Дмитрий МЕЩАНИНОВ. Макакин беспредел на Гибралтарской скале
Путешествие / На илл.: Гибралтарская скала, современный вид
27 декабря 1977 года… С моря административный центр заморской территории Великобритании городок Гибралтар поражает своими миниатюрными размерами. Он невольно напоминает театральную декорацию, потому что виден весь и сразу.
Ярко-синяя морская вода… К ней отвесно обрывается 426-метровая Гибралтарская скала… Нижняя часть ее западного и южного не очень уж крутых склонов украшены белоснежными квадратиками домов и раскидистыми зелеными кронами сосен.
На Скале (так англичане предпочитают называть свое владение) с площадью всего в шесть с половиной квадратных километров проживает более 30 тысяч жителей… Это люди разных национальностей. И все до одного считаются подданными Великобритании.
…От причала, где в 13.00 пришвартовался «Лермонтов», пешком совсем недалеко до видавшей виды крепостной стены. Прошли под ее арочными воротами. И оказались на неширокой центральной улице Гибралтара.
В нижних этажах малорослых домиков сплошные кафеюшечки, магазинчики, ресторанчики. Все они украшены многоцветными гирляндочками, шариками, фигурками… Все-таки Новый год на носу. Хотя плюс 10, ну и снега у них, естественно, не предвидится.
Смотреть здесь вообще-то нечего… Скала и макаки – единственные местные достопримечательности, чем за неимением других очень гордятся гибралтарцы.
Гибралтарская скала – это, по сути, каменный муравейник, созданный людьми и природой… Длина подземных тоннелей превышает 50 километров. Здесь более 100 самых разных по размеру пещер.
Одна из них находится на уровне море на восточном склоне… Знаменита пещера Горхэма тем, что археологи обнаружили в ней свидетельства пребывания неандертальцев около 30 тысяч лет назад.
Если перейти на западный склон скалы и подняться на триста метров, то вы окажетесь у входа в самую большую пещеру Святого Михаила… Когда-то в ней обитали первобытные люди. И они оставили нам на память наскальные рисунки с изображением горных козлов.
В более поздние времена разным народам, владевшим Гибралтаром, она служила военным укреплением. А во времена Второй мировой войны англичане обустроили в ней военный госпиталь… Впрочем, он им так и не понабился.
Сегодня в пещеру Святого Михаила с удовольствием идут туристы. Поскольку, с одной стороны, больше особо и некуда. С другой – в ней все-таки красиво… Просторно. Высокие своды. Большие сталактиты, подсвеченные разноцветными прожекторами.
Скала гордится и Мавританским замком… Мавры владели Гибралтаром в общей сложности более 700 лет. Начали они его строить еще в начале VIII века. Когда закончили, то каменная стена с башнями, бастионами протянулась от вершины до морского побережья.
На сегодняшний день сохранились высокая башня Памяти, Надвратная башня с куполообразной крышей и некоторая часть толстенных крепостных стен… Вот ведь как когда-то строили, на века!
Строительными достижениями мавров, понятно, воспользовалась Великобритания, когда в конце-то концов захватила Скалу… На ее северной стене на высоте 411,5 метра и сегодня находятся стародавние пушки батареи Рок-Ган.
Такие же когда-то торчали из амбразур-пещер отвесного склона, смотрящего на Гибралтарский пролив… Из них англичане палили по французам и испанцам во время «Великой осады» Гибралтара в 1779–1783 годах.
По соседству с пушками на вершине имеются и мощные за броневыми щитами крупнокалиберные орудия на поворотных лафетах с обстрелом в 360 градусов… Они применялись во времена Первой и Второй мировых войн.
Словом, чего только нет на знаменитой скале. А где, законно спросите вы, вторая местная достопримечательность – обезьяны... Да здесь же. Вокруг, куда ни посмотри. Они давно и надежно оккупировали всю верхнюю часть горы.
Больше того… Гибралтар – единственное место в Европе, где в естественных условиях природы живут дикие (или уже полудикие) бесхвостые берберские макаки. Они-то и есть здешние «коренные жители».
Когда и как занесло их на скалу? Этого никто толком не знает… Возможно, давным-давно в компании с арабскими воинственными полчищами, захватившими Пиренейский полуостров.
А может, права легенда… Она гласит, что когда-то Гибралтар был связан с Африкой подземным переходом длиной более 24 километров. По нему макаки вроде бы по собственной инициативе и передислоцировались сюда из Марокко.
Как бы там ни было… Сегодня обезьяны прекрасно себя чувствуют на скале. Живут в полном здравии и благополучии. Официальная служба их кормит и подлечивает при необходимости. Поэтому менять место жительства они, понятно, категорически не желают.
