Надежда ЛЫСАНОВА. Народные источники песен Михаила Шанбатуева
На фото: Михаил Шанбатуев с первой исполнительницей песенного сборника «Земля Уральская» Галиной Федоровой
Михаил Федорович Шан(м)батуев (1938–2014) – известный на Урале поэт, прозаик и детский писатель – часто подчеркивал свое происхождение строками А.С. Пушкина: «Я “друг степей калмык”», – указывая на родовые и природные источники, откуда черпал силы.
Народные песни Южного Урала
Южный Урал активно заселялся с 30-х годов XVIII века в связи с развитием промышленности и образованием оренбургского казачества. Переселенцами стали жители севера, центральных губерний, ехали сюда с Дона, Поволжья, Украины... Люди перевозили свои обычаи, говор, песни. Южный Урал вбирал в себя накопленный веками фольклор, который переезжал из села в село, видоизменялся, приобретая местный колорит.
Ветер с поля, гуляй в море,
Ой, да довела любовь до горя,
Ой, вы, горы да высокие горы,
Ой, да вы скажите всю правду,
Куда ж мой миленький ушел?
Песни облегчали живущим на Камне людям труд, способствовали познанию окружающего мира, выражали чувства. В них отражалась жизнь углежогов, рудокопов, казаков, крестьян. Привезенное на Урал творчество взаимодействовало с башкирским фольклором, народной поэзией переселенцев – украинцев, белорусов… Пели календарно-обрядовые песни, хороводные, свадебные… Сохранялись бережно песни о походах азовских, войнах крымской, русско-турецкой, восстании Пугачевском.
Во Уральском было славном городе,
По проезжей было главной улице,
По большой было по нетрясовой,
Как ведут-то его, добра молодца,
Удалого казака Емельянушку.
Позже появились песни о гражданской войне. Потом – о Великой Отечественной…
Казачий род
Родился Михаил Федорович Шамбатуев в селе Толсты Варненского района Челябинской области 29 января 1938 года. Село основано оренбургскими казаками в середине XIX века, по одним сведениям в 1857, по другим в 1862 году. До революции относилось к Велико-Петровскому станичному юрту (земля, владение) 2-го военного отдела Оренбургского казачьего войска (Верхнеуральский уезд).
Как пошли наши казаки из гор во туманы
Да во больши Уралы, во больши Уралы.
Они шли, остановились, назад оглянулись,
Назад оглянулись – тяжело вздохнули.
Здесь, в южноуральских степях, напитывался с рождения Михаил народной поэзией, вливались в его сознание целыми реками народные мелодии. Он слышал калмыцкую речь родителей, родственников. Укачивая его, пела мать, может, старшая сестра или бабушка, калмыцкие песни.
Атхр, хар уснчн
Арук далд сагарна,
Алтн болсн чееждэн
Амн угим хадhлч.
Село Толсты расположено на берегу реки Нижний Тогузак. Название получило по урочищу Толстый берег, выпуклый, крутой. Есть и другая версия: назвали так село в честь атамана Оренбургского казачьего войска генерал-майора И.А. Толстого. В 1873 году в селе было 317 жителей (53 двора). В 1889 году здесь имелись деревянная часовня, школа, водяная мельница. В 1919 был образован Толстинский сельский совет (с. Толсты, п. Солнце, п. Красная Заря). В 1926 году в селе насчитывался 151 двор. Действовал кооператив. В 1931 организовали колхоз «Красный сеятель», закрепили за ним 10722 га земельных угодий. Жители занимались животноводством и полеводством. В 1932 году в состав сельского совета вошел поселок Правда. Разные народы заполонили степи – русские, татары, башкиры, казахи, мордва, украинцы, белорусы… В селе и в округе жители знали много песен. И отец Михаила пел песни, казак ведь. Может, эту?
Салават наш был герой,
Смело он ходил на бой,
Три кольчуги надевал
И к Кунгуру подступал.
Шамбатуевы проживали в Толсты до 1949 года. Михаилу исполнилось восемь лет, когда семья переехала в поселок Березинский Чесменского района, там жили родственники. Раннее детство Михаила не было оседлым, оказалось не самым радужным. Из скупых его рассказов в Союзе писателей известно, что семья пасла колхозных овец, постоянно находилась в движении, переезжала по степи в поисках лучших пастбищ для животных.
