Ольга ЛАНСКАЯ. Пространство жизни и смерти в повести Натальи Лосевой «Три дня до Нового года»

Лосева Н.В. Три дня до Нового года / Н.В. Лосева; пред. С.Ю. Николаева. — Тверь: Издательство Тверского государственного университета, 2021. — 127 с. [c илл.: худ. Е.В. Виноградова]

Повесть Натальи Лосевой «Три дня до Нового года» возвращает читателя в прошлое, заставляет задуматься о сложных вопросах бытия. Это книга, которая показывает, что в жизни есть много горя, страданий и что выдержать все испытания поможет человеку только вера, надежда и любовь.

 Пространство текста открывается точным определением времени: «До Нового года оставалось три дня. Это был необычный год – 2000-й». Автор говорит о времени как периоде перемен, ожиданий. Упоминаются 90-е, но точкой отсчета является 1986-й.

 Новый год в тексте не просто время. Он символизирует в произведении границу между жизнью и смертью, верой и безверием, поэтому время в тексте воспринимается как бытовое, историческое и бытийное. Это делает проблемы, исследуемые в произведении, весьма актуальными, заставляет задуматься о дне сегодняшнем.

Пространство, в котором разворачивается действие в повести, больница. Она для героев произведения становится домом, воспринимается как своеобразная модель мира. Это пространство скорби, в котором каждый человек вновь переживает свое прошлое.

Для Надежды, одной из главных героинь повести, место ее пребывания объясняется через сновидения, которые видит больная женщина. Реальность в ее воображаемом мире символична: «Картины сновидений иногда усугублялись завыванием отопительных труб. Этот вой – то далекий, то глухой, то угрожающий, близкий – был похож на тот, что по ночам издает волчица. Та самая Акбара, голосившая по своим волчатам», символический и образ из романа Чингиза Айтматова «Плаха». В имени собственном Акбара соединены представления о величайшей материнской любви, жертвенности, страдании, связанном с потерей детей, болью, которую потом вечно испытывает живое существо, лишившееся ребенка.

Вой волчицы возникает в те мгновения, когда героиня сама чувствует боль или когда понимает, что может потерять Лерку, девочку, которая «почему-то за короткое время <…> стала для нее близкой и родной».

Одновременно Акбара начинает олицетворять вину. Надежде кажется, что волчица растерзает ее, возникает ощущение, «как будто это она во всем виновата». От гибели героиню спасает шаг в пропасть, полет в неизвестное.

Через образ Акбары пространство воспринимается как трагическое. Оно расширяющееся, бескрайнее, вобравшее в себя все горе женщины, у которой умер ребенок: «Как будто это она (Надежда. – О.Л.) выходила в поле, и ее вой, разносимый ветром, то бился о железобетонные дома, то терялся где-то вдали». Волчица в этом поле уподобляется горю, которое не лечится временем. Оно способно вновь и вновь возвращаться к человеку, превращается в бездну. И все-таки, несмотря ни на что, в душе женщины теплится надежда на лучшее: «Возможно, эта физическая боль вперемешку с душевными страданиями и придавала ей сил, и через это проявлялась надежда на лучшее». 

По-особому воспринимается окружающий героиню мир через символическое слово окошко, которое связано с такими понятиями, как ожидание, одиночество и страдание: «Окошко, в которое она все это время смотрела, с каждым днем затягивалось белой пеленой: мороз крепчал». Окно в тексте – это граница между настоящим и счастливым прошлым: «Она (Надежда. – О.Л.) часто вспоминала сына Алешку, первые годы семейной жизни, когда они все трое были счастливы». Настоящее же для героини – это падение в темноту, исчезновение света, сужение пространства: «И вот последнее – это окошко тоже затягивалось какой-то мутной пеленой». 

Спасение в этом замкнутом пространстве Надежда находит в воспоминаниях, которые дают возможность перемещаться во времени. Детство и юность героини были наполнены счастьем, ожиданием чуда, которое обязательно должно свершиться: «В эти минуты она (Надежда. – О.Л.) вспоминала Ломоносова, который был ее кумиром. Она пыталась всячески ему подражать». Это было время, когда человек действительно мог воплотить свою мечту в жизнь, бороться за нее. Наверное, поэтому и трудности, с которыми столкнулись туристы во время подготовки к походу, ассоциируются у героини со счастьем.

Воспоминания о детстве и юности «грели, вселяли надежду. В голове звучали слова матери: "Ты – Надежда! Ты не должна сдаваться!!!"». И действительно, эти слова помогли героине выдержать все испытания, которые выпали на ее долю.

Пространство детства и юности благотворно влияют на женщину. В ее представлении мир становится иным. По-новому Надежда видит окно. Оно уже «не казалось мутным, затянутым белой пеленой, а наоборот … переливалось разноцветными алмазами». Героиня начинает чувствовать себя живым человеком.