…На обочине узенького шоссе, где пройдет лишь одна легковая машина, стоит внушительных размеров щит. Он инструктирует людей-посетителей, как вести себя на территории «коренных жителей» Гибралтара.
Во-первых... Категорически запрещено чем бы то ни было кормить обезьян. Поскольку они находятся на полном государственном довольствии. Посему получают в достатке все, что полезно для здоровья, и что им по вкусу.
Во-вторых… Даже болтливым и сверхлюбопытным туристам в обязательном порядке следует соблюдать мертвую тишину. Передвигаться плавно. И ни в коем случае не делать резких движений.
Иначе приматы или очень обидятся, или сильно испугаются… И тогда, скорее всего, кого-нибудь обязательно на всякий случай или укусят, или в отместку утащат что-нибудь из вещей.
С одной стороны, однако, даже самую строгую инструкцию, как показала история человечества, тот или иной гомо сапиенс непременно нарушит… С другой – никто толком не знает, что творится в головах диких обезьян. И что они могут натворить в любой момент.
Короче. На подшефной территории берберских макак на скале произошло следующее… Поначалу все шло тихо-спокойно. Туристы, словно воды в рот набрав, заторможено шагали. Осматривали достопримечательности, боясь пошевелить и пальцем.
Обезьяны не обращали на нас ни малейшего внимания. И занимались своими обыденными делами… Ветераны преспокойно прогуливались по крепостным стенам. Молодежь с шумом-визгом носилась друг за другом везде, где только можно и нельзя.
Коренным образом изменила ситуацию непутевая девица… Забыв о главном пункте инструкции, она достала из кармана красивое яблоко. И продемонстрировала его «коренным жителям» Гибралтара.
Макаки от мала до велика тут же застыли-замерли. И, облизывая губы, уставились за аппетитный фрукт. Каждой, естественно, хотелось первой получить угощение… Всех опередила взрослая опытная обезьяна.
Она элегантно запрыгнула на плечи девицы. И решительно вырвала у нее из руки заветное яблоко… Прыжком вернулась на крепостную стену, где устроила на глазах сородичей и туристов публичную трапезу.
Тут-то и начался на Гибралтарской скале форменный макакин беспредел… Они прыгали на плечи людей. Строили прямо-таки ангельские мордашки. И с удовольствием фотографировались.
Но за все, как известно, надо платить… Поэтому или обезьянку надо угостить чем-нибудь вкусненьким. Или она будет сидеть на тебе вечно. Поскольку ее, намертво зацепившуюся когтями за одежду, оторвать практически невозможно.
Зарисовки с натуры… Почтенного возраста туристка с макакой на плечах дает ей орешек. Она его с треском схрумкала. Но никуда уходить не собирается. После еще одного и даже конфетки – тоже. Что делать?
Даме советуют поступить так, как все остальные в аналогичной ситуации… Она с трудом нагибается и бросает прямо на землю очередную конфетку… За ней мгновенно бросается обезьянка, а туристка с победным выдохом разгибается.
…На крышу остановившейся под щитом машины прыгает сплоченная группа макак. Они сгибаются в три погибели. И протягивают лапы в кабину, требуя лакомства… Полный провал, однако, все окна синхронно закрываются.
…Маленькая обезьянка у кого-то выцыганила большой банан. К ней тут же подскочили сестрички-братишки и потребовали поделиться добычей… Та ни в какую. Завязалось, само собой, ожесточенная драка.
Побоище прерывает самая большая макака с весьма свирепым взглядом – судя по всему, вожак стаи… Крупными желтыми зубами она хватает за холку поочередно каждого склочника. И ожесточенно трясет до тех пор, пока тот не осознает своей вины.
Воспитательная работа в конце-то концов заканчивается. Все участники потасовки разбегаются кто куда, а большой банан остается нетронутым лежать на земле… Обезьяна-командир берет его. Очищает кожуру и с удовольствием уплетает.
Забирается на крепостную стену. Строгим взглядом оглядывает окрестности. И командирским голосом издает пронзительный вопль… Макакин беспредел тут же прекратился. На Гибралтарской скале снова воцарилась тишина и спокойствие.
Никого из туристов, как выяснилось, обезьяны не укусили. Ни у кого ничего не уперли… Да и скорее всего, если бы не девица с яблоком, все вообще прошло без сучка без задоринки.
…Ровно в полночь «Лермонтов» ушел из Гибралтара. Через пару дней мы должны дойти до Мадейры, где и встретим Новый год…