Калмыки
Первые упоминания о калмыках нашлись в «Строгановской летописи», указ Ивана IV от 1574 года. Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI – начале XVII веков из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, затем в Поволжье и Прикаспийские земли. Сегодня калмыки проживают в Калмыкии и во многих регионах нашей страны. Проживают в Киргизии, Казахстане, Украине…
Где же находилась Джунгария? Джунгарское ханство (Зюнгарское) – государство ойрат-монгольское находилось на территории Казахстана, Киргизии, Китая, России (Хакасия), Монголии. Оно занимало земли на юге от Тибета и Китая до Сибири, на севере от Урала. От Хивинского и Бухарского ханств на западе до Халха-Монголии на востоке. В середине XVIII века насчитывалось 600000 ойратов. Религия – тибетский буддизм. Язык – ойратский. До сегодняшних дней сохранились руины ойратских буддиских монастырей и крепостей.
Шамбатуевы могли испокон веков жить на юге Урала или прибыть сюда из любой точки, указанной выше. Фамилия их созвучна с Шамбалой, подземным тибетским городом. Не правда ли?
Калмыцкие народные песни и инструменты
Народный песенный репертуар калмыков очень подвижен, как и образ жизни. П.С. Паллас, географ, ученый-энциклопедист, пытался классифицировать фольклор («Собрание исторических сведений о монгольских народностях», 1776–1801). Иван Добровольский, учитель музыки Астраханской гимназии, капельмейстер хора преосвященного Анастасия, опубликовал восемь тетрадей (1816–1818, его нотные записи стали первыми). Добровольский разделял песни на протяжные и танцевальные. Венгерский филолог Габорт Балинт изучал калмыцкие песни в 1871–1872 годах («Калмыцкий фольклор и народная культура в середине ХIХ века. Филологические исследования на материале калмыцких текстов, собранных Габортом Балинтом из Сенткатолны»).
В сборниках ХХ века обычно песни калмыков распределяли на бытовые (рабочие, пастушеско-батрацкие) и революционные. А.М. Листопадова интересовали калмыцкие песни («Калмыцкие народные песни, записанные в Денисовской станице Сальского округа», 1902). А.Д Руднев, ученый-востоковед и музыковед, собранные песни разделил на три группы: напевы, наигрыши, древние мелодии («Мелодии монгольских племен», 1909).
Многих исследователей привлекал калмыцкий фольклор: Бемба Джимбиев («Дуулич, теегли, дуул!», 1958), Н.К. Волькович, Н.Ц. Эредженов («Калмыцкая народная песня, 1963), Б. Оконов, фольклорист («Терсин hазрин дуд», 1989). Фольклорист Т.Г. Басангова разделяла песни на циклы: зимний, весенний, летний, осенний («Обрядовая поэзия калмыков», диссертация «Проблемы поэтики монголо-ойратского героического эпоса», 1975). Е.Э. Хабунову интересовали свадьбы («Калмыцкая свадебная обрядовая песня», 1998).
Калмыцкая песня – это неразрывная связь со степью, внутренний мир человека, наполненный яркими красками. В ютубе есть калмыцкие современные песни и эпос, звучат народные инструменты. Калмыцкая домбра (родственница русской домры) – две струны и семь ладов. Изготавливают ее из сосны, а струны из бараньей кишки. Ятха (длина 1м) – инструмент наподобие горизонтальной арфы, звук журчащий, напоминает звук украинской бандуры. Народы исторически связаны между собой, связаны, как видим, и музыкальные инструменты.
Уверена, что Миша Шамбатуев с детства был знаком с калмыцкими инструментами. Слушал песни. В старинных калмыцких песнях часто слышался протест против рабства и произвола, мечты о лучшей жизни, но основная тема – Родина.
И сердце зовет, наша Родина там,
Где земли Зуунгарского ханства.
