Станислав ЗОТОВ. Александр Вампилов: любить и прощать человека
85 лет со дня рождения Александра Валентиновича Вампилова
«Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать», – в этой фразе драматурга весь Вампилов, это – краеугольный камень его философии, и мысль эта чисто христианская.
Такое утверждение может показаться парадоксальным, ведь мы знаем, что Александр Вампилов рос в атеистической советской семье сельской учительницы Анастасии Прокопьевны Вампиловой (в девичестве Копыловой), завуча школы в иркутском посёлке Кутулик. Женщины уважаемой, несмотря даже на то, что в начале 1938 года её мужа, директора этой школы Валентина Никитича Вампилова, очень заслуженного педагога, ещё с дореволюционным гимназическим образованием, арестовали органы ежовского НКВД. И он был расстрелян по абсурдному приговору «тройки», как, к несчастью, водилось в то время.
В послесталинскую эпоху все подобные бессудные и потому абсолютно преступные по сути своей приговоры были отменены и невинные жертвы террора оправданы. Но жестокая память осталась, и на этой жестокой памяти выросло всё поколение наших диссидентов, типа Солженицына, которые, надо признать, внесли немалый вклад в разрушение и обличение своей родной страны.
Драматург Александр Вампилов разрушителем и «обличителем» никогда не был и к этому не стремился. Его и при жизни называли ангелом. И такой ангельски светлый, хотя и не без глубоко затаённой печали, взгляд на современного ему человека, просматривается буквально с первых же его произведений. А начал он писать очень рано – со студенческой скамьи. Даже первая его одноактная пьеса (1962 г.) называлась «Двадцать минут с ангелом». Он и потом, в дальнейших своих драматургических произведениях, был словно не суровым и беспощадным мастером по отношению к своим героям, а их ангелом-хранителем – он жалел своих героев, это ясно становится каждому, кто внимательно вчитывался в текст его трагедий. Да, именно трагедий, пусть иногда автор называл свои пьесы даже комедиями, но это такие же «комедии», что выходили и из-под пера учителя Вампилова в драматургии – его кумира Антона Павловча Чехова. Комедии со слезами на глазах.
Никогда при жизни Александр Вампилов не проявлял себя как религиозный человек. Сколько я прочитал воспоминаний его друзей и современников, но нигде я не нашёл упоминания о какой-либо религиозности их товарища. Саша Вампилов был обыкновенным советским парнем, увлекался самодеятельным театром и игрой на гитаре, спортом не занимался – был освобождён по причине сердечной недостаточности, отчего и в армию призван не был. Эта затаившаяся болезнь по молодости не давала себя знать, но после нанесла драматургу неожиданный и роковой удар, приведший его к гибели накануне своего 35-летия...
Вампилов окончил в 1955 году школу в родном Кутулике и сразу стал поступать в Иркутский государственный университет на филологическое отделение, он твёрдо был уверен, что станет писателем. Поступил только в 1957 году. И откуда в нём появилась эта уверенность? – Видимо, наследственные гены, не иначе. Ведь отец его, по национальности бурят, был широко образованным человеком, из той небольшой когорты национальной бурятской интеллигенции, которая имела корни своей учёности в многовековой буддистской традиции. В предках Вампилова по отцовской линии были буддистские священнослужители – ламы. Дух примирения и спокойного, всё понимающего взгляда на душу человеческую у Вампилова во многом, идёт и от этих корней.
А с материнской стороны, а мать Александра была чисто русской женщиной, у него в роду – православные священники. Воспитывала маленького Сашу в детстве его бабушка по матери, глубоко православная женщина Александра Африкановна, дочь священника. Разве всё это не сказалось на формирование внутреннего мира будущего писателя и драматурга? – Не могло не сказаться. И хотя внешне молодой студент филфака ИГУ, комсомолец и активист (а как же!), уже начинавший публиковаться в университетской газете, был простым и свойским советским парнем пятидесятых годов – времени «оттепели», начала покорения космоса и великих строек социализма (одна Братская ГЭС в родных краях Вампилова чего стоит!), всё же рожденное в его душе вольно или невольно начало проявляться и в его творчестве.
