Людмила ВЛАДИМИРОВА. «Пока две русские армии дерутся – чужаки расколят всю нашу территорию»

К 160-летию В.И. Вернадского / На илл.: В. И. Вернадский в 1889 году

 

…Заголовок – строка из Дневника (10.ХП.1919) Владимира Ивановича Вернадского (28 февраля [12 марта] 1863 – 6 января 1945). Но согласитесь: нельзя сегодня не заметить – не отметить! – этой строки...

Вернадский считал сложившееся тогда «положение серьезным, т. к. нельзя длить вооруженное междоусобие». Писал: «Для меня ясно, что длительный процесс – гибель России. Пока две русские армии дерутся – чужаки расколят всю нашу территорию. Надо найти выход» [1].

Он повторит и в письме из Парижа в Прагу дочери, Нине Владимировне, 3 июня 1924 года:

«Гражданская война есть одно из величайших преступлений и величайших ошибок.

...Нельзя забывать еще одного факта, который начинает все более проявляться последнее время в сознании окружающих. В белом движении, несомненно, помимо желания, был элемент, противоречащий его основе: помощь иностранцев, конечно, преследовала в общем, а не в отдельных случаях не благо России и стояла в противоречии идеалам России. И это сознание глубоко проникло в мнение многих в России. Что есть настоящий патриотизм? И правильно ли было течение, которое опиралось на помощь чужих, преследовавших цели разрушения русского могущества и русского государства?» [2:72; курсив, курсив+ж. мой, курсив+ж.+ч. автора – Л.В.]

Вообще – крайне интересны дневники и личные письма Владимира Ивановича, тем более, из зарубежья, где он пребывал, работая, издавая свои труды, немало раз и лет. И захочешь, но никак не упрекнешь в неискренности!..

Думаю, полезно было бы ознакомиться с ними «вершителям наших судеб». И позволить гражданам, несмотря ни на что, свободно мыслить. Впрочем, не унижусь до их «позволений»…

Хочу отметить убежденность В.И. Вернадского в том, «что в структуру ноосферы входит человеческая мысль, то есть в реальной жизни человека свобода мысли должна стоять наравне с теми экономическими "свободами", которые лежат в основе всякого социализма»; в «необходимости свободы мысли как основной, равноценной основной структуры социального строя, в котором личность не является распорядителем орудий производства. Равенство всех без этого невозможно. Но оно невозможно и без свободы мысли» [3; 13-16 июня 1941].

Но еще в 1892 году Владимир Иванович записал в дневнике:

«В явлениях текущей жизни каждая личность тем более имеет влияние на жизнь, тем более ведет к победе мысли (т. е. гармонии и красоты), чем сознательнее постоянно и серьезно она ищет проявления основных идей в окружающей текущей жизни, чем непреклоннее и яснее оценивает каждое явление со стороны общих, дорогих ей принципов и чем более выясняет себе, что именно с точки зрения Мысли и Идеи значит каждое событие текущей, будничной жизни, что надо делать, чтобы оно шло по пути идеи и мысли. Тогда каждая личность в своей жизни является отдельным борцом проникновения сознания в мировые процессы, она своей волей становится одним из создателей и строителей общего закона, общего изменения, изменения сознательного, тех или иных процессов, и этим путем участвует в глубоком процессе – переработки мировых явлений в целях, выработанных Сознанием. Силы личности и влияние ее, понимание ею жизни (а тут работа над пониманием – есть сама по себе общественное дело великой важности для всякой личности, не живущей на необитаемом острове) увеличиваются по мере вдумывания в процессы будничной жизни.

Вдумывание в эти процессы имеет еще другое значение, так как в них сказывается мысль и других сознательных личностей и на них познается, пробуется всякий принцип, всякая идея другими личностями. Понятно поэтому, что многое новое и отсутствующее в остальных естественных явлениях должно раскрываться и уясняться для всякого человека при вдумывании в совершающуюся вокруг него мелкую, глухую жизнь.

Так ли глуха эта жизнь, как она кажется? Так ли она бесформенна и случайно-бесцельна, как представляется? Так ли бессильна личность противиться уродливым проявлениям жизни, и не есть ли отсутствие ясного понимания и оглашения этой уродливости отдельными личностями самая основная причина и главная сила всех уродливых течений жизни?

Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом. Всякий его поступок тем более правилен, т. е. находится в гармонии с «общим благом», с maximum’oм доступного нашей эпохе напряжения сознания в мировой жизни, чем ярче он является результатом работы большего числа людей, могущих мыслить. Когда есть ряд человеческих обществ и в этих обществах, государствах, в одних широко дана возможность мыслящим единицам высказывать, обсуждать и слагать свое мнение в других такая возможность доведена до minimum’a то первые общества гораздо сильнее и счастливее вторых обществ. Если же в первых, сверх того, необходимые коллективные поступки делаются на основании правильно составленного мнения лучших людей, а во вторых обществах на основании мнения случайного характера людей случайных то сила первых обществ еще более увеличивается. В таком случае неизбежным образом для вторых обществ ставится на карту вопрос их существования, и жизнь в этих вторых обществах становится труднее и безобразнее» [3; август 1892].

…Вынуждена прервать цитирование этих очень интересных рассуждений, началом которых слова: «Необходима свобода мысли в самом человеке» [3; 10 апреля 1891]. А далее – о том, что «Жизнь человечества все более усложняется, сношения между людскими общинами увеличиваются, коллективные поступки других общин становятся все правильнее – а потому ошибочность в поступках общин 2–го типа увеличивается и ненормальность их устройства становится яснее и серьезнее»; четкая  констатация: «Это естественные враги».

И, наконец, – «…перед каждым из нас лежит обязанность уметь дать ответ в тех трудных обстоятельствах, какие ставятся нам жизнью». Тем более, если: «Нет кругом талантов или могучих публицистов, которые могли бы являться передовыми вождями – борцами и вести всех мыслящих, всех сомневающихся к одной великой, беспощадной борьбе со злом, мраком и несчастьем, охватившими нашу родную землю. Нет людей, которые могли бы растолковать и объяснить пагубное течение русской жизни. Является поэтому обязанностью и делом простых русских граждан пытаться публично разбираться самостоятельно самим в сложных явлениях жизни и растолковывать их, обсуждать сообща, пропагандировать их среди русского общества» [3; август 1892].

…Вот и попробую я, знакомая с наследием В.И. Вернадского со студенческих лет (биохимия), 20-тилетним преподаванием истории медицины (множество его высказываний о значении истории науки как в моих статьях, письмах в защиту предмета, так и в одной из первых книг «Верьте истории»), вспомнить сегодня о том, что близко и дорого, что в невыносимых муках и страдании все-таки живо, и – верую! – победит.

 

* * *

 

О В.И. Вернадском – немало книг, диссертаций, статей, доступных сегодня любому, при желании, благодаря интернету. Потому лишь коротко напомню:

«Владимир Иванович Вернадский (28 февраля [12 марта] 1863, Санкт-Петербург - 6 января 1945, Москва) – российский, украинский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.

Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1912). Действительный статский советник (1911). Один из основателей и первый президент Украинской академии наук (1918 - 1921). Создатель научных школ (минералогия, геохимия) и науки биогеохимии. С 1927 года и до самой смерти был директором Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Лауреат Сталинской премии I степени (1943)» [4].

В.И. Вернадский также – «член Британской Ассоциации развития наук (1889 г.), член-корреспондент Парижской академии наук по секции минералогии, иностранный член Чешской и Югославской академий наук, Немецкого химического общества, Геологического общества Франции, Минералогических обществ CШA и Германии» [5]; почетный член Общества биологической химии Индии. иностранный член-корреспондент Бельгийского геологического общества [6].

Он автор 473-х научных работ – результата экспедиций, наблюдений и опытов, обобщений, гипотез и учений – по геологии, биологии, палеонтологии, почвоведению, кристаллографии, минералогии, геохимии, радиологии и радиогеологии, биохимии и биогеохимии, метеоритики (метеорной астрономии), философии естествознания и истории науки. Важны и сегодня его работы о полезных ископаемых, природных водах, об учёных, об организации науки; его публицистические произведения, письма, дневники и автобиографические материалы.

Учения о биосфере, живом и космическом веществе, и, наконец, – о ноосфере обессмертили имя Владимира Ивановича Вернадского. В.И. Вернадский – один из основных мыслителей философского мировоззрения, известного как русский космизм.

Особо выделяют, что «Вернадский участвовал в создании в январе 1922 года Радиевого института, который возглавлял по 1939 год». Институт объединил все имевшиеся к тому времени в Петрограде радиологические учреждения. Ему «были подчинены радиевый рудник и недавно созданный завод в Бондюге (Татарстан). На этом заводе В.Г. Хлопиным и М.А. Пасвик в декабре 1921 года были получены первые в России высокообогащённые препараты радия».

