Дмитрий Данилов: «Искусство живо и композиторы в России есть»
В нынешнем году в Санкт-Петербурге стартовал I Международный конкурс композиторов «Новые мелодии», позволяющий молодым и не только композиторам представить профессионалам и публике своё творчество. Организатор конкурса – композитор и хоровой дирижёр Дмитрий Данилов из Санкт-Петербурга, лауреат I Международного конкурса композиторов «Роман-Сладкопевец», автор кантат «На поле Куликовом», «Царский крест» и других произведений хоровой музыки.
– Дмитрий Владимирович, зачем конкурс?
– Он призван дать выход творчеству композиторов в различных жанрах хоровой, вокальной и камерно-инструментальной музыки. В конкурсе нет ограничений по возрасту и по наличию музыкального образования, кроме того – есть отдельная номинация «любители» – для участников, не имеющих среднего и высшего музыкального образования. Наличие такой номинации позволит выявить и поддержать талантливых людей, занимающихся сочинением музыки в качестве дополнительного вида деятельности либо хобби. Кроме того, нет ограничений в вокальной и хоровой музыке – по использованию текстов на различных языках, что позволит сделать конкурс по-настоящему международным, а в инструментальной музыке – по составу инструментов, что позволит вывести на сцену весьма необычные инструментальные составы.
102 композитора из 17 стран прислали на наш конкурс 166 сочинений – и для первого конкурса это результата неплохой.
Не могу сказать, что успел подробно изучить все присланные работы, но по тому, что удалось посмотреть-послушать, достойных сочинений очень много, для жюри выбор был непрост.
Одновременно с объявлением результатов мы открыли имена членов жюри – до этого они держались в секрете. Присланные работы оценивали петербургские композиторы Сергей Плешак и Александр Следин, композитор из Самары Алла Виноградова. Поскольку конкурс был заявлен как международный, то в составе жюри были и иностранные специалисты – польский дирижёр и композитор Войцех Глух, композитор из Аргентины Сантьяго Верос и русская певица из Германии Диана Петрова-Дарнеа.
Жюри I Международного конкурса композиторов «Новые мелодии»
Итоги конкурса порадовали и удивили. В номинации «Любители» лауреатами стали как совсем юные композиторы, которых, будем надеяться, ждёт большое музыкальное будущее – это София Ткаченко из Минска, Мария Попова из Калининграда, а также петербуржцы Лев Альбрехт и Анастасия Хорошилова, так и опытные композиторы-любители – доктора физико-математических наук Дмитрий Гальцов из Москвы и Михаил Ревяков из Санкт-Петербурга, давно разменявшие восьмой десяток и имеющие длинную творческую биографию. Анна Иванникова из Новосибирска выступала на конкурсе с первым своим сочинением, написанным в 30 лет – и заняла с ним первое место, Наталья Баронова из Ломоносова начала сочинять романсы еще позже, в 36 лет, до этого даже не думая о композиторской деятельности, а Сергей Кузьмичёв из Сыктывкара является известным в республике Коми музыкантом, хотя и не имеющим музыкального образования. Вот такие разные музыканты-любители стали лауреатами нашего конкурса.
Биографии композиторов-профессионалов более схожи между собой: пробы сочинения музыки в детстве, учеба в училище, студенчество в консерватории и дальнейшая работа по специальности. Многие наши лауреаты-профессионалы часто становятся лауреатами и дипломантами и на других композиторских конкурсах, их фамилии уже были у меня на слуху – это Вячеслав Зуев из Екатеринбурга, Екатерина Карпенко из Москвы, Екатерина Шатрова из Казани. В то же время достойную конкуренцию опытным композиторам составили студенты музыкальных вузов – так, лауреатами 1-й степени стали студентка Уральской государственной консерватории Вероника Лихачёва и недавняя выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных Анна Маркина. Высоких оценок жюри также удостоились сочинения Александра Соколова из Москвы, Максима Цехановича из Минска и Антона Леонтьева из Екатеринбурга. Ну и особо хочется подчеркнуть, что одним из лауреатов конкурса стал участник из дальнего зарубежья – композитор из Копенгагена, студент Датской королевской академии музыки Филип Кларк. Это важный момент для нашего конкурса – всё же мы позиционируем себя как международный конкурс.