Я удивляюсь, как не видят евангельской подоплёки в сюжете уже первой большой пьесы Вампилова «Прощание в июне», написанной автором в 1964 году. В ту пору Вампилов ещё бегал корреспондентом иркутской комсомольской газеты «Советская молодёжь» (позже он дослужился до ответственного секретаря этого издания).
Кратко напомню фабулу этого произведения. Студент последнего курса биофака Колесов, талантливый и перспективный, все ему прочат аспирантуру, влюбляется в молоденькую 19-летнюю Таню, как на грех – дочь ректора университета Репникова. Случается так, что Колесов вступает в резкий конфликт с ректором, ведёт себя вызывающе, к тому же попадает в милицию по хулиганской статье, в общем – ему грозит отчисление из университета и это перед самой защитой диплома! Но молоденькая дурочка Таня Репникова влюбляется по уши в лихого студента с гусарскими повадками и готова даже уже бежать из родительского дома к своему возлюбленному. И тогда ректор университета предлагает Колесову сделку: ему дают возможность защититься и получить диплом, но он должен бросить Таню... Мало того, папа Репников доходит до того, что обещает Колесову, которого в душе терпеть не может, даже место в аспирантуре! – но опять же – если он откажется от своей любви...
В душе героя кипят шекспировские страсти: быть или не быть (любить или не любить!). Но подоплёка здесь у Вампилова гораздо глубже: я дам тебе все царства мира сего, только поклонись мне... Так сатана искушает Христа, а Христос отвергает эти его происки: «Не искушай Господа своего!» Но Колесов не Христос и он соглашается на сделку... Совершается своего рода грехопадение героя, в глазах любимой он становится подлещом. Предать любимую – то же, что предать Бога, ведь Бог – это любовь... Таня отворачивается от Колесова, а он мучается, страдает душевно, раскаивается в своём поступке, в припадке отчаяния рвёт так дорого доставшейся ему диплом... но любовь уже не вернуть. И всё-таки Вампилов добр, он жалеет и прощает своего героя, так как понимает, что слаб человек и не всегда может преодолеть искушение. В последней сцене к обречённо стоящему у дома Тани совершенно морально уничтоженному Колесову выходит его возлюбленная. Он пробует заговорить с ней, но она с презрением проходит мимо. Однако – останавливается в трёх шагах и не уходит... Возможно, любовь победит?.. Вампилов всегда оставляет надежду на лучшее для своих запутавшихся героев. Он их любит и прощает, как ангел.
Пьеса «Прощание в июне» стала, кстати говоря, единственной полноценной пьесой Вампилова, которая ещё при его короткой жизни была широко представлена на театральных подмостках СССР. При его жизни в 8 театрах, в разных городах страны она шла с большим успехом. Но не в Москве и не в Ленинграде – в театральных столицах. Хотя сам Вампилов не раз выезжал в Москву, вёл переговоры с театральными деятелями, но на него наши снобы от искусства смотрели с подозрением, называли «бурятом», а произведения его считали провинциальными. Интересно, что в Бурятской автономной республике его не ставили как раз потому, что считали «русским», а его творчество не национальным бурятским.
А Вампилов тем не менее писал новые пьесы и каждая из них теперь считается шедевром. Все его пьесы ныне экранизированы, по ним (и не раз!) сняты фильмы. Лучшей из экранизаций Вампилова является лента «Старший сын», снятая в 1977 году с прекрасными актёрами в главных ролях – Евгением Леоновым в роли отца Сарафанова, Николаем Караченцовым в роли его «сына» Бусыгина. Там же снимались Михаил Боярский, Светлана Крючкова – звёздный состав!
А ведь сюжет пьесы, по которой поставлен фильм, однозначно имеет в своей основе библейскую притчу о блудном сыне. Это замечено давно и не требует доказательств. Но как её осветил Вампилов? К старику-отцу, музыканту Сарафанову, недовольному своими детьми, вдруг является его старший сын, который пропадал Бог знает где и вдруг – нашёлся. И хотя сын этот неродной ему, а только выдаёт себя за сына Сарафанова, но драматург представляет нам всё дело так, что эти двое действительно становятся родными друг другу людьми и приблудный нищий студент, безотцовщина Бусыгин находит себе отца, а старый, разочарованный в жизни музыкант обретает старшего сына, как свою надежду и опору. Любовь, родственная любовь и симпатия побеждают все косые взгляды и всю злобу мира сего. Такую пьесу мог написать действительно ангел, имеющий в сердце христианскую любовь.
