Александр ТАРАСОВ. Русское поле Валентина Сорокина

Поэта время не бывает безмятежным

 

Как Россию невозможно вообразить без её вековечного символа-красы — берёзок, так и наш народ абсолютно нельзя представить без выразителей его души — поэтов.

Думается, можно считать аксиомой, что поэта время не бывает безмятежным. И, как правило, именно под таким знамением жизни складывается неповторимый творческий путь у каждого выдающегося мастера художественного слова.

 

Век поэта — грозное мерило,

Всё, что есть в душе,

Не утаю.

Мне Россия сердце подарила,

Я его России отдаю!

 

Воспринимающуюся в качестве принципиальной позиции бойца литературной передовой, эту крылатую строфу написал наш замечательный современник — поэт Валентин СОРОКИН, представитель поколения детей войны, сын доблестного фронтовика.

Уроженец Южного Урала — башкирского хутора Ивашла, Валентин Сорокин появился на белый свет 25 июля 1936 года в многодетной семье. Родители воспитывали у своих чад уважение к труду, ратничеству и любовь к исконно народным культурным традициям. Мать-крестьянка Анна Ефимовна была любительницей фольклора, а ещё помнила премного стихов. Отец-лесник Василий Александрович чудом уцелел в опаснейших фронтовых переделках, однако получил шесть ранений.

Рано начавший взрослеть, выпускник семилетки Валентин Сорокин в 14-летнем возрасте покинул отчий дом и поступил в челябинское ФЗО № 5 — школу фабрично-заводского обучения. Помогая семье, десять лет отработал на Челябинском металлургическом заводе, где был оператором электрокрана в мартеновском цехе. Одновременно молодой труженик окончил вечернюю школу и горно-металлургический техникум, а ещё одарённый уралец посещал литобъединение «Металлург».

У Валентина Сорокина, будущего руководителя Высших литературных курсов (в 1983—2014 годах; ВЛК сначала были в ведении Союза писателей СССР, а впоследствии стали действовать при Литературном институте имени А.М. Горького) и признанного организатора в творческом цехе — сопредседателя правления Союза писателей России и заместителя председателя исполкома МСПС (Международное сообщество писательских союзов), первые публикации появились в районной, а затем в областной периодической печати. В 1957 году стихи многообещающего дебютанта вышли в свет в альманахе «Уральская новь», а вскоре, в 1960-м, в Челябинске издали и первую книгу Валентина Сорокина «Мечта».

Из опубликованного в книге участника обороны Москвы Юрия Прокушева «И неподкупный голос мой… : Поэты России» (Москва: «Современник», 1989 год) очерка «Огонь и ветер России»:

«…Когда думаешь о судьбе Валентина Сорокина, еще и еще раз убеждаешься: у поэта должна быть своя биография, в том числе и трудовая, рабочая. <…>

Поэтическая юность Валентина Сорокина озарена огненными всполохами металла. <…> В годы бесхлебного военного детства в дружной, многолюдной семье Сорокиных, осененной и крестьянским серпом, и рабочим молотом, проходил будущий поэт первые университеты жизни…».

В 1962-м Валентин Сорокин в Москве поступил на учёбу на Высшие литературные курсы, и в том же году был принят в Союз писателей СССР. Одним из тех, кто рекомендовал уральского поэта «пламени отваги» в СП страны, стал прозаик и военный корреспондент Леонид Соболев — кавалер боевых наград, автор знаменитой книги фронтовых очерков и рассказов «Морская душа» (1942 год).

По окончании ВЛК член СП СССР Сорокин стал деятельным участником литературной жизни в советской державе. Первый серьёзный опыт в этом смысле он получил в 1965—1967 годах, когда заведовал отделом поэзии в саратовском журнале «Волга». Затем, в 1967—1969 годах, возглавлял отдел очерка и публицистики в московском журнале «Молодая гвардия», а с 1970-го по 1980-й являлся главным редактором столичного издательства «Современник».

