Светлана ЕРЕМЕЕВА. Поспать на батоне

«Хлеб – имя существительное», «Хлеб всему голова», «Хлеб – батюшка», «Хлебом не шутят», «Хлеб – не игрушка» – эти слова старшее поколение впитывало с молоком матери. Да и сейчас они понятны большинству людей.

Хотя… Недавно, например, в пережившем страшную войну городе-герое Сталинграде в крупной торговой сети появились игрушки-подушки в виде румяных батонов. Сделаны они так реалистично, что с первого раза понять, что перед тобой не настоящий хлеб, почти невозможно. Главное отличие, что сложены батоны не на хлебных полках, а в корзинах рядом с памперсами и бытовой химией.

Между прочим, на полках «батоны» не завалялись, а были быстренько раскуплены. Разобрали «выпечку» «под голову, под шею, под поясницу подкладывать или просто такими подушками детям бросаться…» А одна симпатичная дамочка схватила с полки батон и объяснила подруге, как ей будет удобно сидеть на нем в автобусе. Ей будет комфортно сидеть на хлебе…

Судя по тому, что фото подушек-батонов начали активно обсуждать в интернете, продают их не только в Волгограде, но и в других городах. Большинство отзывов все-таки осуждающие:

«Уважения к окружающим, культуры и воспитанности у людей раньше было во много раз больше, чем ныне. Есть вещи, к которым нужно относиться иначе, а не что хочу, то ворочу...»

«Дожили, самое святое превратили в игрушку. Дальше уже край. Люди, остановитесь».

«Прямо напрашивается – пороха давно не нюхали».

«Хлебу – только уважение. В голод и мор это был единственный продукт, который помогал выжить! Кормилец его называли. Наши прадеды и прабабки не выбрасывали даже хлеб с плесенью. Нам, сытым, этого не понять!»

«Удивляемся, какие сейчас дети. А то, что у взрослых ум ослаб, не замечаем. Кто вот это все выдумывает???»

«Никакой чести тем, кто жизни отдавал за кусок в войну, мы теперь играем, оказывается, хлебом спим, мнем, на ноги напяливаем... Народ катится неуклонно вниз»

«Стыдно перед стариками, которые помнят и знают, что такое голод. Дизайнерам этих подушек надо дать прочитать книгу Алеся Адамовича и Даниил Гранина «Блокадная книга», и думаю, что больше такие идеи им в голову не придут».

«Такую войну пережили, всему миру пример показали, как надо человеческое достоинство защищать, а теперь на китайские подушки его разменяли».

«С 90-х годов никто не учит, что такое хорошо, а что такое плохо. И культурных стандартов на уровне государства в сфере торговли нет».

Но были и противоположные комментарии.

«А что в хлебе святого?»

«Это в первую очередь подушка, какая разница, как она оформлена»

«Что ж теперь молиться на батон?».

«Что еще за культ хлеба?».

Некоторые из таких «высказываний» я попросила прокомментировать жителей Волгоградской области.

«Хлеб святой был, когда его руками собирали, а сейчас 21 век. Все машины делают», – отозвался пользователь сети на фотографию подушек, изображающих батоны.

– Не от большого ума человек это написал, – считает глава КФХ хлебороб Сергей Думбров. – Приходи на поле и поработай. Испытай на себе. Тем более, в нашей климатической степной зоне, где хлеб ох каким потом достается. Я 45 лет землю в руках нянчу. И никогда не скажу, что это легкий труд. Все, кто так пишут, видно, немного объелись пирогов. А ведь статус у хлеба особенный, потому что в нашей стране много голодали. И сейчас еще в мире не везде досыта хлебушек едят.

А один пользователь решил сравнить две подушки – в виде батона и акулы: «И батон, и акулу можно использовать для сна или подкладывать под спину в качестве поясничного упора. Только акулу мне приходится сгибать вдвое, чтобы она была упругой. Батон пока что держится – возможно, через какое-то время он тоже станет менее объемным».

Как многое ему мог бы рассказать 96-летний участник Великой Отечественной войны из поселка Кирова Николай Федотович Мастеров! Он мог бы вспомнить о своем голодном детстве, о том, как в войну он попал в страшную мясорубку под Ржевом, где шли кровопролитные бои и где совсем недавно поставили памятник – огромного солдата, превращающегося в улетающих журавлей. Сквозь завесу времени старый фронтовик и сейчас видит своих молодых падающих на поле битвы товарищей. Они умирали за родную землю, а, значит, и за хлеб, на которой его выращивают:

– Одиннадцать детей мы с женой после войны вырастили. Я всю жизнь проработал в поле. Но даже когда хлеба на нашем столе было вволю, ребят учили: крошки не выбрасывайте, смахните в ладошку – и в рот. Хлеб – это труд. Мы другой жизни не знали. Даже с женой через труд познакомились. Степь вместе тушить пришлось, и в одной бочке умывались. Пусть сейчас люди стали лучше жить. Это хорошо. Но хлеб – это не игра. Попробуй раньше из мякиша хлебного слепи игрушку – такую оплеуху от матери получишь. Негоже хлебом шутить…

Вот еще один комментарий: «Подушки и в виде животных делают, но никто же не говорит, что это живодерство, браконьерство или неуважение к животным».

– Так эти игрушки, наоборот, учат добру, – улыбается мама и бабушка Татьяна Бутенко. – Медвежата, лисички воспитывают доброе отношение к животным, развивают представление о них. А вот такие «батоны» я бы внукам не купила. Сегодня дети бросят друг в друга мягкую игрушку-батон, а завтра настоящий – хлеб.

Татьяна с мужем Александром живут в поселке Луговом. Вырастили детей, помогают поднимать внуков:

– Всю жизнь муж работал в поле на тракторе и комбайне. Уходил в 6 утра и к ночи возвращался. Тогда за хорошую работу красный флажок на комбайн прикрепляли. Вот радости-то было! И сын ему рано начал помогать. Было время, что и я штурвальным вместе с мужем работала. Какого-то специального отношения к хлебу мы детям не прививали. Они сами все видели и понимали. Я, например, за свою жизнь ни одного хлебного кусочка не выбросила. И внук в три года уже знает, мусор – в ведро, а хлебушек – отдельно.

Между прочим, современная торговля предлагает даже домашние тапочки в виде хлеба. А в Интернете есть снимки, когда из настоящих батонов ради прикола делают тапки и одевают их на ноги. Можно предположить, что начинается все как раз с таких игрушек. А заканчивается стихами-пирожками (есть у нас сейчас и такой вид «поэзии», в котором не признаются прописные буквы и знаки препинания). Вот как раз один такой горяченький «пирожочек»:

 

а где здесь можно вымыть ноги
спросил маресьев у ребят
и поплотней прижал два свёртка
к медалям на своей груди.

 

Над чем шутим? И когда дошутимся?..

 

Фото предоставлено автором

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2021
Выпуск: 
10