А вот самая знаменитая, самая спорная вещь Александра Вампилова – пьеса «Утиная охота», над которой драматург работал несколько лет, не раз переделывал, сомневался, разочаровывался. Пьеса принесла ему много неприятностей, попала под подозрение властей по идеологической части. Это пьеса о жизни и судьбе морально опустошённого человека, она до сих пор не понята и должным образом не раскрыта.
В главном герое Зилове одни видят продукт эпохи «застоя», другие разочарованного «героя нашего времени», сравнивая его с лермонтовским Печориным, третьи просто откровенно отрицательного социального типа, полностью разложившегося алкоголика и тунеядца.
Но на самом деле Зилов – одержимый человек. Так в христианстве называют людей, попавших под власть злого духа, они одержимы бесом. В их исконно хорошие, светлые души вселяется чужая злая воля – бес, и начинает управлять ими. И они совершают странные и непонятные с точки зрения нормального человека поступки: ругаются с ближними и знакомыми людьми, безумствуют, оскорбляют женщин, обижают друзей, строят пакости у себя на службе, и при этом они сами не понимают, что с ними происходит, чего они хотят. А на самом деле ими управляет злой дух, и он доводит их до черты самоубийства, что собственно ему и надо, ибо душа самоубийцы идёт в ад. Такова «утиная охота» силы зла, где душа человеческая – утка, попавшая в силки сатаны.
Отсюда и название этой пьесы и постоянно звучащий в ней мотив вот этой самой утиной охоты. Охоты сил зла на человека. Это очень глубокая пьеса. Сам автор, кажется, не мог оценить, какой пласт он копнул, на какие темы вышел. До таких вещей не поднимались ни Чехов, ни Горький, к ним подступался Леонид Андреев, но почти сошёл с ума, как и его предшественник несчастный Всеволод Гаршин. Такие пласты мог поднять, разве что Достоевский, но Достоевский столько испытал в своей жизни! Александр Вампилов был молод, а он уже по силе своих вещей и таланту выходил в классики, чего не было ни у Достоевского, ни у Толстого. Какая-то удивительная, брызжущая светом гениальность проявилась в этом скромном сибирском пареньке, русском человеке, но с типично монгольским лицом, унаследованным от отца, потомка буддистских лам.
Такому человеку надо быть осторожнее при жизни, силы зла на каждом шагу ставят ему капканы. Но он ведь был молод! 19 августа 1972 года ему должно было исполниться только 35 лет! И вот 17 августа он вместе со своим другом писателем Глебом Пакуловым отправился на лодке на Байкал, ловить омуля, которым он хотел угостить друзей, что должны были сойтись на его день рождения. А место для ловли они выбрали не очень удачное – это у посёлка Листвянка, там, где могучая Ангара вытекает из полноводного Байкала. Лодку закружило сильным течением и понесло в створ Ангары. Неожиданно топляк – плывущее под водой бревно, ударил в днище хрупкой посудины. Лодка встала на дыбы и перевернулась.
Рыбаки оказались в студёной байкальской воде. Некоторое время они держались на воде, цепляясь за края перевернувшейся лодки. Но так долго продолжаться не могло, вода уж больно была студёной! «Держись за лодку, – крикнул Вампилов Пакулову, – а я поплыву к берегу, позову помощь!» – и он поплыл. И он доплыл до берега. Не правы те, кто говорят, что он утонул, нет, он выбрался на берег, но весь уже посинел и хватался за сердце. Он упал на прибрежный песок и умер – больное от рождения сердце не выдержало нагрузки и остановилось... Этот диагноз подтвердили после врачи.
Теперь на месте смерти великого драматурга стоит памятный камень, и могучая Ангара несёт воды Байкала к великому Северному океану, океану нашей судьбы!