Дмитрий Данилов о II Международном конкурсе композиторов «Новые Мелодии»

​​​​​​В Санкт-Петербурге планируется проведение II Международного конкурса композиторов «Новые Мелодии». О предстоящем конкурсе мы беседуем с его организатором и художественным руководителем, петербургским хоровым дирижёром и композитором, лауреатом I Международного конкурса композиторов «Роман-Сладкопевец», автором кантат «На поле Куликовом» Дмитрием Даниловым.

 – Дмитрий Владимирович, как Вы оцениваете проведение первого конкурса композиторов «Новые Мелодии» в мае нынешнего года?

– Надо сказать, что первый конкурс удался. Было представлено много интересных сочинений, довелось познакомиться с новой музыкой, новыми композиторами из разных стран и из многих регионов России. Конкурс показал, что композиторское творчество в мире живёт, развивается. 

В первом конкурсе приняли участие 102 композитора из 17 стран. Они представили на суд жюри 166 сочинений. Это хороший результат, учитывая то, что организатор конкурса – частная организация, для которой это, по большому счёту, первое мероприятие подобного уровня, а состав жюри был засекречен до объявления результатов. Ведь всякое бывает – случается, что организатор принимает заявки, собирает вступительные взносы – и исчезает в неизвестном направлении. Поэтому хочу поблагодарить всех участников конкурса за доверие и поддержку.

Членами жюри стали петербургский композитор и хоровой дирижёр, доцент Санкт-Петербургской консерватории Сергей Плешак, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга Александр Следин, доцент Самарского института культуры Алла Виноградова, польский хоровой дирижёр и композитор, преподаватель Высшей школы музыки Гётеборга (Швеция) Войцех Глух, молодой аргентинский композитор и хоровой дирижёр Сантьяго Верос и русская оперная певица из Германии Диана Петрова Дарнеа (присутствие в жюри Дианы позволило подойти к оценке вокальных сочинений с позиции исполнителя, что является важным моментом). Думаю, что такой состав жюри вполне мог бы работать на любом, самом серьёзном композиторском конкурсе. 

Конкурс проводился по двум номинациям: «Любители» и «Профессионалы», и состоял из трёх разделов: «Хоровая музыка», «Вокальная музыка» и «Камерно-инструментальная музыка». Члены жюри отсматривали работы самостоятельно и выставляли оценки. После подсчёта баллов в каждом разделе обеих номинаций авторам трём сочинений, набравшим наибольшее количество баллов, были присвоены звания лауреатов. Победителями конкурса оказались как довольно известные музыканты, члены Союза композиторов России, так и авторы с минимальным послужным списком, а также совсем юные композиторы. Подробнее познакомиться с результатами конкурса вы можете на нашем сайте http://ddagency.org

Все сочинения лауреатов конкурса были исполнены на Гала-концерте, состоявшемся 30 мая 2021 года в Белом зале Политехнического университета. В концерте приняли участие известные петербургские коллективы – камерный хор «Петербургские серенады» под управлением доцента Санкт-Петербургской консерватории Егора Лосева, струнный квартет «Измайловский» – молодой коллектив, но уже регулярно выступающий в ведущих концертных залах Санкт-Петербурга, в том числе в Филармонии; вокалисты и инструменталисты – лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Юлия Боборень, Инна Чемерицкая, Александра Рубинова, Евфросиния Скотникова, Пётр Гайдуков (вокал), Наталия Капустина (флейта), Маргарита Вахрушева (гитара), Юрий Толоконников (балалайка), Станислав Воронцовский (фортепиано). Помимо сочинений лауреатов в гала-концерте прозвучали сочинения членов жюри, и мои – как организатора конкурса.

Сочинения участников конкурса вне зависимости от занятых мест опубликованы в нотном архиве https://ddagency.org/notarchivrus . По мере получения нами согласий от авторов архив постепенно пополняется. Предполагается, что, помимо конкурсных сочинений, в нашем архиве смогут публиковать свои произведения и другие композиторы, имеющие отношение к проведению конкурса – в первую очередь, организаторы и члены жюри. Собирая в одном месте произведения современных авторов, мы создаём свободный ресурс, благодаря которому можно будет популяризировать современную музыку и открывать в ней новые имена. Все это, сделано для того, чтобы у современных авторов была возможность дать своей музыке звучать ещё не единожды. Я считаю, что музыка должна жить.

– Какое новаторство присутствует в Вашем конкурсе?  

