Вячеслав ЛЮТЫЙ. «Спасенный путь».
…все смиряючи нас, наказуя
и приводя нас на спасенный путь.
«Повесть о Горе-Злочастиии».
Главная задача для русского человека сегодня – соединить родовое и православное. Так уж случилось исторически, что эти два начала в нас живут почти противореча, хотя по существу такого спора быть не должно. Уже библейская заповедь «чти отца своего» говорит о том, что истинный и единственный Бог вменяет смертному человеку в правило помнить и уважать свой род. Но надо подчеркнуть – в начале божественных правил стоит отношение человека к Богу. Самый естественный вывод здесь прост: только с Богом ты сможешь сохранить свое кровное, родовое, отцово-материнское и прадедовское в их внутренне подлинном виде. На Руси это понимали хорошо, и замечательные праведники наши чтили православие как настоящую русскую веру. Именно с нею в сердце русский воин защищал отчий дом, именно ее буква и дыхание осеняло младенца в минуту крещения. А русская мать – женщина со смиренным верою сердцем и чистой любовью к своему дитя, любовью, которая в дни вражеских нашествий становилась замечательным источником праведного гнева и родовой памяти...
Все наши сегодняшние беды - от несоединимости внутри нас православного терпения с родовой оскорбленностью. Наша православность еще живет красками русской осени и зимы, а наша славянская душа все еще не понимает весеннюю и летнюю радость как часть православного одухотворенного календаря.
Но у нас есть Слово, написанное на бумаге и прочтенное вслух. А значит, речь идущая из далеких лет, произносимая еще нашими предками, будет услышана нами и если не понята до конца, то хотя бы прочувствована сердцем. Этот дар узнать о древнем, приникнуть к истине и найти родовую связь времен и людей мы получили из рук и уст православных святых Кирилла и Мефодия. Наша письменность – есть удивительное богатство, которое мы порою беспутно не бережем, но оказывается, что оно само хранит нас. Нет, не охраняет от бед и отступничеств, но таит в себе некую божественную подлинность, к которой мы можем вернуться, как блудный сын к отчему порогу.
Обращаясь к дорогим именам Кирилла и Мефодия, мы на самом деле выбираем единственный путь, на котором можно уяснить наше драгоценное родовое прошлое – ту его сердцевину, что была мистически предуготовлена к православному служению, составила характер русского человека и внутренне скрепила идеальный образ Святой Руси.
Сегодня - пусть пока робко, спотыкаясь и больно падая – мы вновь на этом пути. Еще вчера он казался полузабытым, а теперь видится все яснее и яснее. Его можно назвать по-земному: путь обретения исторической памяти. Но точнее имя-обетование: путь русского Спасения. Как сказал бы наш далекий предок - спасенный путь.