Березинский
Поселок Березинский возник в 1842 году. Может, раньше. В нем долго сохранялся дом, построенный в 1823, застрахованный в 1827 году. Поселок стал воинским постом № 25 Оренбургского казачьего войска Новолинейного района. Название получил в связи с побегом в 1812 году французов, те переплавлялись через реку Березину. Участвовали южноуральские казаки во всех войнах царской России. А запомнившиеся эпизоды из военной жизни и географические названия переносили на Урал.
За Уралом за рекой
Казаки гуляли.
Э-э-эй, живо, не робей,
Казаки гуляли.
Николай I предлагал в этот в населенный пункт заселить 285 белопахотных солдат и малолеток, 94 – калмыка (1842). В 1844 здесь насчитывалось 64 двора. В 1901 – 228 (1302 чел.) Сюда же переселили два небольших местных поселения. В одной части поселка обосновались кучуевцы (из Тамбовской губернии п. Кучуево), в другой печерцы (с земли петербургской). В станице работали три ветряных мельницы и одна водяная. Случались пожары (1860–1861, 1867). Жители восстанавливали сгоревшее.
В Березинский станичный юрт входили Куликовский, Углицкий, Чесменский, Натальинский, Фершампенуазский, Астафьевский поселки. Жили на этих землях герои, Георгиевские кавалеры, – старший урядник В. Заньянцев, казаки Н. Лычагин, Д. Труфанов, М. Щукин, Т. Щукин, И. Татаркин, С. Голиков, С. Фокин, С. Чуриков… Медфельдшер А. Калдаев имел все четыре степени Георгиевской медали «За храбрость» (1915). Растили казаки свой хлебушек. Бедными не считались. И тянулись сюда песни казацкие со всех сторон России-матушки.
Носили на шапках тумаки,
Все жили они богато.
Э-э-эй, живо, не робей,
Все жили они богато.
Миша Шамбатуев и здесь слушал, конечно же, казачьи песни, часто звучали калмыцкие песни и инструменты. Годы спустя, когда в 2007 году В.Н. Соловьев (выставка художника сейчас проходит в ЮУрГУ, на которой выставлен портрет М.Ф. Шанбатуева) писал портрет Михаила Федоровича, поэт не раз подчеркивал при разговоре с челябинским художником: «Казацкий дух во мне, я из казаков родом». Музыкальный мир разных народов пробудил в Михаиле необычные природные качества. Ему захотелось сочинять. Сначала – стихи, потом – песни.
Каким было детство Михаила
Источники творческого человека, конечно, в семье. О детстве Михаила мало сведений. Подробностей он не оставил. Трудное оно было, тяжелые испытания достались стране и народу, потому и вспоминать ему было детство тяжело.
Волости переименовали в районы в 1925 году. Поселок Березинский был в Варненском, а в 1935 вошел в Чесменский район. И по этим местам прокатился голод в 1921 году, потом – коллективизация (колхоз «Тогузак», 1930), раскулачивание. В годы репрессий почти всех Георгиевских кавалеров арестовали на «десять лет и без права переписки». Они не вернулись. Жители, как в романе Шолохова «Тихий Дон», разделились на красных и белых. Часть казаков воевала на стороне Дутова. Другие – с Карташовым и Ловчиковым в полку имени Степана Разина.
Михаил от старших слышал много историй, в памяти откладывалось основное и развивалось свое отношение к происходившим событиям в поселке и стране. Он изучал в школе историю мира, страны и Урала. В Березинском окончил семилетку. Великая Отечественная война закончилась, время было мирное, но голодное и трудное. Отец Михаила – Федор Шамбатуев, участник гражданской войны, уважаемый человек, прожил в поселке до конца своих дней (из жизни ушел в 80-х годах прошлого века). О матери сведений пока не имеется.
Троицк
Михаил Шамбатуев работал скотником, механизатором в колхозе. Учился в вечерней школе. В 1961 году поступил в Троицкий сельскохозяйственный техникум, который окончил в 1964. В дипломе его прописана фамилия Шамбатуев (сведения из сегодняшнего Троицкого аграрного техникума), это потом он стал писателем Шанбатуевым.
