Людмила ВЛАДИМИРОВА. «В Благовещенье, праздник мой!..»
Илл.: Художник Николай Зайцев
…Завтра – Благовещение Пресвятой Богородицы. «Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год». И даже «воры, – просвещает Владимир Даль, – заворовывают в этот день, для счастья» [1].
Однако ведь это – особый праздник: по славянской народной традиции – «самый большой у Бога», даже «птица гнезда не вьёт». А воровство, как ни суди, все-таки – «дело» («бизнес» - по-ихнему…), «работа» воров и разбойников. Ох, и развелось же их!..
Улыбаюсь, вспоминая малышку Кишмиш НадеждыТэффи:
«Учили, что каждое дело надо начинать молитвой.
Это Кишмиш понравилось. Но имея в виду, между прочим, и карьеру разбойника, Кишмиш встревожилась.
– А разбойники, – спросила Кишмиш, – когда идут разбойничать, тоже должны молиться?
Ей ответили неясно. Ответили: "Не говори глупостей". И Кишмиш не поняла, – значило ли это, что разбойникам не надо молиться, или что непременно нужно, и это настолько ясно, что и спрашивать об этом глупо».
Но самое главное: наконец-то, наконец! – Весна зиму поборола! В третий и в последний раз в этот праздник закликалась Весна: кострами – «палили зиму» и «грели весну». Водили хороводы вокруг костров, пели песни, прыгали через огонь…
«Был обычай, – пишут, – ставить образ "праздника" в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая "благоволить Мать Божью и Гавриила-Архангела урожаем". Крестьяне верили, что на Благовещение открывается небо. В это время можно "выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым". Поэтому в вечер на Благовещение люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: "Боже, дай мне великую славу!"» [2].
Ну да Бог с нею, со славой – в житейском, сегодняшнем понимании! Даже если и был такой обычай на Руси – он как-то не по мне… Зато другой – очень притягателен:
«При начале весны, особенно 25-го марта – в день благой вести о воплощении "праведного солнца" Христа – и на праздник его Светлого Воскресения, существует обычай выпускать птиц на волю из клеток» [2]. Вот это мне – в радость!
Давно знаю, что этот обычай связан был с весенними праздниками – в одних местах с Пасхой, в других местах – с праздником Благовещенья 25 марта старого стиля. 7 апреля – по новому.
У В.И. Даля: «Благовещенье – птиц на волю отпущенье». Кстати, у него же – достоверное для меня:
«По народному поверью, самый большой праздник на небесах и на земле; грешников (как и на пасху) в аду не мучать, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда, что завила его на Благовещенье. Весна зиму поборола. Третьи встречи весны. <…> На суровую пряжу не глядят; девка косы не заплетает; под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят <…> Крота Бог ослепил за то, что он копал землю на Благовещенье. В какой день недели Благовещенье, в тот, во весь год, никакого дела не начинать…» [1]. И – многое другое.
Помню, в раннем детстве, в Буинске, уездном городке когда-то – Симбирской губернии (ныне – Татарстан), мы встречали Весну: пекли «жаворонков» – лепили все, соревнуясь, чей краше! Зазывали, припевали, пританцовывали… Жаль, не помню припевок. Поискать, может, у А.А. Коринфского? Наверняка вспомню!
В Одессе уже такого не водилось…
А еще – с детских лет стихи: «Птичка» – Александра Сергеевича. Много-много позднее, узнав, что написаны они не к Благовещению, а к Пасхе, была огорчена. – Глупо? Как сказать…
Но главное! – написаны на юге, в Кишиневе: жаль, – не в Одессе!
В своем письме из Кишинева Н.И. Гнедичу 13 мая 1823 года А.С. Пушкин напишет:
«Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это –
В чужбине свято наблюдаю… (и т.д.)
Напечатают ли без имени в "Сыне отечества"?»
С небольшими изменениями, по сравнению с первоначальным вариантом, стихи будут впервые напечатаны в «Литературных листках» (№ 2, 1823). Б.В. Томашевский свидетельствует:
«Явно автобиографический и политический смысл стихотворения заставил издателей прибегнуть из цензурных соображений к примечанию, затуманивающему смысл стихов: "Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных должников и проч."» [3].
Декламировала я, ребенком, эти стихи, неоднократно в последние годы звучали они в исполнении малышей в Одесском Доме ученых на пушкинских вечерах. Ребятишки, как правило,и радувались, и огорчались, узнав об обычае: «Зачем он исчез?» И впрямь, – зачем?..