Наряду с напряжённой редакторской работой в указанных творческих коллективах и энергичной педагогической деятельностью на ВЛК, Валентин Сорокин неустанно продолжал заниматься непосредственно трудом художника-сочинителя. Выплавленные в безостановочном горячем литературном процессе и прошедшие закалку временем, произведения поэта запечатлели с грандиозным масштабным охватом эпохальные события и увековечили в чеканных строках легендарные исторические личности нашего Отечества.

А разве не поразительна в произведениях Валентина Сорокина, витязя литературы, деталировка обстановки и обстоятельств, включая и картины грозного лихолетья Великой Отечественной, которые будто воочию встают перед глазами читателя. Вот одна из таких поистине поэтических былей сына защитника Родины — стихотворение «На Волховском фронте», написанное в 1987 году:

 

Рытвины, траншеи, ветер, ветер

Пролетает из конца в конец.

Не отсюда ль, молча, на рассвете

В рукопашную шагнул отец?

 

Грело солнце мартовское вяло,

Чёрный лес придерживал пургу.

И лежал он долго,

кровь стекала

И следы твердели на снегу.

 

И уже почти  под небесами

Мать моя почудилась ему,

Молодая, с карими глазами,

Восьмерых примкнула к одному:

 

— Ты куда собрался и попутно

Всех бедой надумал угостить?

Воевать и умирать не трудно,

Тяжелей детей твоих растить! —

 

Древний Волхов не плескал волною,

Не качали плёсы лебедей.

Это было с ним, а не со мною,

Я сегодня старше и седей. <…>

 

«Певец «русской античности» — так озаглавлена напечатанная в «Литературной газете» в № 29 за 21-27 июля 2021 года статья Лидии Сычёвой о Валентине Сорокине. В этом ярком материале, посвящённом рубежной вехе в жизни Валентина Васильевича — его 85-летию, автор размышляет о наполненной удивительными знаками и совпадениями жизни юбиляра:

«…Ощущение причастности к великим и трагическим событиям русской истории сопровождало поэта с детства. Отец — солдат Великой Отечественной, разведчик. На Ленинградском фронте военная судьба свела его с Георгием Жуковым, и он на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к полководцу Победы.

В этом факте — один из истоков, «ключей» к написанию Валентином Сорокиным драматической поэмы «Бессмертный маршал», ставшей высшим проявлением его эпического таланта…».

Приведу фрагмент из названного произведения, которое создано во второй половине 1970-х годов, но полностью было опубликовано лишь в 1989-м:

 

...Земля моя, ты — избавленья меч,

Ты — жизнь,

Ты — совесть высшая на свете,

Ты — русская чарующая речь,

Мы за тебя,

Мы, русские, в ответе.

Мы за тебя привычно постоим,

Наперекор страданиям и мукам,

И впредь стоять незыблемо своим

Мы повелим

И сыновьям,

И внукам! <...>

Москва, Москва,

Работа и бои.

Лишь позови — в любую непогоду <…>

Опять пройдут через огонь и воду

Сыны твои

И дочери твои!

 

Как же не подчеркнуть, что довелось и Валентину Васильевичу пообщаться с Маршалом Советского Союза Георгием Константиновичем Жуковым (1896 — 1974), четырежды Героем Советского Союза и кавалером двух орденов «Победа». В своём очерке «Возвращение в молодость» Валентин Сорокин поведал и об этом особо памятном для него событии:

«Цикл моих стихов опубликовала газета «Правда». Сижу в «Молодой Гвардии», погруженный в рукопись — рабочая дисциплина у нас строгая. <...>

Вдруг раздаётся телефонный звонок. Беру трубку.

— Кто у телефона? Сорокин?

— Сорокин.

Голос красивый, властности нет, но дисциплинированный, сразу настраивающий на серьёзный лад.

— Валентин?

— Да.

— Это Жуков Георгий говорит.

Внутренне я онемел! Сам маршал Победы мне звонит!

— Сколько вам лет?

Я ответил.

— Ну, какой ты ещё молодой! — Меня это тронуло — на «ты» со мной говорит. Как с товарищем.