Потом Надежда видит солнце. Отступает боль, все воспринимается в цвете, преображающем действительность: «Словно кто-то очень великодушный и добрый окрасил палату в теплый оранжевый свет. Апельсиновый сок был всюду: в воздухе, на поломанных тумбочках, на оборванных халатах больных, и на грушевидных противных плафонах». Солнечный, апельсиновый цвет символизирует надежду, радость, мечту о счастливой стране Апельсинии.

Больница – это пространство переосмысления жизни, место, в котором неожиданно для себя оказываются разные люди. Именно в этом помещении с решетками на окнах Надежда знакомится с Леркой. Героиня напоминает Надежде ее умершего сына. В это мгновение точкой отсчета снова становится для нее роковой день чернобыльской трагедии: «Значит, родилась (Лерка. – О.Л.) до Чернобыля <…> Повезло». В то же время сильное впечатление производит на нее то, что девочка, никому не нужная, всеми брошенная, «крошечная как общипанный воробей», отбывала срок во взрослой колонии. Сначала ее в детском доме оставила родная мать, потом в тюрьме – любимый. Понимает Надежда, как страшно, когда у человека вместо родного дома есть холодный интернат, а в нем единственный близкий человек, ради которого готова на жертву и  которого не хочется представлять «предателем, подлецом, продажной тварью». Надежда осознает, что для Лерки самое главное – любовь, которая «спасает ее на этой земле, дает жизнь». Героиня чувствует свое родство с этим ребенком, общую боль.

Бесчеловечно проявляет себя в пространстве больницы надзирательница Лариса, у которой нет никакого представления о милосердии, сострадании и совести. Она не верит людям, не испытывает ни к кому любви. У нее изуродованная душа. Больше всего эта женщина заботится о себе, поэтому говорит медсестре: «Если с этой дурой что-нибудь случится, нам кранты!». Для нее люди – животные. Именно она сообщает Лерке, перенесшей тяжелую операцию, что ее скоро выпишут из больницы и отправят в тюрьму: «Так что радуйся – дом родной ждет!». В ее представлении для тяжело больной девочки, находящейся между жизнью и смертью, родной дом – это место заключения.

Бессердечна также и другая надзирательница – Светлана Викторовна. Для нее главное – исполнение инструкций, собственное благополучие: «У нас на Новый год самая работа. Двойной конвой и так далее. Того и гляди, чтоб не сбежали, не передрались». Именно она настаивает на выписке Лерки из больницы. Для нее жизнь героини ничего не стоит.

Размышления о надзирательнице снова возвращают Надежду в прошлое, которое осмысливается через деформированное пространство: общежитие, завод, больничный двор, заводской сквер. В сознании героини оно ассоциируется с ее жизнью: «Ее трудовая жизнь началась с больничного двора, и сейчас она в котловане этого железобетонного круга, из которого хочется улететь, да вот крылья словно кто-то подрезал».

Символичен образ замкнутого железобетонного круга, из которого невозможно выбраться. Страшно, что вначале этот круг воспринимался по-особому: все было организовано так, что у человека была уверенность в будущем: «Казалось, все впереди, все еще будет».

Потом появляется новая модель мира, в которой все продается и покупается, уничтожается живое: «Территорию отдали за большие деньги какой-то фирме, и та вырубила сосны, поставила офис, а землю закатала в асфальт». В этом железобетонном капкане для многих исчезло такое понятие, как человеколюбие. И если раньше, после одной из страшнейших войн в истории человечества – Великой Отечественной, люди верили в то, что они создадут счастливое, справедливое общество, мир, в котором не будет жестокости, то после Чернобыля все изменилось, иным стал ход истории. В ситуации катаклизма одни проявили беспримерное мужество, другие оказались перевертышами, слабыми и трусливыми, что привело к последующей трагедии.

В книге Н. Лосевой особое внимание привлекают размышления о жизни, потому что показаны страдания человека, который оказался, как и многие другие, вовлеченным в страшные события. В этой ситуации каждый проверяется на соответствие слова и дела. Испытания, выпавшие на долю людей, выдерживают при этом не все. Эгоизм, равнодушие, себялюбие, ложь, лицемерие определяют не только их поведение и в дальнейшем судьбу, но и судьбы миллионов.

Повесть Н. Лосевой – это книга о предательстве, о вине перед самыми близкими людьми, о прощении и покаянии, о том, что человек должен противостоять обстоятельствам, помнить о нравственных ценностях, завещанных отцами и дедами, поэтому конец книги вселяет надежду. Он оптимистичен: в новогоднюю ночь Надежда встречается с любимым человеком, от которого давно не было известий. Это делает героиню по-настоящему счастливой. Ее ожидает новая жизнь, появление на свет дочери, которую она решает назвать Верой. И это символично.

Project: 
Год выпуска: 
2022
Выпуск: 
12