Владимир ПРОНСКИЙ. Планета Александра Шилова.

Среди современных живописцев России имя Александра Шилова стоит в первом ряду. Если же рассматривать его как художника-портретиста, то в этом жанре ему нет равных (сайт художника www.shilov.su).

Александру Максовичу повезло, что его тяга к прекрасному была открыта и поддержана самым дорогим учителем на свете, мамой. Именно Людмила Сергеевна с раннего детства приобщала Сашу к искусству. Жили они в ту пору в Вадковском переулке, недалеко от центра Москвы. Заядлая поклонница Сергея Лемешева, она могла ночами стоять за билетами в Большой театр. Именно Людмила Сергеевна привила сыну любовь к классической музыке, научила по-нимать ее. И это стало первым этапом его творческого воспитания.
Когда Саше исполнилось двенадцать, Людмила Сергеевна повела сына в Третьяковскую галерею, а он, увидев полотна Дмитрия Левицкого, Исаака Левитана, передвижников, нестерпимо захотел научиться рисовать. Маме понравилось его стремление, хотя тогда она еще не знала о силе таланта, которым наградил Бог ее сына, и который до поры до времени в нем дремал. Чтобы скорее произошло это «пробуждение», Саша начал заниматься в изостудии Дома пионе-ров Тимирязевского района, где первым учителем живописи был Василий Александрович Воронин. Именно он сумел по-настоящему привить своему ученику любовь к этому предмету.
В послевоенное время Шиловы жили трудно. До поступления в Московский Государственный художественный институт им. В. И.Сурикова, Александру с шестнадцати лет пришлось работать на мебельной фабрике. Сложные были годы, когда душа металась и, подчас, не находила ответа не только о будущем, но даже завтрашний день виделся туманным. Это позже пришло понимание сути искусства, опыт, мастерство, а пока предстояли годы учебы.
Еще не окончив института, Александр Шилов начал участвовать в выставках молодых московских художников. Позже был принят в члены Союза художников. Вскоре состоялась первая персональная выставка, потом была творческая командировка в Италию от Академии художеств.
В эти годы окончательно сформировалось его мировоззрение. Многого он достиг на пути к вершинам мастерства. Изучая биографии великих людей, понял: чем талантливее человек, тем более одинок в душе. Бог словно нарочно награждает (или наказывает?) одиночеством, чтобы человек всего себя отдавал искусству. И художник, несмотря на щемящее чувство одиночества, на тоску, продолжает заниматься любимым делом. Но, как каждый человек, имеет право на любовь, а когда влюблен, то его творческая активность взлетает на необыкновенную высоту. И не только у живописцев. Достаточно вспомнить Пушкина, Гете… Шилова нельзя назвать окончательным и неисправимым затворником. В последние годы он все чаще «ходит в народ», встречается со зрителями на предприятиях и учебных заведениях, выступает на телевидении. Что подвигает на эти встречи?
― Прежде всего, неравнодушие, ― говорит Александр Максович. ― Был период, когда я почти всецело поглощался работой, многое успел сделать, и теперь наступило время не только творить, но и пропагандировать реалистическое искусство из-за усилившегося в последние годы наступления бездуховности. Сейчас модно быть художником, писателем... Почему-то всякий человек, который, подчас случайно, взял в руки кисть или перо, сразу же считает себя гением. И, самое неприятное, ― начинает кричать об этом на каждом углу. А ведь чудес, как известно, не бывает. Чтобы чего-то добиться в искусстве, надо, помимо таланта обладать знаниями и работоспособностью. Без труда даже наличие божественного дара не поможет.
