Валентина СЕМЕНОВА. Пять дней и вечеров в мире Достоевского
200-летие со дня рождения великого русского писателя было отмечено на театральных сценах Иркутска спектаклями по его прозе, лекциями и студенческим конкурсом чтецов. Организатором творческих встреч «Достоевский. Театр. ХХІ век» стал Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова под руководством директора Анатолия Стрельцова, при активном участии завлита Татьяны Довгополой и всего коллектива театра.
«Будто сегодня написано!»
С циклом из трёх лекций: «Современный Достоевский», «Китайская ваза русской судьбы Настасьи Филипповны» и «Загадки Карамазовых» выступила Ольга Юрьева – доктор филологических наук, завкафедрой гуманитарно-эстетического образования Педагогического (ныне в составе ИГУ) института.
Опытный преподаватель и единственный в Иркутске крупный специалист по Достоевскому призналась, что перед занятиями каждый раз перечитывает его произведения и каждый раз открывает для себя что-то новое. И делится своими находками со студентами на фоне меняющегося времени. Это сразу почувствовали слушатели и отнеслись к лекциям с большим интересом.
Не буду останавливаться на первой теме – само название говорит за себя. Достоевский – современен. Достаточно привести отрывок, взятый лектором из его «Дневника современника» («Одно совсем особое словцо о славянах»), где Достоевский пишет о склонности славян к предательству России. «…Чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освободившимися…», они «объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью, что от властолюбия России они едва спаслись», и будут «высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови…» и т. д. И вот реакция зала, увидевшего эти строки на экране: как будто сегодня написано!
Название второй темы – интригующее. Наложение образа роскошной китайской вазы на судьбу и характер героини романа «Идиот» Настасьи Филипповны, вазы, которую не хотел, но разбил князь Мышкин, может кому-то показаться смелым и неожиданным. Но аналогия рождается из самого текста, не из выдумки, и потому будит воображение, заставляет задуматься хотя бы над тем, так это или не так? А значит, вызовет желание обратиться к страницам романа.
Лектор остановилась на женском вопросе, который очень волновал общество во времена Достоевского. Как же писатель высказался на этот счёт? Главное в его идеальных женских образах – любовь и жертвенность. Стремление сравняться с мужчиной пагубно отражается на женщине, поскольку её ум идёт от сердца. В браке жена уважает мужа за его духовный мир, и это идеальная семья. Что касается женщин инфернальных, т. е. роковых, где соединяются святость и порок, то для рационального ума мужчины таковые непостижимы (Настасья Филипповна из «Идиота», Грушенька из «Братьев Карамазовых»).
Вывод из наблюдений: мужской мир и женский мир – это разные миры, и они не могут сойтись полностью. Тут требуется не только любовь, но компромисс и взаимоуважение.
К слову, о разности миров двух половин человечества. Тема весьма актуальная именно теперь, в ХХІ в. На наших глазах набирает ход искусственное создание третьего пола: не только «он» и «она», ещё и «оно»! И это новый, невиданный бунт человека против матушки-природы. И как это сочетается с ростом экологического движения на планете? Не пришло ли время защищать природу не только от человека неразумного, но и вместе с человеком разумным, желающим следовать своему естеству? Разве это не парадокс: сохранять живую природу и при этом рушить такую же живую природу человека? Не лучше ли всё-таки быть последовательными и стремиться к гармонии целостного бытия, не подталкивая человечество к самоуничтожению? Достоевский предостерегал именно от этого.
Третья лекция Ольги Юрьевой – о загадках «Братьев Карамазовых». Их немало, и они притягивают читателей уже полтора столетия. Самая первая зашифрована, по мнению литературоведа, в эпиграфе к книге, и это предвидение судьбы братьев.
– Смысл эпиграфа в том, что все Карамазовы как носители гибельной для национального бытия карамазовщины должны погибнуть, чтобы возникла «новая жизнь». Они и погибнут – о чём писатель намеревался рассказать во втором томе романа, который не успел написать.
В лекции также прозвучала мысль о том, что каждый из братьев Карамазовых – выразитель определённого типа русского человека, о характере которого писатель сказал очень много, в том числе: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
Всё меньше философии, всё больше визуализации
Мила Денёва – московский театровед и критик, кандидат филологических наук, заведующая литературной частью Российского академического молодёжного театра (РАМИ). Тема её лекции – «Достоевский: театр в романе и роман в театре». Был сделан обзор наиболее знаковых, на её взгляд, спектаклей по Достоевскому с начала ХХ в. до самых последних лет, т. е. примерно за столетие.
