Артем ПОПОВ. Новые писатели-деревенщики: кто они?
Фото Виталия Рейслера / АСПИР
Это событие можно назвать историческим в современном литературном процессе: группа прозаиков объединилась и провозгласила манифест «новой волны деревенской прозы». Не каждое десятилетие рождаются такие смелые заявления.
Надо непременно сказать, что идею предложил один из ведущих российских критиков Андрей Рудалев, который первым увидел сегодня важность этого направления, активность авторов и в то же время внимание к ним многих читателей.
Инициативу поддержала Ассоциация союзов писателей и издателей России. Манифест был провозглашен в мае в легендарном для литературного мира месте – Доме Ростовых в Москве на круглом столе. В группу новых «писателей-деревенщиков» входят прозаики из разных творческих союзов – Союза писателей России и Союза российских писателей или вовсе не состоящие в этих организациях. И это объединение тоже примечательно.
Современным «писателям-деревенщикам» около сорока лет, имея деревенские корни, многие из них сейчас живут в городах. Но всем этим авторам присуще глубокое знание жизни, боль за судьбу деревни и ее жителей. Конечно, «новые деревенщики» отчасти продолжают традиции классиков деревенской темы: Василия Белова, Федора Абрамова, Валентина Распутина, Василия Шукшина. Преемственность и традиции – с одной стороны, современность и новаторство – с другой.
После распада СССР, «лихих 90-х» и относительно благополучных 2000-х настали новые времена, появились новые авторы, пишущие на деревенскую тему. Среди них: Андрей Антипин, Наталья Ключарева, Алексей Шепелев, Моше Шанин, Сергей Мурашев, Наталья Мелехина, Анастасия Астафьева, Максим Васюнов, автор этих строк…. Последние четверо и создали манифест «новой деревенской прозы». Сразу оговоримся, что это объединение открытое, в том числе и для поэтов «деревенской тихой лирики». В названии манифеста неслучайно слово «волна»: таких авторов в России на самом деле много, но часто они не знают друг друга.
Кто-то обязательно скажет, что термин «писатель-деревенщик» – из советского прошлого и морально устарел, однако благодаря простоте и «раскрученности» он уже прочно вошел в обиход и потому употребляется авторами манифеста. Заметим, новое направление не концентрируется только на проблематике деревни, авторы пишут и «городскую прозу». Героем их произведений часто выступает «маленький человек» – в этом продолжение традиций русского классического реализма 19 века.
В манифесте разбиваются многие стереотипы, которые существует вокруг «деревенской прозы». Среди них такой: эти авторы пишут только о старичках и старушках, «дожителях». Вовсе нет. В деревнях и селах продолжают жить молодые люди, среднее поколение, и они хотят читать литературу о себе. Такую возможность «новые деревенщики» предоставляют.
Манифест предлагает темы, которые будут животрепещущими в ближайшие годы. Наиболее актуальная – экологическая проблематика, в том числе мусорная реформа, полигоны, которые размещаются на бывших полях. По-прежнему важна социальная тематика: высокая смертность среди молодых людей (не только в сельской местности), оптимизация здравоохранения и образования, укрупнение населённых пунктов.
К сожалению, авторов деревенского направления практически не замечают крупные литературные премии, издательства. Там другие подходы. Но книги «новых деревенщиков» очень ждут читатели на селе. Если проанализировать, какой процент среди издающихся сегодня книг посвящен деревне, то это, конечно, не 25. Но именно четверть населения России живет в сельской местности. Вспомним, что в СССР была книжная серия «Сельская библиотека Нечерноземья», как сейчас сказали бы для этой «целевой аудитории». В манифесте даны конкретные предложения в том числе для органов власти и издательств.
Однажды я уже сравнивал «писателей-деревенщиков» с пчелами, которые неустанно трудятся «в полях и лугах», пишут не совсем приятные вещи для власть имущих, часто «жалят», но кто-то должен это делать. Манифест объединяет разрозненных пчел в один улей. Цель у этих пчел одна – возрождение деревни как основы России.
Краткие тезисы манифеста «Новой волны деревенской прозы»
(авторы Анастасия Астафьева, Наталья Мелёхина, Максим Васюнов, Артем Попов):
1) Будучи не в силах отменить бытование неуклюжих и некогда оскорбительных терминов «деревенская проза» и «писатель-деревенщик», мы, тем не менее, хотим вернуть им истинное смысловое наполнение: мы считаем себя продолжателями классического русского реализма, но при этом не отказываемся от новаторства и творческих экспериментов;
2) Мы не приемлем агрессивного дидактизма, оставляем за нашими читателями, критиками и филологами право на собственное мнение и на свои идейно-художественные взгляды, даже если они будет отличаться от наших, но это не значит, что мы откажемся от своего мнения и своих воззрений в угоду модной «повестке дня»;
3) Герои произведений «новой волны деревенской прозы» – сельчане и просто жители глубинки самого разного возраста и социального статуса: дети, молодежь, взрослые люди и пенсионеры;
4) Уходит в прошлое «Беловский лад» с его мудрым крестьянским мироустройством, но деревня и крестьянин живет, приспосабливаясь к новым реалиям. Мы будем стремиться описывать современный мир сельского жителя таким, каков он есть, объективно, без идеализации, но и не одной черной краской;
5) Мы будем стремиться поднимать в своих произведениях экологическую проблематику во всем ее многообразии;
6) Мы будем стремиться отразить в своем творчестве конфликт капиталистического (урбанистического) мира, где все делается ради экономической выгоды, с традиционным крестьянским сознанием, ищущим единения и гармонии с родной землей;
7) Мы актуализируем проблематику войны и мира, так как в ближайшее время она будет только обостряться в самосознании деревенского сообщества;
8) Мы представим разнообразные вариации в социальной тематике, включая одну из самых ужасающих тем – высокую смертность молодых людей до 35 лет в деревне, а также низкий уровень жизни, отсутствие «социальных лифтов», в том числе в виде миграции людей в город и обратно;
9) Неотъемлемой частью так называемой деревенской прозы и в наши дни останутся философско-бытийные размышления о смысле и ценности жизни, о природе добра и зла, о вере и безверии и возможных исторических путях развития нашей страны.