Что же дальше? 30 мая в Санкт-Петербурге, в Белом зале Политехнического университета состоится гала-концерт, на котором прозвучат все сочинения лауреатов нашего конкурса. Состав исполнителей подобрался очень яркий и интересный. Камерный хор «Петербургские серенады» под управлением доцента Санкт-Петербургской консерватории Егора Лосева на протяжении нескольких лет является одним из лучших хоровых коллективов Санкт-Петербурга, регулярно побеждает на престижных международных конкурсах. Струнный квартет «Измайловский», состоящий из недавних выпускников консерватории, все больше покоряет ведущие концертные залы Санкт-Петербурга, регулярно появляется в афишах Филармонии. Другие инструменталисты и вокалисты пусть и не являются медийными персонами и знаменитостями, но являются крепкими профессионалами, мастерство которых заточено в первую очередь под исполнение современной музыки. Также в этом концерте прозвучат сочинения членов жюри и организаторов.
Этим наша работа по поддержке творчества наших участников не ограничится. Мы обязательно будем исполнять сочинения наших участников (не обязательно лауреатов) в концертах камерной музыки в Санкт-Петербурге и других городах России, будем предлагать их в репертуар профессиональным артистам, с которыми мы сотрудничаем. Кроме того, мы планируем учредить ещё один конкурс, теперь уже исполнительский, ориентированный на современную музыку, участникам которого будет предложено исполнить сочинения композиторов-участников I Международного конкурса композиторов «Новые мелодии», а лауреаты этого конкурса будут приглашены для озвучивания сочинений нашего композиторского конкурса следующего года.
Подобные перспективные начинания, на наш взгляд, должны помочь в развитии русского композиторского творчества, поддержать в первую очередь деятельность композиторов академического направления, повысить интерес к их творчеству как со стороны исполнителей, так и слушателей. Кроме того, искусство всегда развивалось от творческих контактов с зарубежными коллегами. Поэтому международные контакты, которые возникнут благодаря нашим проектам (уже в нашем первом конкурсе присутствуют как иностранные участники, так и члены жюри), также пойдут во благо русского композиторского творчества.
– Как складывалась Ваша композиторская судьба? Откуда интерес к сочинению духовной музыки?
– Наверное, не стал бы я заниматься этими проектами, если бы сам не был композитором, творческая судьба которого на данный момент складывается схожим образом со многими участниками нашего конкурса. Я окончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 2004 году по специальности «хоровое дирижирование». Со студенческих лет начал работать в качестве руководителя с любительскими хоровыми коллективами. Несколько лет работал хормейстером в хоре Михайловского театра. Сочинением музыки я интересовался с детства, но первые заслуживающие внимания сочинения появились у меня в студенческие годы. Начинал я с песен и романсов, потом стал сочинять хоровую музыку – благо, во время учебы на дирижерско-хоровом периодически появлялась возможность взять свои сочинения на хоровую практику и даже на государственный экзамен, и таким образом услышать их в исполнении живого хора.
Также со студенческих лет я занимаюсь церковным пением, и в какой-то момент решил попробовать сочинять духовную музыку. В течение нескольких лет я написал полностью Литургию, и поучаствовал с ней в конкурсе «Роман Сладкопевец». В результате моя литургия в 2012 году прозвучала в обоих залах Филармонии в исполнении хора Михайловского театра под управлением моего бывшего руководителя Владимира Столповских. Когда объявили результаты конкурса (я стал лауреатом), Владимир Васильевич был очень удивлён, ведь конкурс был анонимным, и он не знал, кто является автором исполненного его хором сочинения!
Через два года к следующему «Роману Сладкопевцу» я впервые написал сочинение для хора и оркестра – кантату «На поле Куликовом» на стихи А. Блока. Конкурс также был анонимный, и опять я вышел во второй тур. Для исполнения был приглашён Синодальный хор (коллектив позиционировал себя как наследник традиций Синодального хора времен Российской Империи), оркестр «Новая Россия» и дирижёр Юрий Ткаченко. Вроде бы серьёзный состав исполнителей, но исполнение получилось не лучшего качества – видимо, не хватило репетиций. И как следствие, лауреатом я на этот раз не стал. Но всё равно – в первый раз послушал своё сочинение в исполнении оркестра!
