Виктория РАДУГИНА. Не меняйтесь, мальчики
Эссе / Художник Владимир Соковнин. Кадет Романов. 2015
Я живу много лет по большей части в заграницах, несколько стран составляют географию моего проживания. Видела разнообразных представителей противоположного пола этих стран, с кем-то общалась и сотрудничала, в кого-то влюблялась. Недавно, размышляя о воспитании детей там и здесь, вспомнила об одной, все еще живой и здравствующей русской (вернее, российской) прекрасной традиции. Учтиво наклоняться и целовать дамам руку при встрече. Поняла – вот оно. Наше, то, чем можно гордиться.
Нет такой традиции и в помине в современной Германии, где теперь семилетним детям в незрелые умы впихиваются душераздирающие прямотой подачи взрослые секреты. Где в начальной школе на уроке детей заставляют натягивать на макеты органов средства контрацепции. Где гендерная доктрина не так давно настигла детей и лишает их невинного и простодушного детства. Немилосердно, по-маньячески. Маленькие кучки несогласных родителей пытаются высказывать недовольство тут и там, и где-то выходят на демонстрации, но неумолимое, как танк, “очень толерантное” правительство, подпираемое и подкупаемое могущественным лобби, продолжает свой черный труд. Черный с отливом зловещей шестицветной радуги.
Нечасто теперь средне собирательный современный западный джентльмен будет блистать обходительными манерами, и в основном, только если он из очень традиционной и образованной семьи, а если дело так и дальше пойдет, наверно, и вообще перестанет. Кое-где в старой Европе среди мужчин среднего возраста встречается странный жест – брать твою руку, поднимать как для поцелуя, но не целовать, а отпускать ее, как бы падая назад. Чувствуешь себя как-то глупо и довольно неприятно от такого приветствия. Здесь, в Западной Европе, многолетняя оголтелая борьба “за равноправие”, а по результату – за анархию, моральный раздрай и безответственность с обеих сторон, почти (с некоторыми топографическими исключениями) уничтожила все эти милые различия и особенности поведения. И “расшаркивания” джентльменов, и кокетство дам, и опеку со стороны мужчин, и теплую женскую заботу в отношении мужчин. Ощущение, как будто вместе с волосами состригли и голову. Даже понятие любви с первого взгляда тоже позабыто, ведь на улице больше не знакомятся. А если и бывает, то предполагаю, что девушкам приходится гадать об ориентации понравившегося индивида, так что “с первого” хоть как не получится.
Вот в СССР даже в начале социализма, ломающего с энтузиазмом старые традиции и создающего новую современную модель жизни, когда бесполое слово “товарищ” на время заменило другие обращения, и то – волшебные нити романтического тяготения между мужчиной и женщиной оставались неразорванными. Трепетное отношение к противоположному полу сохранялось в людях и дальше, воспитываемое хорошей литературой, музыкой, и кино, основанным на гуманитарных ценностях. Романтика и верная доля дистанции-любования в отношениях полов сохранилась через десятилетия, через войну, и даже через период выживания во время безнравственной перестройки. Мы не потеряли этого. И как минимум поэтому будущее для следующих поколений видится более надежным, чем в потерявших здравый смысл западных странах.
А красивый жест поцелуя руки – пример того, что высокое взаимотяготение полов не уничтожено. Этот ритуал жив и по-прежнему в обиходе. Каждый редкий раз моего появления в кругу российских приятелей и коллег меня им балуют, как и остальных присутствующих женщин. По наблюдениям, чаще всего это происходит в более-менее образованных кругах. В России и, хочется верить, в бывшем СССР. Хотя, не стала бы ручаться за бывшие прибалтийские республики, перенимающие моду на бесполость.
Обиход этот приятен для женщин, и служит для той же цели, что и все другие мило подчёркивающиеся и соблюдающиеся различия: для украшения и наполнения каким-то, пусть кажущимся наивным, но, по моему мнению, чрезвычайно важным, бо́льшим человеческим смыслом наши земные жизни, что так коротки и полны трудов. Где эти два трогательных создания природы – мужчина и женщина – сосуществуют, выживают, на пару борются за счастье и радуются плодам своего союза, а также всю жизнь пытаются постичь друг друга. Вообще, на моей родине люди во все времена старались не только преодолеть жизненные сложности и удовлетворить физику существования, но и стремиться, кто-то больше, кто-то меньше, к чему-то более высокому, глубокому, прекрасному.
Российский мужчина, по большей части – это по-прежнему мужчина, к которому подходит определение “честь имею”, романтичный, чистый душой. Пусть и рассказывающий скабрезные анекдоты в курилке, но – товарищам. Я прошу вас, милые мои и даже родные, русские наши мальчики, пожалуйста, не меняйтесь!