Вначале был дан ответ на вопрос, почему театр любит ставить Достоевского. Потому, что в его прозе закодирована драма, пьеса, огромное диалоговое пространство, ремарки. Каждая сцена – как готовый спектакль.
Первая постановка – режиссёр Владимир Немирович-Данченко, «Братья Карамазовы», 1910 г. Инсценировка из двадцати картин, лучший состав актёров. Минимум декораций, уход от зрелищности и никакого быта. В итоге – всеобщий фурор и понимание: можно ставить романы на сцене!
После перерыва (тема православия у Достоевского не вписывалась в идеологию революционных лет) первые постановки возобновились лишь к концу 1950-х. Театровед напомнила о том, как в 1958 г. Георгием Товстоноговым был поставлен «Идиот». Как долго не могли найти артиста на роль главного героя, князя Мышкина, и как нашли в никому неизвестном в то время Иннокентии Смоктуновском. И он не только прекрасно сыграл – он и сам рос как мастер с этой ролью, оставив в себе что-то от неё навсегда.
Потом был «Брат Алёша» по «Братьям Карамазовым» режиссёра Анатолия Эфроса (1972), другие спектакли. Выделены работы Сергея Женовача с 1995 по 2011 г. – режиссёра, наиболее успешно сочетающего новые подходы с внимательным отношением к слову Достоевского.
Чем ближе к нашим дням, тем необычнее театральные версии. По словам лектора, всё меньше философии, всё больше визуальных форм. Так, режиссёр Максим Диденко в 2015 г. ставит «Идиота» в Театре наций как пластический спектакль в жанре клоунады-нуар. Создатели спектакля опирались на Достоевского, давшего полную свободу режиссёрам ещё в 1872 г., вплоть до перемены сюжета, с сохранением лишь первоначальной мысли автора!
Ещё более свежий пример: тоже «Идиот», режиссёр Андрей Прикотенко (2019). Герой спектакля – Лёва Мышкин, 1991 года рождения. Это уже сочинительство, текст переписан режиссёром. В центре – взаимоотношения кланов с Рублёвки и инопланетянин-хипстер (хипстеры – часть богемной молодёжи типа стиляг или хиппи в современном антураже. – В.С.). Настасья Филипповна – девочка-подросток, они с Лёвой Мышкиным – из «поломанного детства».
Недоверчивый вопрос из зала:
– А это – Достоевский?
Ответ:
– Да. Герои сохранены.
Ещё больше вопросов вызвали спектакли Константина Богомолова (2013, 2016) «Карамазовы», «Князь» (театр Ленком). По словам Денёвой, это тот самый случай, когда берётся идея Достоевского, но режиссёр изменяет сюжет. При этом происходит интеллектуальное разъятие текста Достоевского, и оно сродни действию патологоанатома. Богомолов не идёт в вертикаль, он показывает падение праведного, пролом в стене церкви…
На вопрос, можно ли рекомендовать старшеклассникам спектакли Богомолова, последовал ответ, что не нужно. Надо иметь этическую базу, чтобы вступать в диалог с режиссёром Богомоловым.
И словно отвечая на следующий, незаданный, вопрос: а если зритель имеет эту самую этическую базу, то сможет ли он вообще смотреть такой спектакль? – лектор пояснила:
– Здесь режиссёр апеллирует к ответственности зрителя. Если не готовы – лучше не ходить. В этом случае идут не на Достоевского, а на режиссёра Богомолова. – И посоветовала. – Надо заглянуть на сайт, посмотреть видео и решить, идти или нет.
Совет хороший, стоит взять на заметку, коль таким разнообразным стал современный театр.
Лекция была содержательной и полезной. Через театр яснее увиделось, как менялся духовный строй человека от эпохи православия до эпохи общества потребления, какую огромную ответственность ныне берёт на себя режиссёр в трактовках классики. И эту ответственность делит с ним зритель, определяясь в своих предпочтениях!
К концу лекции среди вопросов и ответов прозвучала фраза: «Театр не обязан воспитывать». И она заставила задуматься. Да, уже не раз приходилось слышать от поборников современной драмы: театр не средство воспитания, а средство самопознания зрителя. Но… Но это же никак не вяжется с нынешним провалом именно в воспитании! Уже однажды было решено снять со школы обязанность воспитывать детей – дескать, этим должны заниматься родители. Уже закрылось по стране немало театров юного зрителя, профтехучилищ и педагогических вузов, и что же мы получили? Не стоит перечислять все потери, если дело дошло до расстрелов, учиняемых подростками в учебных заведениях.
