Александр БАЛТИН. Он был поэтом космоса
165 лет Константину Циолковскому
На фото: Константин Эдуардович Циолковский (5 [17] сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния – 19 сентября 1935, Калуга)
Фиалковый космос Циолковского бел и абсолютно счастлив: но мы не видим его таким…
Дранная внешняя жизнь, глухота – из-за скарлатины, предельно обострившее внутреннее зрение, и… когда у него открылось третье око?
Не доказуемо, но сам писал о слове рай, начертанном в облаках, которое лицезрел чётко: дан был знак, а подобные получают только посвящённые.
Он жадно пил из чаши познания – естествознания, ему не пришло бы в голову, что он голодает, он пил и пил, приходя к мирам, стоящими за формулами, и к тем, что должны быть, если есть человечество…
Домик на берегу Оки, река близка, и как хорошо – по замёрзшей, на коньках!
Когда он шёл по улицам, мальчишки, улюлюкая, бежали вслед – впрочем, возможно, это просто штамп, сопровождающий каждого учёного чудака.
Он шёл и шёл: изобретая механизмы, ракеты, толкуя о том, что казалось невозможным, сочиняя философские и научно-фантастические книги.
Атом счастлив – значит, после смерти будете счастливы и вы.
Он был поэтом космоса, и слышал его вибрации: так поэт слышит запредельные созвучия, переводя их в строки, оперенные рифмами.
Он декларировал свой полный материализм, выше, чем у Спинозы, при этом не объясняя, какую материю имеет в виду.
…возможно, творимую духом?
Ведь он утверждал, что всякая частица Вселенной обладает отзывчивостью, аналогом души, а когда так – какая уж тут материальность?!
Почему-то кажется, он ведал об антиматерии, требующей совсем других единиц измерения, он ведал – вероятно – о каких-то особых формах материальности, сложно постижимых на том этапе времени, когда он жил.
Вся Вселенная жива.
Циолковский – панпсихист.
Он предполагает наличие цивилизации мыслящих камней, и описывает путешествие на Луну так, будто оно случилось.
Возможно, он предполагал, как энергией мысли можно запускать корабли.
Если бы Королёв не встретился с ним, выход человека в космос был бы невозможен [так быстро].
Христа Циолковский называл Великим Учителем, предполагая, сколь много космического, выше обычного человеческого разумения заложено в стихах Евангелий.
Циолковский не всем поделился, что знал: порою давая намёки на области столь тонкие, что любая тонкость рядом с ними будет земляной, толстой, едовой.
Можно ли питаться солнечной энергией?
Земля – колыбель, так определял Циолковский, но нельзя же прожить в колыбели всю жизнь.
…великолепные системы, где три разноцветных солнца и вращение планет происходит по усложнённым траекториям, что создаёт особую наполненность жизни.
Мыслящие существа, форм которых мы не предположим.
Рационализм Циолковского был столь же высок, сколь и мечтательность, и сочетание оных и определяло его феноменальную личность.
Он был изобретателем: но плодами изобретений воспользовались будущие поколения.
Занятны постсоветские попытки его разоблачать – исходящие от людей, не представляющей тысячной доли того, что ведал Циолковский.
Его материализм был религиозного толка – случается и такое.
Он знал подлинность происхождения материи; и дыхание сфер ощущалось за каждым его изложением мысли.
Он описал свою жизнь в «Автобиографии» – сухо и чётко, полновесно и правдиво.
Не привязанный к земному, он много преподавал: это был просто заработок.
Он не мечтал о клане учеников, понимая, насколько немногим сумеет передать полученные им данные.
Как полученные?
И из учебников, конечно, но и – по каналам, которыми могут пользоваться немногие.
Дар мистика и дар физика совмещались в личности Циолковского, рассматривавшего космос, как единый, абсолютно счастливый, вечный организм.
И нам всем великий муж обещал счастье…
…возможности сил, определяющих личность человека, мы представляем слабо: фейерверк цветов: не считая оттенков, определяющих качества превосходит земные возможности цвета (Гёте, почитавший, что он единственный, кто познал тайну оного, как показало время, заблуждался)…
Краски Циолковского: фиолетовая, снежно-белая, золотая.
Вероятно, он никогда не испытывал одиночества (не в смысле жены и детей) – какое одиночество может чувствовать человек, соединённой с глубиной бездны: но – световой…
Он был в ней, и делился её дарами.
Формулы раскрывались садами, и маячившая за ним сущность проникновения в тайны тайн, обольщала…
…разные памятники: вот сероватая глыба в Москве, на фоне взмывающей вверх ракеты – район ВДНХ, любимое место гуляния москвичей.
Вот маленький – в Калуге: на улице, превращённой в прогулочную: Циолковский стоит около велосипеда, на котором так любил кататься.
Вот он же, в окружение зелени кустов, с Королёвым, выглядящим в большей степени мечтателем, нежели калужанин (или в Боровске родился Циолковский?)… осталось не ясным…
Много памятников, марок, монет.
В Союзе из него сделали культ, переведя жизнь его в сплошную материальную плоскость.
А она была – сплошной объёмной конструкцией, сложнее сложного, с поэзией космоса, алхимией мысли, дерзновением мысли, с которым мало кто сравнится.