не было. Не помню его. Когда я руководил уже писательской организацией, он в Союз приходил. Тогда было сложно вступить в Союз. А он в то время всерьез к литературе и не относился, так, как к хобби. Профессионалом он не был. Был хорошим добрым человеком. Позовут – выступит, не позовут – не выступит. Он не проявлял себя, как Слава Богданов, в лидеры не рвался.  Скромно занимался. В Союз приняли его, когда я уже в Москве был».

 

Поэма «Танкоград» и дружба с Милосердовым

 

Первые сборники Головина «Места знакомые» (1958), «Голубизна» (1965) вышли после окончания им литфака, у него появилась уверенность в своих силах. Затем вышли сборники «Цветы на снегу» (1972), «Мой Танкоград» (1979).

Поэма «Мой Танкоград» связала крепко поэта с В.И. Милосердовым (1926 –2000), фронтовиком, актером Челябинского академического театра драмы, парторгом театра в советские годы. Это он прочел по радио главы из поэмы Головина, посвященной труженикам тыла.

 

Пламя юности

в сердце стучит, как набат.

Пламя грозных годов

над землей,

над страной

и над нами, как

вопрос: Ты готов,

если снова разверзнется пламя?

Только

Слово, и мне не уйти от него…

Тяжело и

Сурово твое торжество,

Танкоград.

 

Сегодня Анна Васильевна, вдова Милосердова, вспоминает: «Мы дружили очень долго и хорошо с Головиным и его женой. Они были романтиками. Анатолий Дмитриевич был влюблен в жену свою невероятно! Они вместе со студенческой поры, учились в одном пединституте. Сад у них был. Мы все праздники с ними отмечали. В сад к ним ездили. Анатолий Дмитриевич и Владимир Иванович были хорошими друзьями. Муж уже болел, но предисловие к новому сборнику друга написал».

 

Семья, стихи, любовь

 

А.Д. Головин сочинял, а выступал в основном в школах, техникумах. Он очень любил свою жену Любовь Тимофеевну, это подтверждают многие. Ей посвятил несколько сборников, в которых разместил ее фотографии. Но это отдельная тема, она напишется, когда отыщутся дочери Головиных.

Из воспоминаний Береженцева Юрия Ивановича, бывшего ученика школы № 70 (15.04.1944 г.р.), стало известно, что жена Головина тоже была учительницей. Привожу полностью слова Береженцева: «Классным руководителем у нас была Головина Любовь Тимофеевна. Она вела литературу. Русский язык у нас был до 8-го класса. Я уже приезжал как-то в Челябинск. Тогда она еще работала здесь. Головин Анатолий Дмитриевич, прекрасный уральский поэт, – ее муж. Они жили недалеко от школы. Учился я с 1 по 9 класс в школе № 70 (сейчас гимназия № 96). А когда перешел в 10-й класс, то стал учиться в школе № 1».

 Анатолий Дмитриевич сильно переживал, когда спутница жизни ушла. Друг-актер умер после жены лет через пять. И остались тогда в его жизни дочери, зятья и внуки. А еще стихи! Когда вышел на пенсию, вернулся на ЧТЗ, работал на станции пожаротушения до ноября 1992 года. В 1992 году перешел на постоянную работу в качестве сторожа и служителя в садовое товарищество. В этот же год был издан его сборник «Красный гром».  Головин вступил в Союз писателей в 1993 году. Через два года вышла книга «Память о Танкограде» (1995), при жизни у поэта вышло 12 книг.

 

Поездка в родное село

 

В 1996 поэт приезжал в Троицкое, нашел дом своего дяди, а родной и дома других родственников не сохранились. Походил по улицам, полюбовался пейзажами.

В селе есть несколько прудов. За ним находится знаменитый на Среднем Урале небольшой Троице-Байновский водопад. А около села – всюду залежи особенной глины, огнеупорной. И этим село прославилось. В замечательном месте родился уральский поэт. Его родное село и сегодня на хорошем счету, в нем живут, как и раньше, Головины. А всего в 2002 году здесь проживали 1723 человека, в 2010 – 1710. Среди знаменитых жителей села – Головина Елена Викторовна, десятикратная чемпионка мира по биатлону, как видим, носительница фамилии финно-угорского происхождения.

Заходил Анатолий Дмитриевич в Богдановичах в краеведческий музей, в нем оставил свои книги с автографами. Фотографии, как свидетельства, с его автографами выслали мне недавно сотрудники этого музея. Вот одна из надписей на книге: «В музей города Богдановича. Здоровья и радости Вам. 3.VI.96». Но жить в Свердловской области Анатолий Дмитриевич не захотел, ни у дочери, ни в селе родном, вернулся в Челябинск (вторая дочь, по некоторым сведениям, проживает в Подмосковье). Здесь жил и умер фронтовик 4 июля 2007 года.

Я не знала лично Анатолия Дмитриевича Головина, носителя замечательной русской фамилии. Изучала скрупулезно его скупую биографию. Познакомилась с творчеством, которое в основном посвящено, действительно, одной теме – войне. А недостающие моменты в его биографии, которые я не смогла отыскать, думаю, допишут те, кому они известны.

Приведу в конце статьи вновь слова Валентина Васильевича Сорокина, он напомнил еще некоторые моменты из жизни поэта-фронтовика: «Анатолий Дмитриевич хорошо знал поэзию Сергея Есенина, Бориса Ручьёва, Павла Васильева, расстрелянного. Помогал В. Богданову и К. Шишову восстанавливать имена расстрелянных поэтов. Был хорошим литератором. Выступал, читал свои стихи. В Союз не торопился – тогда модно было не торопиться, а стихи сочинял с детства. И всегда радовался моим успехам».

Project: 
Год выпуска: 
2021
Выпуск: 
3