Реальность такова: родителям некогда заниматься воспитанием своих чад в полной мере. Все силы уходят на то, чтобы создать ребёнку необходимые материальные условия для жизни и учёбы – уроки проверить некогда! И потому, отправляя детей в школу, библиотеку, музей, театр, секцию, родители надеются, что там как раз помогут направить их в лучшую сторону.
Что же предлагает современный театр вместо воспитания в духе разумного, доброго, вечного? Так, модным стало вовлечение-погружение зрителя в действо на сцене (как правило, эпатирующее) во имя самопознания и под началом режиссёра – надо полагать, крупного специалиста-психоаналитика. Однако игры со зрителем скорее напоминают взлом сознания с неведомой целью – вместо облагораживания чувств!
В общем-то всё это очевидно, но как однажды заметил писатель Сергей Залыгин, труднее всего доказывать именно очевидное. Разве неясно, что молодой режиссёр, который отказывается от духовно-нравственной философии Достоевского, пропускает в нём главное? Очевиден и культурный запас режиссёра, недополученный вовремя, и увлечение театральной модой…
Но оставим упрёки – молодость и эксперимент всегда идут рядом. И хочется верить: однажды обратившись к Достоевскому, возмужавший режиссёр ещё на раз-другой перечитает его книгу и поставит на сцене то самое, без чего этот писатель непредставим.
Пророк в библейском понимании
Беседа о. Евгения (Старцева), настоятеля иркутского Михайло-Архангельского Харлампиевского храма показала, что тема «Достоевский и православие» волнует многих. И неудивительно: рассматривать творчество писателя вне религии просто невозможно.
О. Евгений очертил жизненный путь Достоевского и его приход к глубокому осознанию необходимости православной веры, после того как на эшафоте перед казнью по делу петрашевцев ему было объявлено о помиловании, замене смертного приговора на каторгу и ссылку. Там, в Сибири, он и обратился к Евангелию.
Священник напомнил слушателям, что такое пророк в библейском понимании. Это тот, кто предсказывает будущее. И предостерегает от ошибок. В этом направлении шёл и Достоевский. Пророческим был роман «Бесы», в котором писатель предсказал грядущие революционные потрясения. Бесы победили, по словам о. Евгения, наша православная страна потеряла свой уклад и свои основы. Но бесов всегда можно обвинить, а что же мы? Достоевский настаивает на ответственности каждого за то происходящее вокруг. С бесами надо бороться прежде всего в себе.
Обращаясь к творчеству писателя, священник говорил о том, что именно благодаря обращению к духовному миру человека, находя через этот мир ответы на главные вопросы, Достоевский и стал «писателем номер один» во всём мире: «Когда мы повторяем слова "Тут дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей" – я радуюсь, что у нас есть такой писатель».
Касаясь темы «Достоевский и театр», о. Евгений заметил: тема может насторожить, церковь не поддерживает лицедейства. Но русский театр обращён к душе, и это важно. Всё зависит от того, понимает театр Достоевского или нет. И отрадно, что наш академический драматический стремится идти по пути понимания.
Как представителю православной церкви, о. Евгению приходится духовно надзирать над тюрьмами Иркутской области. Приступая к этому служению, он прочитал «Записки из Мёртвого дома», произведения Солженицына и Шаламова, и пришёл к мысли, что «Записки» положили начало тюремной литературе, хотя в них и не уделено большого внимания характеру каторжанина. Под влиянием Достоевского, по признанию о. Евгения, им и группой тележурналистов ГТРК «Иркутск» был создан документальный фильм «Колея» для подростков и против преступности.
– И Пушкин, и Гоголь, и Достоевский нам необходимы, потому что у них взгляд на человека через религиозность, – сказал в завершение беседы о. Евгений и ответил на вопросы слушателей.
Истины Достоевского устами ТЮЗа им. А. Вампилова
и Театра кукол «Аистёнок»
Согласно программе на нескольких сценах ИАДТ прошли три спектакля иркутского драмтеатра: «Идиот», «Брат Иван», «Игрок» и два московских: «Сон смешного человека» театра «У Никитских ворот» и «Кроткая» театра «Комната № 4». По одному спектаклю представили ТЮЗ им. А. Вампилова – «Мальчики» и театр кукол «Аистёнок» – «Дядюшкин сон» (тоже Иркутск).