Говоря об этом, художник, несомненно, имел и себя в виду. Действительно, Бог не обидел его ни тем, ни другим. Ведь неспроста же Александр Шилов получил в дар от Москвы старинное здание, где создал галерею, передав государству свои живописные полотна и графические произведения, для которых, с открытием нового здания галереи, выделен отдельный зал. Почему такое внимание к графике? «Рисунок, составляет основу изобразительного искусства. Не научившись рисовать, нельзя приступать к работе с красками, ― считает Александр Шилов. ― Художник, работая кистью, только добавляет цвет, а композиция, форма, объем, психология ― все это строится рисунком». Шилов любит повторять слова великого Микеланджело: «Кто владеет рисунком, тот беседует с Богом». Среди ранних графических работ Шилова есть произведения, отмеченные удивительным мастерством. К ним можно отнести натюрморты, портреты представителей творческой интеллигентности.
Первоначально в галерее было выставлено 350 работ, а теперь их число приближается к тысячи, и большинство ― портреты. Именно в этом жанре художник по-настоящему раскрыл нашего современника. Чем портрет привлекает художника? Прежде всего, психологией. Шилов считает, что живописный портрет — документ эпохи. И убедительно это подтверждает пронзительными портретами, такими как «Воин-интернационалист» (1989). В них, помимо абсолютного внешнего сходства, говорит, кричит душа. И так на всех портретах художника. «Если это не происходит, если художник не заставил говорить глаза — портрет не заговорит, ― не сомневается Александр Максович, ― и как бы ни был написан, он будет мертв». Прежде чем сесть за холст, надо прочувствовать каждой клеточкой, что представляет из себя его герой. Его надо усадить в естественную позу, выражающую то состояние, которое хочет показать художник. Если человек усядется по-своему, и сегодня будет смотреть из одного угла, а завтра из другого, то художник, работая «на авось», должен заранее знать, что при таком подходе ничего не получится. Это — искусство, это, в первую очередь, мастерство. И чем профессиональнее художник освоит его, тем успешнее будет работать. «Мастерство, сердце и ум — вот три путеводителя для художника, ― заклинает Александр Шилов. ― Если он умеет щедро выплеснуть свои эмоции на холст, то это непременно заметит зритель».
Шилов побывал со своими выставками в Японии, Кувейте, Португалии и других странах, и везде, людям всех национальностей, была понятна настоящая красота, потому что всем нужна истина. И все это присутствует в разных людях: будь то солдат, ветеран, монахиня, человек богемы. Нужно только это увидеть и передать чувства на холсте.
«Настоящее искусство идет от природы, ― считает Шилов, ― хотя создать красоту, которая была бы выше природы, еще никому не удавалось. Это не значит, что надо пытаться слепо копировать, но отталкиваться следует только от нее, потому что в природе вся красота. Превратить краску в жизнь — в этом и есть искусство. И только такое оно — и время это доказало — будет вечным и способно проникнуть в сердце зрителя и получить ответную реакцию, по которой художник может видеть: нужно ли его творчество или нет. При этом лица художника не должна быть видно. Лицо художника — его картина. Должен быть виден только результат. Это мое кредо. Я часто бываю в Третьяковской галерее и вижу, с каким искушением простые женщины стоят перед полотнами Валентина Серова, Карла Брюллова… Искусство и заключается в том, что должно искушать зрителя. Когда смотрю на картины Ореста Кипренского, передвижников, то думаю: «Это Бог творил или рука человека?» Поэтому и следую по дороге, проторенной великими мастерами, перед которыми всегда преклоняюсь».