Датой основания старинного учебного заведения считается 1929 год, когда в Троицке (Уральской область) организовали зооветеринарный техникум. Под учебный корпус отдали двухэтажный купеческий дом. В 1933 выпустили первых зоотехников и веттехников (58 человек). С тех пор много перемен произошло в жизни заведения. В 1935 в него влились Ямало-Катайский зоотехникум и Шадринский сельскохозяйственный. В 1934 году обучали уже 206 студентов. Преподавательский состав – двенадцать человек, восемь имели высшее образование. Это было превосходно по тем временам!
В 1953 в городе организованы Троицкий техникум механизации и электрификации сельского хозяйства и Троицкий сельскохозяйственный, в последнем учился Шамбатуев. Какое-то время три техникума развивались самостоятельно. Стало больше студентов и преподавателей, стране после войны нужны были специалисты. Знания студенты получали отличные! В 1995 все техникумы объединили в один Троицкий аграрный. Архив техникума находится сегодня в Уральской государственной академии ветеринарной медицины. Звонила и туда. Больше сведений о Шамбатуеве не нашлось.
После учебы в техникуме Михаил Федорович успел поработать агрономом в отделении Березинского совхоза.
Челябинск
В 1965 году Михаил Федорович Шамбатуев переехал в Челябинск, поступил работать на завод слесарем. У завода (16.05.1935) была прославленная история. В марте 1937 года ему присвоили имя Серго Орджоникидзе. В годы Великой Отечественной войны рабочие за короткие сроки освоили выпуск бронебойных фугасных снарядов, корпусов и башен танка КВ (для ЧТЗ), направляющих для реактивных минометов («Катюша»), литых башен тяжелого танка… За большой вклад в дело Победы завод награжден орденом Трудового Красного Знамени (ноябрь, 1946). После войны предприятие выпускало продукцию для нефтяных буровых установок и сельского хозяйства. В 1957 году объединено с бронекорпусным заводом транспортного машиностроения № 200 в Челябинский завод имени Серго Орджоникидзе – «ЭСО». В 1985 году за большой вклад в оснащение Вооруженных сил СССР военной техникой, за достижение высоких производственных показателей в XI пятилетке «Производственное объединение «Завод им. С. Орджоникидзе»» (с 1977) награжден орденом Октябрьской революции.
Завод стал судьбоносным в жизни Михаила Федоровича Шамбатуева. Он проработал здесь 25 лет. Все эти годы встречала и провожала его заводская проходная, но литературные занятия Шамбатуев посещал в ДК ЧМЗ (литобъединение «Металлург»). То, о чем он мечтал в детстве, проросло в нем и дало всходы.
Распад СССР изменил жизнь людей. Покатились бесцветные дни страны по рельсам «перестройки». Поэт с болью в сердце наблюдал за происходящим. В 2000 году Михаил Шанбатуев опубликовал в газете «Знамя труда» № 63 от 9 августа стихотворение (сведения из Шумихинской центральной районной библиотеки). Оно о «перестройке».
Оглянуться некогда
Оглянуться было некогда –
То авралы, то война,
Доигрались, дальше некуда –
Гибнет светлая страна.
Кто-то с павшими прощается,
Кто-то держит рубежи,
Ну а кто-то ухмыляется
И считает барыши.
Рядом с мужеством – предательство,
С колокольным звоном – ложь…
Ты куда, Россия, катишься?
Ты чего, родная, ждешь?
Иль в провинциях униженных,
Там где сеют, там, где жнут,
Ломоносовы, Кулибины,
Королёвы не растут?
Может, все труды напрасные –
Мы до звезд не вознеслись?
Может, Минины, Пожарские
В наши дни перевелись?
Нет, не все святые попраны –
Мать пестует сыновей,
Нет, не вся Россия продана –
Мы напомним всё о ней!
Знакомство с А.Д. Кривошеем
Жить без творчества Шанбатуев не мог. Он слышал постоянно музыку к своим строкам. Знакомился сначала с самодеятельными сочинителями, но однажды познакомился с Анатолием Давыдовичем Кривошеем.
А.Д. Кривошей подрабатывал в капелле завода им. Орджоникидзе. Михаил Шанбатуев трудился по-прежнему на заводе, жил в Ленинском районе, приходил на репетиции и слушал музыкальные произведения. Узнав, что Кривошей композитор, Шанбатуев предложил ему написать музыку на свои стихи. Первые песни на его стихи – «Береза» и «Годы» (1987) – стали популярными.