После спектаклей проходили обсуждения с участием режиссёров, актёров, московского театрального критика М. Денёвой и иркутского литературоведа О. Юрьевой.
Мила Денёва рассматривала постановки с профессиональной театроведческой точки зрения, подробно высказывая свои оценки и пожелания. Ольга Юрьева ставила перед собой один вопрос: насколько удалось театрам передать дух прозы Достоевского на сцене? И пришла к выводу: большинство создателей спектаклей справились с такой задачей достаточно успешно.
Коротко остановлюсь на одном, как раз связанном с воспитанием.
На сцене ТЮЗа им. А. Вампилова – «Мальчики» по «Братьям Карамазовым». Инсценировка Виктора Розова, режиссёр-постановщик иркутянин Александр Гречман.
И режиссёр, и актёры сумели передать мир подростков. Мир, в котором остро переживается несправедливость в отношениях людей, и уже видны, по словам Ольги Юрьевой, и характеры, и будущие судьбы грядущей революционной эпохи.
Удались трудные роли. Это и роль Лизы – артистка Анна Терехова создала образ больной девушки, с резкими перепадами в настроении, когда даже мать устаёт от её капризов (артистка Елена Константинова); и роль отставного штабс-капитана Снегирёва, из тех типичных для Достоевского персонажей, кто не смог справиться с тяжёлыми жизненными обстоятельствами. Его отчаянье и шутовство, при скрытом внутреннем благородстве, колоритно выразил артист Сергей Павлов.
Особенно современно прозвучал один из мотивов спектакля. Это общение Алёши Карамазова с гимназистами. В нескольких сценах отображено стремление старшего помочь младшим разобраться в себе, направить их души к добру. Сердечное участие в сочетании с требовательностью – это же пример идеального наставничества, так необходимого сегодня! Достоевский, а вместе с ним и театр точно попали в едва ли не самую главную проблему действительности – проблему воспитания.
Очень хотелось бы, и надо постараться, чтобы спектакль «Мальчики» посмотрели как можно больше подростков. Пусть они войдут в мир духовных ценностей Достоевского и убедятся: эти ценности не устарели.
***
Редкое событие этих дней – мировая премьера в иркутском театре кукол «Аистёнок». Её осуществила приглашённая из Беларуси постановочная группа (режиссёр Игорь Казаков, художник Ольга Дворовая) по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Жанр спектакля определён как сентиментальная комедия.
Для зрителей стало открытием, насколько незаурядным чувством юмора обладал писатель, которого привыкли воспринимать как автора серьёзного, философски углублённого. Феномен деспота в театре кукол представлен особенно наглядно. Когда актриса Анастасия Усольцева, исполняющая роль Марии Александровны, по очереди перебирает в руках кукол-персонажей, мы видим, как легко может деспот управляться с человеческими судьбами. И только два персонажа находятся выше той низости событий, что развернулись в городе Мордасове – это князь К. и Зиночка. Князь в исполнении народного артиста России Владимира Яковлева подобен кукле, но всё же он живой человек. Актриса Дарья Юртаева, в роли Зиночки, работает с самой высокой куклой, за которой не видно актрисы – и это знак, что её душа и внешний образ неразделимы.
Ольга Юрьева, побывавшая на спектакле, отметила, что жанр кукольного действа абсолютно адекватен художественной природе повести.
По информации Ирины Чернышевой
В завершение осталось сказать: встречи с Ф.М. Достоевским, чьё имя в своё время Валентин Распутин назвал стоящим не в первом ряду имён мирового значения, а над этим рядом, – крайне своевременны, а потому и необходимы. 200-летие со дня рождения русского гения – повод ещё раз обратиться к его идеям и пророчествам, а вместе с тем к духовным скрепам, которые могут быть спасительны для России в трудную годину.
И это возможно только в одном случае – если мы примем его личный опыт острой борьбы с тёмными силами, запечатлённый в слове, соединим со своим опытом и ощутим впереди свет добра и силу любви. Не единственный ли это способ преодолеть опасность самоуничтожения человека на планете Земля?..
На илл.: Сцена из спектакля «Идиот». Сцены из романа Ф.М. Достоевского. Постановка – Геннадий Шапошников