Владимир Иванович – «Организатор экспедиций и лабораторий по поискам и изучению радиоактивных минералов. В основном это были экспедиции на Урал, в Предуралье, на Байкал, в Забайкалье, на Туя-Муюнское месторождение в Ферганской области (1915 - 1916) и Кавказ. Он указывал на необходимость подобных исследований в южных регионах, в особенности на побережьях Чёрного и Азовского морей, считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции».

Вернадский ряд лет учился, жил и работал в Италии, Франции, Германии, Чехословакии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Дании, Голландии, Канаде, Америке, Польше. В Париже – ещё в 1922 - 1926 читал курс геохимии в Сорбонне. Работал в лаборатории Марии Склодовской-Кюри и в Музее естественной истории.

Он «владел 15 языками, это значит, что он на них читал» (дочь ученого Н.В. Вернадская –Толль).

«Один из его учеников А.Е. Ферсман писал: "В основном работы Владимира Ивановича напечатаны на русском языке, но, владея многими языками, в частности французским, немецким, английским, польским, чешским, скандинавскими, языками балканских народов, он в ряде случаев печатал свои статьи на многих иностранных языках".

Вспоминает еще один его ученик Н.В. Тимофеев–Ресовский: "За границей он делал что хотел, читал что хотел. Он хорошо владел французским языком, свободно читал лекции по-французски. И немецким тоже очень хорошо владел. В Берлине он по-немецки читал свой доклад на совершенно грамотном, превосходном немецком языке". Известно также, что В.И. Вернадский читал лекции в Сорбонне (Париж) на французском языке.

Сам В.И. Вернадский отмечал, что он очень много писал по-французски и по-английски, владел (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками.

Изучать иностранные языки Владимир начал с детства. По настоянию отца он выучил польский язык, читал выписываемые отцом польские книги и журналы».

Разумеется, «В.И. Вернадский великолепно говорил по-русски, но тогда это была не редкость. В наше время – это редкость, люди, хорошо владеющие русским языком, встречаются не особенно часто». Увы, не могу не согласиться с автором [7].

Ученый очень любил Украину, огорчался своим слабым – он считал – знанием украинского языка, «брал уроки» у своей дочери. Он писал в одном из писем своей давней знакомой А.В. Гольштейн: «Дети вышли разные, очень дружные, но сын – православный и русский без всяких украинских симпатий, а дочка – украинка, в этой области душевно близкая мне». Гуляя с дочерью, Владимир Иванович часто говорил по-украински, как бы беря уроки у нее» [8].

Неоднократно имея возможность «устроиться» за рубежом жить и работать в гораздо лучших условиях, чем дома, Владимир Иванович оставался верен себе, своей Родине.

Из беседы с заместителем ректора Сорбонны профессором Жантилем, геологом и географом, предложившим Вернадскому по окончании курса лекций «остаться профессором Парижского университета навсегда.

Вернадский отверг предложение. Француз удивился:

– Почему же, профессор?

– Я русский человек!

– Но, профессор, бывают обстоятельства...

– Мои обстоятельства – данное слово, этого достаточно! – резко прервал его Владимир Иванович и возвратился к разговору о лекциях» [9].

Кстати, наш великий ученый в 1918 году, рекомендуемый министром просвещения Н.П. Василенко для организации Украинской Академии наук, отказался принять украинское гражданство от гетмана П.П. Скоропадского. И – «Своим главным культурно-общественным заданием Вернадский считал сохранение главенствующего положения русской культуры в УНР, объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие связей с российскими научными учреждениями» [4].

Именем В.И. Вернадского названы минералы вернадит и вернадскит, два вида водорослей, хребты, горы, вулкан, полуостров в Антарктиде, большой кратер на обратной стороне Луны, малая планета № 2809, многие учреждения и организации, улицы, бульвары, станции метро, научно-исследовательское судно. Немало памятников, мемориальных досок хранят память о великом русском, украинском – советском ученом.

 

* * *

 

…Сегодня, в день 70-летия со дня смерти И.В. Сталина, вспоминаю его слова: «Я – русский грузинского происхождения». Осмеливаюсь думать, что и В.И. Вернадский мог бы сказать о себе: «Я – русский украинского происхождения».