Жуков продолжает:

— Я прочитал твои стихи, мне они очень понравились. Приглашаю тебя в гости. Приезжай к нам! Домой. Я на даче, — и он сказал мне адрес.

Как я был взволнован! Пообещал, что приеду. А после — засмущался!.. Для меня маршал Жуков — на недосягаемой высоте. До сих пор жалею, что не поехал тогда к нему.

Уже в то время я думал над поэмой «Бессмертный маршал». Но поэма — одна не пишется. Всегда вокруг главного замысла появляются стихи, записки, наброски, размышления.

Мой отец, уральский лесник, воевал на Волховском фронте в разведке. Когда Жуков прибыл на Ленинградский фронт, папа сопровождал его и свиту. Жуков шёл через поле, земля была тронута первыми заморозками. И отец заметил — Жуков собранный, с мощной волей, след каблуков его сапог чётко впечатывается в землю.

Папа вернулся с войны инвалидом, весь израненный. Портрет маршала Жукова висел у него над койкой. И перед смертью папа мне Жукова «завещал». «Папа, почему?» — «Я с ним войну прошёл, он ни разу меня не предал».

Поэма, как правило, посвящается сильной личности, герой поэмы — человек, необходимый народу, времени...».

Кстати будет сказать, Валентин Сорокин за поэму «Бессмертный маршал» в 2000 году был удостоен Международной премии имени М.А. Шолохова.

Среди творческих высот Валентина Васильевича — и поэмы «Дмитрий Донской», «Евпатий Коловрат», а также и ряд других произведений.

Душа поэта болит и скорбит о горьких, безвозвратных потерях:

 

…И только — для мысли и боли

Глазам и душе в аккурат

Откроется русское поле

Немыми холмами утрат.

 

Своим многогранным литературным трудом и активной гражданско-патриотической позицией Валентин Васильевич убедительно доказывает, что поэт в России — это прежде всего воин Слова. И очень характерно символично-знаковое название-призыв одной из книг Валентина Сорокина — «Где твой меч?» (Стихотворения, поэмы. — М.: «Алгоритм», 2006).

Следует хотя бы упомянуть, что отдельный большой пласт в творчестве Валентина Васильевича — публицистика. Его книга «Крест поэта» (М.: «Современный писатель», 1998) безоговорочно стала явлением для современной литературы. В этой документально-публицистической работе-исследовании рассказывается о Сергее Есенине, Павле Васильеве, Борисе Корнилове, Николае Рубцове и других трагических погибших поэтах. Перу Валентина Сорокина принадлежит и серия очерков о соратниках по творческой стезе — писателях и поэтах. В частности, он создал цикл литературных портретов фронтовиков — писателей Юрия Бондарева, Ивана Шевцова и Ивана Акулова, поэтов Егора (Георгия) Исаева, Михаила Львова, Сергея Викулова и других.

В «Обращении к читателю», которое датировано 26 марта 2014 года и предваряет публикацию подборки стихотворений Валентина Сорокина «Верю и люблю!..», автор высказывается как на духу:

«Надо так любить свою Родину и так готовить себя к жизни, к испытанию своей судьбы, которая дана тебе Богом, чтобы — если потребует трагедия Родины — встать на её защиту и умереть за неё. Без этого не будет никогда творческой удачи и масштаба ни у кого. Это самое главное и святое — любовь к Родине! Только это делает жизнь — Жизнью!».

***

 

В завершение, как венец к этой публикации о лауреате премии Ленинского комсомола (1974 год, за книгу поэм «Огонь») и Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1986 год, за книгу стихов «Хочу быть ветром») Валентине Сорокине, — ещё одна цитата из его мужественной, сражающейся лиры: «…Русь моя, судьба моя и доля, / Речка, / тополь, / ветер и утёс, — / Это я шагаю через поле / К лебединой заводи берёз!..».

Илл.: Валентин Сорокин на своём юбилейном творческом вечере в Центральном Доме литераторов в Москве. 2011 год. Фото автора

Впервые опубликован в газете «Петровка, 38», № 15, 2022

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2022
Выпуск: 
4