Благодаря этому же конкурсу спустя четыре года я написал ещё одну кантату – «Царский крест» на стихи М. Лермонтова, М. Цветаевой и С. Бехтеева (конкурс был посвящён 100-летию расстрела царской семьи). Но, к сожалению, конкурс на этот раз не состоялся, и кантата пока так и не исполнялась – ждёт своего часа. И своего дирижёра! А вообще – мои сочинения пока исполняют не часто, но иногда послушать свою музыку на концертах удаётся. Конечно, это всегда приятное событие!
– Вы состоите в Союзе композиторов?
– Членом Союза композиторов я пока не являюсь. Я обращался в Союз композиторов Санкт-Петербурга, и мне было сказано, что людей, не имеющих композиторского образования, туда не принимают, а мои успехи на конкурсах здесь никого не интересуют. Вот такой формальный подход. В ближайшее время буду пробовать вступить в Санкт-Петербургское отделение Союза композиторов России, вроде бы там более демократичные условия приема.
– Не мешает ли организаторская работа Вашему творчеству?
– Я не вижу проблемы в том, чтобы совмещать деятельность музыканта и организатора. В принципе, всё это деятельность внутри музыкальной сферы. Иногда в жизни надо что-то менять, попробовать какое-то новое дело. Склонность к организаторской деятельности у меня проявлялась всегда, мне это нравится. Конечно, организация конкурса требует довольно много времени, но, поскольку мне это интересно, то занимаюсь этим с удовольствием, а от занятия любимым делом творческая энергия только прибавляется. Так что сочинять музыку продолжаю даже с большей отдачей!
Конкурс «Новые мелодии» – это мой первый самостоятельный опыт в качестве организатора. Но до этого, участвуя в различных конкурсах и фестивалях, я всегда интересовался особенностями их организации, и примерял на себя: если бы я сам проводил фестиваль – что бы я сделал также, а что поменял бы. Я уже много рассказал про конкурсы композиторов, но также я регулярно участвовал в фестивалях со своими хоровыми коллективами. Особенно мне понравилась организация фестивалей «Поющий мир» (Санкт-Петербург) и «Веснушка» (Ярославль). И вот, по образцу этих фестивалей по моей инициативе в городе Ломоносове (это пригород Санкт-Петербурга, в котором я уже давно руковожу несколькими хоровыми коллективами, а несколько лет назад даже переехал туда жить) был организован хоровой фестиваль «Ораниенбаумский вояж». Это трёхдневный фестиваль, проходящий на нескольких концертных площадках – в концертных залах и храмах – города Ломоносова. Словом, мини-«Поющий мир». Фестиваль этот оказался очень востребованным – многие коллективы с удовольствием откликнулись на приглашение принять в нем участие; более того, уже во втором фестивале (в 2019 году) принимали участие в том числе зарубежные коллективы.
Так что опыт участия в организации фестивалей у меня есть, и заниматься этим мне безусловно нравится.
– Вы можете согласиться с утверждением, которое бытует ещё с 1990-х годов, что искусство зашло в тупик?
– Я бы не сказал, что такое утверждение впервые прозвучало в 1990-е годы. Про тупик в искусстве говорили ещё в начале XX века, когда традиционные классические направления в искусстве во многом исчерпали себя и уступили место новым направлениям – символизму, футуризму, модернизму, абстракционизму и т. д. Кто-то усматривал в этих новых направлениях признаки разрушения искусства, кто-то видел в этом пустой эпатаж, зрелище для малообразованной публики. Например, такие показательные «произведения искусства», как «Чёрный квадрат» Малевича или «4'33''» Кейджа (который мы все очень хотели исполнять на экзамене в консерватории) многими воспринимались именно как тупик в искусстве. В итоге, время расставило всё по своим местам – сейчас уже такие «произведения искусства» вряд ли кого-то интересуют сами по себе, а в историю они вошли лишь как характерные эпизоды своего времени.
Разговоры о «тупике» в искусстве возникают каждый раз, когда в жизни общества (и в искусстве, как в его зеркале) происходят существенные изменения. Но эти разговоры не имеют под собой каких-либо серьёзных оснований, ибо искусство – вечно!
Да, оно меняется, у него бывают периоды взлётов, провалов и застоя, но оно будет жить до тех пор, пока жива человеческая цивилизация. Поэтому я могу ответить на Ваш вопрос лишь категорическим несогласием – никакого тупика в искусстве нет и быть не может.