Отец Владимира Ивановича – «Иван Васильевич, был потомком запорожского казацкого старшины, выводившего себя от некоего литовского шляхтича Верны, который во время восстания Хмельницкого перешёл на сторону казаков, но впоследствии был взят в плен и казнён поляками, оставив трёх сыновей-казаков, из которых Степан был войсковым, а его сын Никифор (прадед Ивана Вернадского) знаковым товарищем. Во время рождения сына Иван Вернадский служил чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел, преподавал экономику и имел чин действительного статского советника. Мать Анна Петровна Константинович происходила из русской дворянской семьи. В.И. Вернадский был троюродным братом русского писателя В.Г. Короленко» [4].

С 1868-го по 1876-й год семья проживала в Харькове, где Владимир Иванович три года учился в Харьковской классической гимназии. По возвращении семьи в Санкт-Петербург продолжал обучение в Первой Петербургской классической гимназии, которую окончил в 1881 году. В 1881 - 1885 годах учился на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Его учителями были выдающиеся русские ученые В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов и другие. Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 г., в блестящую пору его жизни – ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фандерфлита, Петрушевского, Богданова, Вагнера. Всё моё университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь» [4].

В.И. Вернадский «отдал дань» и политической деятельности. Из дневника 1884 года (21 мая, Петербург): «Государство и правительство существуют для народа, а не народ для государства и правительства»; 1890 года (7 ноября, Москва): «В душе тяжело от мглы, от темноты царства, от разгрома. Но энергия этим будится. И желание работать, желание бороться за права человека растет» [3].

Он – «Участвовал в студенческой сходке 10 (22) ноября 1882, за что был задержан полицией. Был знаком с А.И. Ульяновым. Член народнического кружка Д.И. Шаховского ("Приютинское братство").

…В 1903 году принимал участие в учредительном съезде Союза освобождения. В 1904 году был делегатом Земского съезда, потребовавшего введения конституции, гражданских свобод и выборов Государственной думы. В 1905 году участвовал в создании Конституционно-демократической (кадетской) партии и состоял членом её Центрального комитета. Входил от партии в Государственный совет Российской империи (1906, 1907 - 1911, 1915 - 1917), а в 1917 году – во Временное правительство России (товарищ министра народного просвещения). В мае 1918 года вышел из кадетской партии» [4].

Но естественно, о чем, напишет он (20. IV. 1921 г., Петербург, Академия наук): «…в моем мировоззрении произошел под влиянием событий глубокий сдвиг…» [10].

Научная работа была и остается главным в жизни. И при организации Украинской Академии наук «Вернадский тщетно убеждал и Грушевского, и приехавшего на Украину Милюкова: наука не должна подчиняться "политическому моменту". "Среди зоологических украинских и великорусских инстинктов хочется уйти во что-то такое вечное, которое стоит выше этого и с чем я соприкасаюсь в той творческой научной работе, которой живу эти месяцы".

…Вернадский не мог и не хотел представить Украину без России, а потому и стремился поддержать связь двух народов не в политике, но в науке и культуре: "В Укр[аине] две задачи для меня: 1) объединение украинцев, <...> любящих русскую культуру, для них тоже родную, и 2) сохранять связь всех ученых и научно-учебных учреждений с русской культурой и аналогичной русской организацией, а не немецкой"» [11].

 

* * *

 

Заканчивая первую часть, хочу предложить познакомиться со статьей В.И. Вернадского «Украинский вопрос и русское общество» (1915) [12].

Обращаю внимание и на письма детям, Нине и Георгию. В частности,  – из письма дочери Н.В. Вернадской (Толль) 10 ноября 1919-го из Киева о трудностях создания Украинской Академии наук: «Сейчас я хочу создать здесь русско-укр[аинский] центр, как противовес и самостийн[ическому] течению, и течению Шульг[ина] – Струве. <...> Мне чужд и Петлюра с своей узкой и маленькой провинциальной культурой и обожествлением культуры своей колокольни, и русские государственники с великорусским кулаком и грубой силой. Для меня русская культура родная, и отнюдь она не великорусская» [13:670]. Из письма ей же 26 октября 1922 г. из Парижа в Прагу: «Украина есть и будет. Важно, чтобы Донцовы и Ко не были во главе. Самостоятельность – политическая – Украйны есть фикция и никакого блага сама по себе не представляет, т. к. по существу это – при теперешних условиях – будет централизованным, давящим шовинистическим государством, которое уже вследствие этого не может выжить рядом с свободными странами. Мне рисуется сейчас два выхода: Украйна с Россией или Украйна с Польшей. <...> Отношение к украинской культуре с кондачка, насмешки над языком и т.п. – проявления той дикости русской, которые привели к большевизму, т.к. русская интеллигенция совершенно не поняла происходившего течения и условий политической жизни государства. То же видно и в украинском вопросе» [13:674 - 675].