– Второй конкурс мы немного сдвинули по срокам – теперь мы принимаем заявки до Нового года, а в январе-феврале Жюри будет отсматривать конкурсные сочинения. Это сделано во многом для того, чтобы и гала-концерт провести на пару месяцев раньше. Конец мая – это, конечно, замечательное время, когда природа вокруг расцветает, когда в Петербург приходит лето, когда Северная столица России отмечает День города, однако многие петербуржцы предпочитают использовать погожие дни для загородного отдыха, поэтому собрать зрителей в концертном зале в это время года значительно сложнее. Поэтому мы планируем провести гала-концерт II Международного конкурса композиторов «Новые мелодии» в апреле 2022 года. Заявки на II Второй Международный конкурс композиторов «Новые Мелодии» принимаются до 25 декабря 2021 года. 

Номинаций теперь будет не две, а четыре. В отдельной номинации будут соревноваться дети – мы решили отделить детское творчество от сочинений взрослых любителей. Ну и будет отдельная номинация для профессиональных музыкантов, не имеющих композиторского образования – таким образом они смогут избежать конкуренции со стороны профессиональных композиторов. То есть условия конкурса стали ещё более демократичными. 

– Какой интерес лично для Вас представляет этот музыкальный конкурс?

– Я, как композитор, чьи сочинения пока исполняются не очень часто, прекрасно понимаю своих коллег-композиторов. Наш конкурс – это возможность для композитора найти путь к исполнителю, а через него – к зрителю. Это и есть главная цель композиторского творчества. 

– Для чего ребёнка учить музыке? Что даёт музыкальное образование даже для тех, у кого нет природных данных, и кто не собирается становится музыкантом?

– Ещё важным дополнением к условиям предстоящего конкурса является появление категории музыки для детей. Многие современные авторы обращаются к этому жанру – детское хоровое и вокальное творчество сейчас очень популярно. Многие родители отдают детей в различные хоровые и вокальные студии, даже если у них нет ярко выраженных способностей и нет задачи стать профессиональными музыкантами. И это здорово – увлекая ребёнка искусством, мы развиваем его эмоциональную сферу, обогащаем мир его души.

Важно в этом намерении не перестараться. Ни в коем случае не стоит отдавать ребёнка без выраженных музыкальных способностей в музыкальную школу – такой ребёнок там будет среди отстающих, а большие нагрузки и завышенные требования преподавателей могут отвернуть его от дальнейшего желания как-либо связываться с музыкой. Гораздо лучше для общего развития подходят хоровые и вокальные кружки в домах культуры и домах детского творчества – там как раз никто не будет требовать «показать результат» – не ставят оценок, не проводят экзаменов, словом – смело ведите детей в ДК и ДДТ, это им будет однозначно полезно. 

 Если посмотреть в исторической перспективе о том, как занимались музыкой с детьми в прежние времена, то в Российской Империи начальное музыкальное образование получали практически все дворянские дети. Учились они у частных педагогов, каждый в своём темпе, в меру своих способностей. Некоторые, особенно музыкальные аристократы, содержали хоры крепостных крестьян, внедряя таким образом образцы высокой культуры в народные массы. К чему все это привело, мы знаем – такого культурного всплеска, как в России XIX – начала XX века история мировой культуры не знала никогда и нигде. 

Как нам сегодня относиться к таким околомузыкальным явлениям, как «творчество» Моргенштерна? Закрывать на него глаза мы не имеем права, у него десятки миллионов(!) просмотров, молодёжь «цепляется» на его «песни», как на опасный крючок. Почему такое стало возможным в современной культуре?  

– При большевиках, когда почти вся русская аристократия была уничтожена либо изгнана из страны, культурную жизнь пришлось формировать заново. Конечно, уровень гуманитарного образования, бывший до революции на запредельно высоком уровне, упал. Соответственно, упал и уровень культуры в стране. Однако советская власть осознавала пагубность духовного падения народа, попыталась компенсировать качество музыкального образования его массовостью. Хоры стали организовываться повсюду, учить петь стали и детей, и взрослых, а важным (а подчас даже основным) элементом репертуара стали песни патриотического и идеологического содержания. Это привело к тому, что культурный уровень нашей страны в советский период пусть и не дотягивал до имперского, но и не был провальным. 

Провал случился в наше время. Если в советские времена академическое искусство поддерживалось властью и телевидением, то после перестройки, исчезнув с экранов телевизоров, стало достоянием узкой группы меломанов. Пёстрый балаган 90-х, очередной раз перенёсший за рубеж значительную часть только-только сформировавшейся советской интеллигенции, существенно ослабил преподавательский состав в учебных заведениях, что пагубным образом сказалось на подготовке кадров, в том числе в области культуры.

