Ирина КАТЧЕНКОВА. Путешествие сквозь пространство и время

О книге Павла Крылова «Секретное оружие выборгского фогта»

Мы живём в «эпоху нескончаемых перемен» и парадоксов. Например, множество издательств работают бесперебойно, но среди завалов «мужских» и «женских» детективов, триллеров, «фэнтези», постмодернистских бредней и тому подобной продукции на пути к вдумчивому читателю неизбежно теряются по-настоящему увлекательные и полезные книги. Да поди ещё узнай, где их можно отыскать! Их не встретишь на полках самой крупной книготорговой сети «Буквоед». А на страницах литературных газет и журналов нет никакой рекламы. Часто автор вынужден распространять большую часть невеликого тиража на презентациях, которые сам же и организует.

Мне повезло. Я побывала на встрече с автором одной из таких редких книжек, приобрела и прочла её.

Прежде всего хочу отметить профессионализм автора. Павел Валентинович Крылов пишет о людях Раннего нового времени (действие происходит в XVII веке) со знанием дела – он историк-медиевист, кандидат наук. Это очень важно! Некоторых писателей без базового образования и должного прилежания, без консультаций со специалистами куда только не уносит полёт неуёмной фантазии! То, по их мнению, участники Северной войны распевают песни-стилизации Александра Городницкого, то на столе русского боярина появляется картофель (а почему не помидоры-черри?), то жителей Нижнего Новгорода кличут новгородцами, а жителей вечевой республики зачем-то «переобувают» в лапти… Исторические ляпы заполонили и современный кинематограф. Примеров не привожу, потому что, как говорится, «имя им легион». Да и отклоняться от темы не хочется.

Итак, первое достоинство исторической прозы П.В. Крылова – достоверность. Мы вслед за автором и его героем – учёным-естествоиспытателем, дипломатом, врачом Урбаном Йерне[1] – путешествуем по Ингерманландии XVII века, встречаемся с самыми разными людьми той далёкой эпохи – от юной пасторской дочери Малин до выборгского коменданта, от ропшинского байора Тимофея Аминова[2] до викария Маттиаса Саламниуса – это тоже исторический персонаж, религиозный поэт, писавший на финском языке… Надо сказать, в очень увлекательном путешествии сквозь «пространство и время» пытливый читатель узнает много нового для себя. Ведь Ингерманландия, она же Ингрия, она же нынешняя Ленобласть – перекрёсток различных культур и этносов.

К сожалению, для многих наших земляков и современников допетровская история этих мест остаётся то ли белым, то ли чёрным пятном. Не говоря уже о сказках, песнях, легендах, которые слагались ингерманланландцами – а ведь это тоже интереснейший культурный пласт! И вот в книге Павла Крылова Маттиас Саламниус знакомит гостей пастора Монтануса с «байками» местных финнов о таинственном бароне-колдуне Пунтусе – так в памяти тогдашних жителей нашего края, страдавших от множества русско-шведских войн, отложились сведения о полководце и основателе рода Делагарди Якобе Понтусе. Автор знакомит нас и с другими легендами, например, о стрелах королевы Филиппы, одной из которых владел комендант Выборга Кнут Поссе…

Эти «преданья старины глубокой» помогают нашим современникам погрузиться в контекст эпохи. Ведь для людей семнадцатого века реальная история часто виделась сквозь дымку легенды, а вера в чудеса была почти не поколеблена грядущим век спустя «царством разума и здравого смысла». Недаром посол Швеции во Франции поручает своему секретарю Йёрне секретную миссию – разыскать в Выборге древний, но действенный артефакт, который помог бы «королю-солнце» ЛюдовикуXIV (союзнику шведского монарха) одерживать победы в новых европейских войнах… В поисках «секретного оружия» герой книги и приезжает в Выборг, попутно побывав и в местах своего детства.

Досадно, что Урбан Йерне по воле автора много размышляет и наблюдает, но почти не говорит и практически не отклоняется от заданной ему «траектории». Потому образ главного героя получился, мне думается, не вполне живым и полнокровным. Да и общается он всё по делу и с мужчинами. Дамы и барышни находятся на обочине повествования и в «одиссее» Урбана не принимают никакого участия. Это немного странно. Известно ведь, что женского общества Йерне не чурался, и был трижды женат.

Хочется отметить и хороший литературный язык. Книга легко читается. Она не перегружена лишними деталями и терминами. Но вот с именами… Ладно, «король-солнце» российским любителям истории известен хотя бы по романам Дюма-отца. Увы, история Швеции в современной школе изучается фрагментарно, и многие выпускники знают из правителей её только ярла Биргера да Карла XII. Если речь идёт о Густаве-Адольфе, «северном льве», который практически неизвестен широкому кругу читателей-неисториков, то было бы полезно хоть несколько страниц посвятить ему и Столбовскому миру 1617 года. Иначе ведь неискушённый современник вряд ли быстро и самостоятельно разберётся, откуда в шведском королевстве появились «байоры» с русскими фамилиями. Нелишними были бы сноски, поясняющие кратко, кто такие Оливер Кромвель и Карл II Английский. Оно, конечно, интернет в помощь, но и во «всемирной паутине» можно запутаться, да и ошибки в Википедии нередки.

В целом я прочла книжечку с великим удовольствием. Огромное спасибо Павлу Валентиновичу Крылову за художественное осмысление исторических реалий Ингерманландии XVII века. Кроме того, автору прекрасно удалось передать ауру и тревожно-таинственную атмосферу того давнего времени. Ещё раз повторю: очень мало издаётся сейчас достойных книг вообще, а художественно-исторических – тем паче.

Вообще, история – это ненаписанный роман, если не эпопея. Многие люди и сюжеты так и остаются пока «погребёнными» в архивах, потому что не нашлось человека, счастливо соединяющего в себе дар писателя и знание учёного, который решил «оживить» «тени забытых предков». Надо сказать, в «прежни годы» такие подвижники бывали – назову Д.М. Балашова, В.М. Глинку. В их книгах есть эффект соприсутствия авторов, которые настолько погружались в излюбленную эпоху, словно могли непринуждённо путешествовать в прежние века на машине времени. И книга П.В. Крылова порой приближается к этим образцам. Дай Бог, она будет не последней! Таинственных и загадочных страниц в истории нашего края немало. А перо у Павла Валентиновича лёгкое.

Кто-то спросит: ну, а что ж за секретное оружие такое было у выборгского фогта? Смог ли его обнаружить Урбан Йерне?

Отвечать не стану. Читайте – узнаете!

 

На заглавной илл.: Урбан Йерне – шведский учёный, дипломат, естествоиспытатель.


 

 Купить можно здесь

 

[1] Урбан Йерне(1641-1724) – шведский врач, химик, металлург, естествоиспытатель. Считается отцом-основателем химической науки в Швеции. Был врачом короля Карла XI.Родился на территории нынешней Ленинградской области – то есть, этот человек – наш земляк! Его отец был пастором в Ниене.

[2] Дворянин русского происхождения на шведской службе

Project: 
Год выпуска: 
2022
Выпуск: 
3