11 декабря 1922 года Владимир Иванович напишет дочери: «Я смотрю очень тревожно на украино-русские отношения думаю, что русские совершенно не понимают происшедшего и изменения и возрождения. В нашем прошлом были такие элементы, которые не нашли себе места в современном (и царском) русском строе и ничем сейчас не могут быть уничтожены. Я считаю законными стремления украинцев самостийников но думаю, что Украина вполне самостоятельная, учитывая все, не может существовать; ее вхождение в Польшу (хотя бы федерации) приведет к ее поглощению Польшей, ее принадлежность к большому государству России ее прямой интерес.

Однако в его пределах она должна иметь maximum самостоятельности. Мое различие с украинцами заключается в том, что их якобинскоцентралистический идеал мне столь же чужд, как и централистический идеал русских. Историю последних веков не вычеркнешь, и Новороссия да и Слободская Украина и исторически и этнически не связаны тесно с Киевом. Может быть, выход штаты. Все зависит от будущего хода истории "Союза советских республик"» [2:69].

Из письма Владимира Ивановича от 8 мая 1923 г. из Парижа в Прагу: «…мне не хочется получать Литерат[урно]-Наук[овий] Вістник, т. к. во главе стоит Донцов, печальной роли резкий противник не только России, но и русской культуры» [13:677]; от 20 мая того же года: «Русское общество, если хочет возрождения России, а не Московской Руси, должно понять, что украинское возрождение есть живая струя русской жизни, а не вредное для нее наносное течение. Оно должно сделать это возрождение своим делом» [13:677]. 10 июня 1923 года: «Ужасно, что укр[аинское] движение так отрезано от русского! Я думаю, что это самый основной вопрос. Неужели Киев будет под Польшей? Я думаю, что безумная политика русская (гл[авным] обр[азом], эмигрантская) может к этому привести. При неизбежной гибели большевизма будет идти распадение России, если власть не останется в руках советских без ком[м]унизма, что едва ли.

Рассасывание» болезни может привести к отделению частей» [13:678].

И сыну, Г.В. Вернадскому Владимир Иванович напишет 22 сентября 1922 г. из Парижа: «Я не разделяю русских и украинцев, считаю, что, если, как я убежден, Россия не погибнет, этот вопрос движется правильно. Два лика нашего [народа], две (если не больше) культур[ы]. <...> А мне представляется гибель или несвободное проявление своего в какой-нибудь части русского племени есть так или иначе искажение его облика. Все равно как исчезновение какой-нибудь формы жизни – насильственное. Я очень бы хотел, что<бы> какая-нибудь связь случилась между украинцами и русскими в Праге: иначе украинцы уйдут в самостийничество, и часть полонизируется, а русские пойдут в полон немцам совсем» [13:678].

…Наконец, хотела бы обратить внимание на очень интересную публикацию доктора философских наук Я.Я. Мочалова «Я верю в силу свободной мысли...» Автор приводит 9 писем В.И. Вернадского его другу И.И. Петрункевичу. Из девятого письма (Берлин, 14.VI. 1927):

«Огромно и интересно решение национального вопроса. Вся азиатская Россия находится в очень сильном движении. Много глубоко важного и интересного. Опасность потери русским населением Тихоокеанского приморья: захват корейцами, входящими в ком<мунистическую> партию. Идет всюду огромная и разнообразная интересная культурная работа. Массовое и широкое научное исследование. Многие смотрят оптимистически с точки зрения русского языка и значения русской культуры. У меня есть серьезные сомнения и беспокойство. Но идущий процесс огромен, очень интересен не коммунистический и меняющий облик России.

Патриотическое чувство в России меньше, чем на Украине. Украина, мне кажется, сейчас окрепла национально, и коммунисты там должны считаться с национальным движением больше, чем в России. Это сейчас важный фактор внутренней политической жизни, и с ним приходится считаться на каждом шагу, в частности, им определяется, напр<имер>, и новый строй нашей Академии Наук. Ведь серьезно был поставлен вопрос (в связи с Днепровск<щми> порогами) о выходе Укр<аины> из Союза. На Укр<аине> украинскими шовинистами-самостийниками являются евреи, имеющие там огромное значение но только в городах.