Напомню эти стихи Пушкина, открывающие в любом собрании подборку 1823 года:
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
до 13 мая 1823
В 1823-м году «Светлое Христово Воскресение, – свидетельствует Иеромонах Иов (Гумеров), – праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю)». Письмо к Н.И. Гнедичу написано «ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном)» [4].
Д.К. Зеленин напоминает о статье А.И. Терещенко (1848): «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль – и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. – Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [5; здесь и ниже курсив мой – Л.В.]
Вспоминает Зеленин и работу А.А. Коринфского (1901): «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай – выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: "Дайте выкуп за птичек – пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:
Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички... и т. д.
Вспоминает Зеленин и П.В. Иванова (1907), который писал об «украинцах в районе Купянска», выпускающих в Благовещенье «из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». О том, что «обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях. Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и Т.Г. Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц» [5].
Ну и как же не воскликнуть в который раз: «Родные – мы, РОДНЫЕ! Доколе на потеху, да поживу ЧУЖИМ самоубиваться?!»
В обычае выпускать «на волю птиц» – поистине – «символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи» [4]. Но как иных нынешних освободить от самовольной, самодовольной неволи Зла, ненависти, стяжательства, похоти братоубийства и пр., и пр., и пр.?..
«Во имя пламенной любви…»
Хочу вспомнить и о других стихах русских поэтов на милую сердцу тему.
Пишут: «В копии в альбоме Е.П. Ростопчиной заголовок: "Стихи в роде конкурса или пари или стипльчеза, написанные на заданную тему, в собрании молодых поэтов наших в Петербурге"». Узнаем, что были «написаны "Птичка" Пушкина и "Птичка" Ф.А. Туманского». А также стихи Антона Дельвига «К птичке, выпущенной на волю», опубликованные «в тех же "Лит. листках" (1823, № 2) и под тем же названием ("На выпуск птички"). "Собрание молодых поэтов", возможно, было у Пономаревой; автограф "К птичке…" в тетради Дельвига следует сразу же за стих. "К Софии"; вероятно, она же обозначена здесь именем Делии» [7].
Cтихи А. Дельвига «К Софии» датированы февралем 1823-го, так что вполне возможно, что нечто и было, вроде дружеского конкурса ранней весною 1823 года, когда написаны и те, и другие. Сравним и мы стихи Пушкина со стихами Дельвига:
К птичке, выпущенной на волю
Во имя Делии прекрасной,
Во имя пламенной любви,
Тебе, летунье сладкогласной,
Дарю свободу я. – Лети!
И я равно счастливой долей
От милой наделен моей:
Как ей обязана ты волей,
Так я неволею своей.
1823
Фёдор Антонович Тума́нский (1799 или нач.1800-х – 1853), как и его двоюродный брат, Васи́лий Ива́нович Тума́нский (1800 – 1860), известный одесский поэт, был дипломатом, государственным и общественным деятелем. И хотя известно лишь «девять (по другим сведениям, восемь) стихотворений» Федора Туманского, но среди них – «ставшая хрестоматийной "Птичка" (впервые опубликована в альманахе "Северные цветы" на 1827 год)».
Его «"Птичка" была положена на музыку Цезарем Кюи и другими композиторами. Эти стихи, благодаря которым Туманский остался в литературной летописи, возникли, по свидетельству Л.С. Пушкина, в итоге "поэтического состязания" между Пушкиным, Дельвигом и Туманским. Все трое создали по стихотворению на определённую тему, развитие которой ограничивалось двумя четверостишиями, написанными четырехстопным ямбическим размером.
Чьё произведение было написано первым по порядку, сказать затруднительно. Разные издания датируют "Птичку" Фёдора Туманского по-разному: и 1826-м, и 1827-м, и 1822-м годами. В XIX веке её зачастую оценивали выше пушкинской и дельвиговской» [7]. Стоит познакомиться! –
Птичка
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
Ок. 1826 (?)
Конечно, не могу не вспомнить и стихи Марины Цветаевой:
В день Благовещения...
В день Благовещения
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, –
Благовещенье, праздник мой!
В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
– Летите, куда глаза глядят
В Благовещенье, праздник мой!
В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
– Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!
23 марта 1916
Интересна, своеобразна и «равнострочная и равнометрическая» пушкинской и поэтам его поры миниатюра Георгия Шенгели:
Птичка
Вчера я растворил темницу...
Туманский
Щегол стрельнул из клетки тесной
В простор сияющего дня
И с песней в синеве небесной
Клял на чём свет стоит меня.
Восьмерками по небосводу
Чертя, он резал высоту
И, празднуя свою свободу,
Склевал козявку на лету.
24 июня 1945
Вот тебе и на! – «Клял на чём свет стоит меня»!.. Конечно же, – шутка! Но и… Впрочем, не навязываю своих ощущений…
«Руки раскрещены...»