Шилов уверен, что художник не может быть эмоционально спокойным, его нервная система должна быть обнаженной, он должен чувствовать человека, как явление природы, а если не способен проникнуть в душу, то ничего не получится. Это самое главное. Даже при абсолютном внешнем сходстве, если художник не прочувствовал состояние героя, сердце у него не екнуло, то и на полотне не получится сочувствия, любви. Художник пишет сердцем, а кисть — это мастерство, приходящее с годами. Во все времена ученики были помощниками мастера, во всем брали с него пример: учились натягивать холсты, растирать краски и, конечно же, мастерству. Главной задачей было овладение наукой искусства: перспективой, анатомией… Ведь, если, например, композитор сел за рояль, то он, по крайней мере, должен знать нотную грамоту. А сейчас почему-то считается так: кто взял кисть и что-то намазал — тот уже и художник, говорящий, что, мол, я так вижу. А тот, кто стучит сапогами по клавиатуре, говорит, что я так слышу. Неспроста кто-то хочет выпятить себя и затоптать другого, а чтобы добиться быстрого признания. У человека нет таланта, и не купишь его ни за какие деньги, а он, бедняга, все равно выдает свое «творчество» за образец для подражания, отталкивает локтями талантливых коллег, сеет ложные взгляды. И делается это все для того, чтобы об этих людях, пусть плохо, но заговорили. Человек готов даже на такую «известность», но она нужна только торговцам. Скандалом нельзя сделать художника или композитора. Если у художника нет мастерства, то он не сможет выразить и донести до зрителя свои чувства.
Особенно это проявляется во время работы над портретами. По мнению художника, среди живописцев труд портретиста самый тяжелый, потому что на портретах все хотят выглядеть лучше, чем они есть в жизни. Это и является одной из главных трудностей в работе. Шилов поясняет:
— Пределов совершенства нет ни для кого. Поэтому художник, как и любой творческий человек, должен быть самоедом и первым видеть свои недостатки, а если он не способен на это, то перестает творчески расти. Без учебы, без чувства неудовлетворенности собой невозможно двигаться вперед. Поэтому, когда я сажусь за новую картину, меня одолевают сомнения, страхи, все что угодно. Как говорили великие, надо чтобы перед моделью, которую ты пишешь, твое сердце трепетало любовью, сомнением. Надо всегда чувствовать себя мальчиком, учеником, но в тоже время быть уверенным в том, что ты осилишь задуманное.
Александр Шилов всегда тяготел к портретам людей старших поколений. Одной из первых работ, посвященных этой теме, является портрет «Моя бабушка» (1977). Это полотно экспонировалось на всех выставках художника в России и за рубежом. Если вспомнить и такие всемирно известные картины, как «Зацвел багульник» (1980), «Вдвоем» (1981), «Не пишут» (1984), ― и тогда сразу станет ясно, что мастер неравнодушен к этим людям, особенно женщинам. И почему старшего поколения? Да потому, что у современных дам налицо явная деградация. К ним не лежит душа, а пожилые люди трогают Шилова чистотой, открытостью, благородством, он преклоняется перед ними. Они жили совсем другими критериями, которые сейчас растоптаны, и нет пока никакого намека на то, что в обществе эти критерии и понятия о чести, совести и благородстве будут быстро восстановлены. Больно смотреть, что творится в театрах, где, кажется, потеряли все святое. А ведь во все времена, во всех странах мира правящая элита уделяла внимание духовности. В нашей же стране об этом, похоже, забыли. А ведь искусство должно, обязано служить очищению от скверны человеческих душ, чтобы человек, созерцая картину или слушая музыку, становился чище и благороднее.
Высокая гражданственность искусства Александра Шилова находит отражение во многих полотнах, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны. В год 60-летия Победы в галерее проходили презентации портретов ветеранов войны из цикла «Встреча у портрета». Последняя ― представление общественности портрета Надежды Поповой, легендарного пилота ночного женского авиационного полка, Героя Советского Союза.
…Где-то во Вселенной есть планета по названию «Шилов», и это одно из доказательств мирового признания мастера. Это приятно. Но есть и еще одноименная «планета». Находится она в центре Москвы, на Знаменке ― «Московская Государственная картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова». Именно она стала в последние годы, по признанию мэра столицы Юрия Лужкова, «одним из центров патриотического воспитания москвичей». И не только. Ведь в галерею Шилова приезжают со всей страны, со всего мира. И влечет сюда людей неистребимая тяга к искусству. Оно сродни воздуху, которым мы дышим и не замечаем, но без которого жить нельзя.

Tags: 
Project: 
Год выпуска: 
2006
Выпуск: 
4