Высшее образование и культ<урная> работа на Украине слабее, частию в связи с украинизацией дикой и возбуждающей. Но цензура слабее. Университеты там уничтожены. Научная работа растет.

Научная работа в огромных областях во всем Союзе идет и действует на жизнь больше, чем обычно думают. Но все непрочно. Поражают бедность, пьянство, бюрократизм, воровство, аморализм, грубость» [14:220].

Из примечаний: «По плану ГОЭЛРО в 1927 году ниже днепровских порогов было начато строительство Днепрогэса». К слову: Владимир Иванович Вернадский в 1915 - 1930 годах возглавлял работу Комиссии по изучению естественных производственных сил России (КЕПС) и был одним из создателей плана ГОЭЛРО.

Замечу: чуть выше, в том же письме: «Москва местами Бердичев; сила еврейства ужасающая а антисемитизм (и в коммун<истических> кругах) растет неудержимо» [14:219]. Увы…

Завершу выдержкой из шестого письма (Париж, 21.VIII. 1924):

«…Будущее в молодежи в том общем, что должны найти белая и красная русская молодежь и молодежь украинская. Если они найдут modus vivendi (образ жизни, способ существования, лат.) жизнь русская возродится быстро. Молодежь должна сама искать выхода, и я считаю возможным, что удастся единение немногих избранных этих трех течений русской общественности, за которой пойдут остальные» [14:214].

Как же хочется осениться оптимизмом В.И. Вернадского, оправдавшемся, хотя предстоящие десятилетия были крайне нелегкими, но многим – прекрасные! Жизненно необходимо и сегодня надеяться на молодежь, просвещать и призывать к единению «этих трех течений русской общественности»! Для нашего общего ВОЗРОЖДЕНИЯ!..

 

4 – 8 марта 2023, Одесса.

 

Примечания

 

1. Вернадский В.И. Дневники 1917-1921. Октябрь 1917 – январь 1920. – Киев: Наукова думка, 1994 – С. 190.

2. «За СССР выявляется лик исстрадавшейся России». Письма В.И. Вернадского детям. Публикация и примечания кандидата исторических наук Сорокиной М.Ю. // Природа. № 1. 2004. – С. 64 – 80. И – https://www.academia.edu/5686356/

3. Вернадский В.И. «Пережитое и передуманное» // http://library.khpg.org/files/docs/1347872351.pdf

4. Вернадский, Владимир Иванович // https://ru.wikipedia.org/wiki/Вернадский,_Владимир_Иванович

5. Аксенов Г.П. Вернадский. Часть III Свершения 1926 – 1934. Глава девятнадцатая «Я нашел очень мало улучшений» // https://coollib.com/b/293987-gennadiy-petrovich-aksenov-vernadskiy/read

6. Вернадский, Владимир Иванович. Основные даты жизни В.И.Вернадского // https://www.tstu.ru/win/kultur/nauka/vernad/vertitul.htm//

7. Буковская Г.В. Роль иностранного зыка в жизни В.И. Вернадского // http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2008/01g/05g.pdf  

8. Шашуков Е.А., директор музея ГУП НПО «Радиевый институт им.В.Г.Хлопина». Дети Вернадского. // http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=162

9. Гумилевский Лев И. Вернадский. // http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/gumilevsky.html#1697_5

10. Письма В.И. Вернадского. В.И. Вернадский – Н.П. Василенко. // http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/l-vasilenko.html

11. Люди Украинской державы: академик Вернадский. // http://m-bulgakov.ru/publikacii/vesna-narodov-russkie-i-ukrainci-mezhdu-bulgakovim-i-petlyuroy/p79

12. Вернадский В.И. Украинский вопрос и русское общество. // Владимир Иванович Вернадский. Избранные труды. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – С. 138 – 149. И – https://uainfo.org/blognews/3850-ukrainskiy-vopros-i-russkoe-obschestvo.html  и др.

13. В.І. Вернадський - Н. В. Вернадській 10 листопада 1919 р., Київ // В.І. Вернадський і Україна: з листування. Книга 2. Родинне листування. Київ, 2019. ‒ С. 551 – 979.

14. Мочалов Я.Я. «Я верю в силу свободной мысли...» Письма В. И. Вернадского И. И. Петрункевичу. // Новый мир, 1989, №12. С. 204 – 221. И https://imwerden.de/pdf/novy_mir_1989_12__ocr.pdf

Project: 
Год выпуска: 
2023
Выпуск: 
3