Нет у меня ни щеглят, ни чижей – снегирей. А уж, тем паче, – «ручных голубей, лебедей, орлят»!
Грустно. Отпустила бы на волю.
Надежда Тэффи: «Слишком сильная наша весна. И манит она всеми своими шепотами, шорохами, звоном, светом – на простор, на волю. На вольную волю.
Воля – это совсем не то, что свобода.
Свобода – liberte, законное состояние гражданина, не нарушившего закона, управляющего страной.
"Свобода" переводится на все языки и всеми народами понимается.
"Воля" – непереводима. <...>
Свобода есть гражданское состояние человека.
Воля – чувство.
Мы, русские, дети старой России, рождались с этим чувством воли».
И мы, пусть не все, пусть чуть-чуть, но захватили. А – дети, внуки? Им жить в «новых» – России, Беларуси, Украине? Лишенными этого чувства?
Одно дело – «руки раскрещены» с чувством: «На!», «Отдаю!» «Не требуя ничего взамен!»
Другое – на распятии, на кресте…
Может, возродить нам надо наш древний обычай? Вспомнив и возродив и многое другое? Общее наше?
«В день Благовещенья…»
…Признаюсь: предлагаемая статья родилась, в основном, в апреле 2015-го года, 8 лет тому назад. Опубликована в «Российском писателе» [8]. Но решаюсь, немного исправив, сократив и дополнив, повторить публикацию. Главным образом, сославшись на дополнения в комментариях.
Очень порадовали меня Светлана Демченко изо Львова (Украина) и Ольга Григорьева из Павлодара (Казахстан). Они предложили вниманию еще одни стихи Марины Цветаевой 1918 года, и ее сестры Анастасии Цветаевой, рожденные в ссылке. С благодарностью завершаю ими, подчеркнув наше духовное родство – рожденных в единой, любимой Отчизне.
* * *
Закинув голову и опустив глаза,
Пред ликом Господа и всех святых – стою.
Сегодня праздник мой, сегодня – Суд.
Сонм юных ангелов смущён до слёз.
Бесстрастны праведники. Только Ты,
На тронном облаке, глядишь как друг.
Что хочешь – спрашивай. Ты добр и стар,
И Ты поймёшь, что с эдаким в груди
Кремлёвским колоколом – лгать нельзя.
И Ты поймёшь, как страстно день и ночь
Боролись Промысел и Произвол
В ворочающей жернова – груди.
Так, смертной женщиной, – опущен взор,
Так, гневным ангелом – закинут лоб,
В день Благовещенья, у Царских врат,
Перед лицом Твоим – гляди! – стою.
А голос, голубем покинув грудь,
В червонном куполе обводит круг.
Благовещение
Этот день даже в лагере, даже в аду
Ото всех он от дней – отмеченный.
Потихоньку земной поклон кладу
В Благовещенье.
В Благовещенье птица гнезда не вьёт,
И косы не плетёт девица,
Православный же, некогда славный народ,
Забывает Тебе молиться,
Божья Матерь! Взгляни на наш смрадный ад,
На измученных, искалеченных!..
Скоро вечер. Под тучами светел закат
В Благовещенье.
О, как хочу верить, что «Под тучами светел закат…»! И я завтра, как и авторы, как и вы, быть может, помолюсь. Послушаю, подпою Елене Фроловой – автору прекрасного переложения стихов «В День Благовещения…» И – мысленно – с вами всеми побуду. В день, когда открывается Небо, с просьбою: «За нас Божью Мать молите!»
5-6 апреля 2015, 6 апреля 2023, Одесса.
Примечания
1. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 А-З. – М.: «Русский язык», 1989. – С. 91.
2.Благовещение Пресвятой Богородицы: https://ru.wikipedia.org/wiki/Благовещение_Пресвятой_Богородицы
3. Томашевский Б.В. Примечания // А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. – Т. 2. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. – С 414-415.
4. Иеромонах Иов (Гумеров): http://www.pravoslavie.ru/answers/7087.htm
5. Зеленин Д.К. Увековеченный А.С. Пушкиным русский народный обычай выпускать весною на волю птиц. // http://ec-dejavu.ru/b/Birds_free.html
6. К птичке, выпущенной на волю (Дельвиг): https://ru.wikisource.org/wiki/К_птичке,_выпущенной_на_волю_(Дельвиг)
7. Туманский, Фёдор Антонович: https://ru.wikipedia.org/wiki/Туманский,_Фёдор_Антонович
8. Владимирова Людмила. «При светлом празднике весны...»: https://www.rospisatel.ru/vladimirova-blagoveshenje.htm