Светлана ЕРЕМЕЕВА. Кому дать леща?

Анна Ахматова в стихотворении «Мужество» заверяла: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово». Эти строки были написаны в 1942 году. И тогда действительно было что сохранять. По роду своей журналистской деятельности мне часто приходилось подготавливать материалы, используя письма бойцов с фронта. В них поражало всё – и каллиграфический почерк, и глубоко почтительное обращение (к матери на «вы», к супруге на «вы»), и грамотность. За редким исключением даже там, на передовой, около смерти, к родному языку относились уважительно – правильно писали слова и расставляли запятые. И это при том, что у многих воинов было всего 7 классов образования.

Сейчас и вузовский диплом – далеко не гарантия того, что человек хотя бы более-менее сносно знает русский язык. Поэтому, чтобы не прослезиться над горе-грамотеями, лучше, как просили раньше на конвертах, ошибки считать за улыбки. Вот и будет повод для смеха. Хоть и сквозь слезы.

К примеру, как вам вот такая реклама рыбного магазина? Яркая, цветная, с красивым изображением плавающих рыб. Видно, что не кустарная надпись, а скорее всего, результат работы какого-то серьезного рекламного агентства, специалистов, так сказать, своего дела. И как вишенка на торте – на голубом фоне над одной из рыб красуется ее название – «ЛЕЩЬ». Не желаете «мягкотелого» леща? Зато хочется дать другого леща – да поувесистее – тому, кто не только не знает правила начальной школы, но даже не удосужился открыть словарь или хотя бы интернет. Впрочем, не исключено, что в «сеть» он как раз мимоходом и заглянул. Во всяком случае, несколько ссылок в интернете тоже выдают слово «лещ» с мягким знаком.

Не зря комментарии в соцсетях в интернете кишат ошибками. А если кто-то пытается их авторам на это указать, его тут же одергивают – нечего тут про грамотность, мы не в школе, здесь пишем, как слышим. И то верно: наш же язык – что хотим, то с ним и делаем, как хотим, так и коверкаем.

– Проблема на самом деле острая и актуальная, – говорит учитель-филолог с многолетним стажем Татьяна Ивановна. – Ошибки кругом: в объявлениях на учреждениях, в официальных письмах, в современных книгах. И ладно бы в книжных издательствах не было корректоров, но на последней странице стоят их фамилии. Хочется взять красную пасту и исправлять, исправлять, исправлять.

– Считается, что сейчас дети пишут безграмотно, потому что не читают книг. Это действительно звенья одной цепи?

– По моему мнению, только отчасти. У меня были ученики, которые читали запоем, но при этом делали массу ошибок. Формирование грамотности – это комплексный процесс. Здесь важно все – и чтение художественной литературы, и учебники, написанные доступным языком с хорошо понятными примерами, и грамотная речь родителей и педагогов. Важно, чтобы учитель сам хорошо знал язык, но и, конечно же, умел в доступной форме донести знания до ученика. Если весь окружающий ребенка социум будет правильно говорить и писать, то ему ничего не останется, как делать так же.

– Какие ошибки чаще всего делали ваши ученики?

– Всех не перечислишь. Ну, например, написание уже набивших оскомину окончаний глаголов «ться» и «тся». Казалось бы, простейшее правило, а как много людей не умеет его применять.

В интернете уже давно популярна такая шутка: «Есть слова, которые ранят. Есть слова, которые убивают. А есть колидор, ихний, текёт, ложит…». Любите и уважайте родной язык. Писать без ошибок – это круто!

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2021
Выпуск: 
11