Можно по-разному относиться к «звёздам эстрады», ворвавшимся на большую сцену в конце 80-х – начале 90-х, но они, по крайней мере, умели создавать яркие, запоминающиеся образы. А вот выпускники различных «фабрик звёзд» 2000-х – это уже какой-то конвейер обезличенных персон, совершенно не запоминающихся и не различимых. Ну не могу я отличить Билана от Лазарева или Панайотова – хотя уровень вокального мастерства у всех троих очень приличный. А единственному действительно яркому певцу эстрады 2000-х Баскову, на мой взгляд, не хватило серьезного подхода к профессии и вкуса к репертуару – поэтому он и остался в восприятии многих в большей степени комической фигурой, причём не только как оперный певец, но и как эстрадный. Хотя из несостоявшихся оперных певцов иногда получались выдающиеся эстрадные исполнители – вспомним великих Кобзона, Магомаева и Градского. Таким образом и эстрадная культура завела себя в тупик – старшее поколение исполнителей приелось, а новое оказалось безликим.

А молодёжи нужны кумиры! У молодёжи несколько другие представления о предназначении искусства, чем у взрослых людей. Они ещё не могут рассуждать о ценностях высокого искусства, им нужен яркий образ! Вот потому аккуратные, симпатичные, но скучные «фабричные» мальчики проиграли борьбу за популярность андерграунду – люмпенизированному матерщиннику Шнурову и рэперам. На концертах звезд эстрады 90-х, постоянно мелькающих на федеральных каналах ТВ – половина зала свободна, а у Шнурова или Басты – полные стадионы! 

Но ведь и раньше было то же самое! Эпатажные личности всегда привлекали внимание молодёжи! А уже время распределяло, что из этих эпатажных приёмов явилось однодневкой, а что послужило началом нового направления в искусстве. По свидетельствам современников, в начале XIX-го века непристойные стихи Баркова были популярнее великой поэзии Пушкина и Лермонтова. Время (вместе с цензурой) рассудили иначе. В эпоху «Серебряного века» в условиях жесточайшей конкуренции первой задачей молодых поэтов было привлечь внимание громкой неожиданной фразой. «Я люблю смотреть, как умирают дети» – это Маяковский. «Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма» – это Вертинский. Игорь Северянин и Велимир Хлебников экспериментировали со словами, и их рафинированные и утонченные поэзы имели бешеный успех! Это потом уже их объявят великими, а в те времена это были обычные эпатажники, за которыми волочились толпы поклонников и которых жестко критиковали консервативные представители старшего поколения. В музыке то же самое – экспериментаторы Скрябин и Прокофьев были значительно популярнее консерватора Рахманинова, хотя впоследствии этих совершенно непохожих по мировоззрению людей включили в один блок программы по музыкальной литературе.

В ранние советские времена сложилась уникальная ситуация, когда официальная пропаганда поддерживала и развивала именно молодёжные течения в искусстве. Советская массовая песня, этот искусственный и во многом пропагандистский жанр, нашла отклик в сердцах молодежи тех времён, страстно увлечённой идеей строительства светлого коммунистического будущего. Однако такое долго продолжаться не могло, официальная советская культура не предлагала ничего принципиально нового – поэтому начиная с 1960-х годов кумирами молодёжи становятся представители андерграунда – сначала барды, потом рокеры. Барды, кстати, в какой-то степени предтечи нынешних рэперов: яркая поэзия на фоне невнятной музыки. Парадокс – люди слушают музыку, в которой музыки – минимум. Ну а рок-культура – по определению культура протеста, разрушения, поэтому она была ведущей в перестройку и остаётся весьма популярной у жаждущей перемен активной части населения.

Вот и дошли мы до дней сегодняшних. Снова все, что льётся с экранов федерального ТВ, воспринимается как скучный официоз (привет 1970-м), а матерщинник Шнуров собирает стадионы. Бешеная популярность такого персонажа могла бы говорить о том, что уровень культуры в России достиг дна… Впрочем, так показалось не в первый раз, но снизу вновь постучали!..

Моргенштерн тоже матерщинник, но другого плана. Если Шнуров олицетворяет себя с люмпенами, бомжами, алкоголиками и прочими отбросами общества, то имидж Моргенштерна – сынок олигарха, представитель «золотой молодёжи». Он манит своих юных поклонников в мир халявных денег, свободной наркоторговли, беспринципного секса, в мир, где всё покупается и продаётся, где любой вопрос можно решить за деньги. И они верят, что такого образа жизни стоит пытаться достичь, что к этому надо стремиться… Да, какое время – такие и герои… Посмотрим, что из этого выйдет.

– Насколько я могу судить, Ваш музыкальный конкурс уже сегодня даёт направление конструктивной культурной политики страны.

– Возможно я наивен, но – красота все же спасёт мир. Поэтому я за музыку, которую приятно слушать. И в то же время написанную современниками и отражающую наше время. Такую музыку найти сложно, но возможно. Именно этим и занимается конкурс «Новые мелодии». Всё же это утверждение действительно во все времена: главное в музыке – её величество Мелодия!

 

На заглавном фото - Дмитрий Данилов

 

Беседу вёл Анатолий ВЛАСОВ

Project: 
Год выпуска: 
2021
Выпуск: 
12