«Южный Урал отличается от Северного и Среднего, – считает А.Д. Кривошей. – Здесь больше казачества. Здесь родилось Оренбургское казачье войско. И сегодняшние казаки к нему относятся. Шанбатуев – настоящий казак. У него было мощное генетическое ощущение себя казаком. А у меня как раз шло переосмысление своего творчества и творчества народов Урала, приехав в Челябинск, я увлекся фольклором, окунулся во все это непознанное и мыслить, и думать стал их языком, казачьим».
Вскоре Кривошей ушел из капеллы. Прошли годы, и однажды его вновь разыскал Шанбатуев: «Я написал новые стихотворения, посмотри».
Совместное творчество
Новая творческая встреча двух одаренных людей состоялась в 90-е годы. А.Д. Кривошей, член Союза композиторов России, сегодня вспоминает: «Приходил Михаил ко мне домой, я выбирал тексты, а он выкуривал большое количество сигарет, пока работали, он подправлял тексты, я подправлял. Сутками писали одну песню». Ими был осуществлен крупный совместный проект – цикл песен «Земля Уральская». Конечно, композитор тонко чувствовал каждое слово поэта. Песни получились разнообразными. Раздумье автора – это «Простая песня», ирония – «Годы», волнение – «Белый город», благородство – «Песня об Уральском крае», разлив чувств – «Мой добрый город». Работа была завершена в 1997 году. Издан сборник – десять песен, предназначенных для мужского и женского голосов. Песни, сочиненные А.Д. Кривошеем на стихи поэта М.Ф. Шанбатуева могут звучать как самостоятельные вокальные миниатюры и как единое произведение.
На фото: Презентация песенного сборника «Земля Уральская». Слева направо: заслуженный артист России Олег Яновский (фортепиано), заслуженный деятель искусств России Анатолий Кривошей (композитор), заслуженный работник культуры России Юрий Эрман (баритон), лауреат Государственной премии Челябинской области в сфере культуры и искусства Михаил Шанбатуев (поэт). 1997 год.
«Это своеобразный лирический гимн Родине, уральской земле, природе, нашим современникам, умевшим работать и любить, – говорит композитор. – Нашлись исполнители песен, их предложил нам Виктор Григорьевич Лебедев. С Государственным русским народным оркестром «Малахит» на композиторском пленуме песни прозвучали циклом. Первыми исполнителями стали Юрий Эрман и Галина Федорова. Каждый день песни звучали по областному радио».
А 27 ноября 2000 года сочинение вновь прозвучало полностью на юбилейном творческом вечере А.Д. Кривошея в Челябинском академическом театре драмы. Песни исполнили Николай Некрасов (солист театра оперы и балета) и Галина Федорова с оркестром «Малахит». «Песня «Элиста» стала моим подарком поэту», – вспоминает композитор. – Успех! Челябинский военком Агинов – калмык по происхождению – загорелся «Элистой», поддержал Мишино творчество. Песни разошлись по разным сборникам. Еще одним произведением, по пониманию Михаила, должна была стать опера, посвященная созданию ядерного щита и Лаврентию Берия. Но об этом человеке я никогда ничего не стану создавать. Мой отказ нашу дружбу не развел. Михаил был принципиальным, упертым, с коммунистической склонностью человеком (в партии не состоял). Похож был больше на африканца, с лицом землистого цвета. Был гораздо талантливее тех, кто подтрунивал над ним. Жена у него была Рая. Он трепетно относился к ней, как Ромео. Последнее время он болел. У него были инфаркты. Ходил я к нему в больницу… Песни его звучали в домах отдыха, где отдыхали писатели, художники, композиторы, московские литераторы. У меня состоялось много авторских концертов, на которых прозвучали его песни, а концерт «Гимн Южному Уралу» с симфоническим оркестром и хором состоялся недавно, перед пандемией».
Прозрачными и чистыми оказались народные источники песенного творчества Михаила Федоровича Шанбатуева. И пусть песни на его стихи льются бесконечно в сердца южноуральцев.