– Какая музыка (исполнители, композиторы) сегодня востребована большей частью слушателей?
– Сегодня у людей есть выбор, и есть информационное поле. Это очень важные характерные черты нашего времени.
До XX века единственной возможностью послушать музыку в исполнении профессиональных музыкантов было личное посещение концертов.
В первой половине XX века появились звукозапись, радио и кино. То есть у людей появилась возможность слушать музыку, не выходя из дома, а у артистов – воспроизводить запись одного и того же исполнения бесконечное количество раз.
Во второй половине XX века радио и телевидение становятся средствами массовой информации. Этим, конечно, активно пользуются организаторы концертов – продюсеры (в прошлом импресарио), – в руках у которых появились инструменты неслыханной мощности.
Развивается шоу-бизнес, задачей которого является не развитие культуры, не выявление наиболее талантливых артистов, а сиюминутная популярность, эпатаж. В каких-то случаях на продвижение тех или иных артистов влияют их личные взаимоотношения с представителями власти, крупного бизнеса и прессы. Информационное поле у людей появилось, но телевидение и радио не предоставили слушателям свободного выбора.
Глотком свежего воздуха стало появление и стремительное распространение Интернета. Появление свободного средства массовой информации, при помощи которого сам артист (композитор, художник, писатель) без посторонней помощи мог бы показать свои работы (или донести идеи) большому количеству зрителей, было необходимо. И у слушателей теперь есть выбор – можно по-прежнему слушать раскрученных по телевидению «звёзд», а можно находить в Интернете исполнителей/композиторов/писателей, возможно малоизвестных, но творчество которых действительно придётся по душе.
К чему такой длинный экскурс? Дело в том, что сегодня, на мой взгляд, нет такого направления в музыке, которое бы нравилось большинству. У каждого направления и стиля есть свои поклонники. Многие люди в разные периоды своей жизни интересуются разными музыкальными направлениями. И, к счастью, сегодня у людей есть выбор.
– Можете ли Вы назвать имена композиторов, которые сегодня могут стоять вровень с советскими композиторами Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, А. Петровым, Е. Мартыновым, Т. Хренниковым?..
– Сейчас невозможно дать ответ на этот вопрос. Наши современники ещё не прошли испытание временем. Ведь явление всегда кажется тем более масштабным, чем больше времени отделяет его от сегодняшнего дня. Недооценка со стороны современников неизбежна. Поэтому сравнивать наших современников с перечисленными Вами композиторами не совсем корректно. И потом – ведь и Шостакович с Прокофьевым, согласитесь, проигрывают в масштабе личности предыдущему поколению композиторов – Скрябину, Рахманинову, Глазунову. А те, в свою очередь уступают Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Бородину и Чайковскому. Это вовсе не говорит о деградации искусства – нет, наоборот – арсенал возможностей современных композиторов гораздо более разнообразный, чем у наших предшественников в XIX веке. Но для того, чтобы стать по-настоящему масштабной фигурой для истории, нужно время.
Вспомните, кто победил в известном телевизионном проекте 2008 года «Имя России». Казалось бы, в XIX и XX веках – периоде расцвета нашей страны – было достаточно много людей, чьи достижения, в первую очередь в области науки и культуры, имели значения мирового масштаба. Однако был выбран полулегендарный персонаж из мрачного средневековья – князь Александр Невский, о деятельности которого достоверных сведений – минимум. О чем это говорит? О том, что время работает на масштаб личности, как увеличительное стекло.
Также и с композиторами. Кто-то из наших современников обязательно станет впоследствии восприниматься как великий. Но сказать, кто именно это будет – сейчас невозможно.
– Какое будущее у русского композиторского творчества?
– Русская земля богата талантами – интересных композиторов много. Главная проблема – интерес к их творчеству. Как первичный – со стороны исполнителей, так и вторичный – со стороны слушателей.
Чтобы понять перспективы русского композиторского творчества нужно понять, как отражалась ситуация в мире и стране на реализации творческого потенциала композиторов.
В прежние времена, когда уже созданной музыки было не так много, препятствий на пути от написания к исполнению музыки было гораздо меньше. Написал оперу, например, Моцарт, или Гендель, или Скарлатти, – её тут же поставили. Сочинил симфонию Гайдн, или Бетховен, – её тут же исполнили. И у нас в XIX веке, когда императорская власть повернулась лицом к развитию русской культуры, вновь написанные оперы и симфонии русских композиторов сразу же исполнялись, а их творчество всячески поддерживалось.
В советские времена возникла потребность в создании новой культуры, ориентированной на советскую идеологию. Старое «буржуазное» искусство во многом отвергалась, поэтому требовались и новые музыкальные сочинения в этом русле. Советскую идеологию в песнях активно воспевали Дунаевский, Блантер, братья Покрасс и другие композиторы-песенники, а в академических жанрах – Хренников, Дзержинский и Шостакович. На творчестве других крупных композиторов тех времён – Прокофьева, Свиридова, Салманова, Щедрина, – печать идеологии заметна значительно меньше, однако и они периодически сочиняли масштабные произведения во славу Советского Союза и его деятелей. Поэтому и другие их сочинения без проблем исполнялись и, как правило, приветствовались.
– В чём, на Ваш взгляд, феномен музыки Георгия Свиридова? Почему она сегодня любима народом, несмотря на то, что почти не звучит в медийном пространстве?
– Свиридов вывел на классическую сцену народные мелодии. Собственно, это не ново, этим же занимались в XIX веке Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин. Но те композиторы одевали народные мелодии в одежду, характерную для своего времени – использовали ритмы, инструментовку, характерную для музыки своего времени. В XX веке изменился состав оркестра, появились новые ритмы – и Свиридов «одел» эти народные мелодии в современную одежду. В этом его прорыв. Ну и еще один важный момент – дух музыки. Как ни старался недавно ушедший из жизни композитор Слонимский писать музыку в фольклорном ключе – у него это получалось только как стилизация. Хорошая, качественная, красивая – но все же стилизация. А вот Свиридов рос в деревне, он народные интонации с детства в себя впитал, – поэтому и вырос великий русский композитор. Кстати, Гаврилин – тоже очень русский и очень любимый народом композитор – он ведь тоже не коренной петербуржец. Большой город определённо мешает корням проявиться – когда земля закована в асфальт, до корней докопаться крайне сложно. А в деревне – там природа, там все живое.
Кстати, почему американские композиторы сразу чувствуются? По корням. Там люди живут в одноэтажных домах, ближе к земле и к природе. Потому и развитие культуры именно там. И доминирует американская культура в Европе потому, что ее корневая система гораздо крепче. А у нас «человейники» строят, людей из провинции выдавливают… Что это даст? Миллионы одинаковых людей, далёких от природы и потому не способных что-либо созидать. Обидно.
Но это о перспективах. А пока вернёмся к истории.
Ближе к концу XX века ситуация изменилась. Интерес к современной музыке академического направления заметно уменьшился, она полностью исчезла из СМИ, а в сознание людей стала внедряться странное утверждение, что искусство зашло в тупик, и главная задача нашего времени – сохранять классическое наследие прежних веков. Не спорю, задача важная. Но искусство живо, только пока оно создаётся. Создаётся нашими современниками. И отвечает на вопросы, которые ставит перед ним именно наше время.
Компенсируя ослабление интереса к творчеству современных композиторов, в музыкальных театрах вместо современных опер начали ставиться классические оперы «в современной постановке». Многие из этих постановок сопровождаются режиссёрскими «находками», в корне меняющими, а часто и откровенно уродующими трактовку классического произведения. На мой взгляд, такая тенденция безусловно разрушительна. Когда режиссёр переодевает Бориса Годунова в Бориса Ельцина или суёт в зубы пушкинской Ольге сигарету, он обесценивает великое наследие прошлого, глумится над памятью выдающихся композиторов и писателей. Если ему хочется показать на сцене картины из современной жизни – надо писать новую музыку, надо обращаться к творчеству современных композиторов!
К счастью, с появлением Интернета стало понятно, что не всё у нас так плохо, что композиторы есть, музыку они сочиняют интересную, но зачастую не имеют выхода на исполнителей. Некоторую помощь в этом как раз и оказывают конкурсы композиторов.
– Удачи Вашему конкурсу «Новые мелодии», а Вам лично – творческих успехов!
Беседу вела Ирина Ушакова