Памяти Марка Николаевича Любомудрова
На фото: Марк Николаевич Любомудров (26 февраля 1932, Ленинград – 20 июня 2023, Санкт-Петербург) – публицист, критик, историк русской культуры и государственности, общественный деятель.
Никогда не надо откладывать на «потом» добрые дела. Жалею: не успела показать Марку Николаевичу Любомудрову книгу «Встреча с жизнью» с его автографом, с письмом 1985 года. О вопиющей дискриминации в Ленинграде русских литераторов.
Вся жизнь его была борьба – за русское самосознание. В статье «Мой рафтинг» Марк Николаевич пишет о «застойных» советских временах: «Напомню, что сами слова «русский» и «еврей» были строго табуированы режимом. Их произнесение мгновенно наказывалось обвинениями либо в шовинизме, либо в антисемитизме. Надо ли пояснять, что запретными они были преимущественно для русских?»
И вот несколько ленинградских литераторов посягают на доселе неприкасаемое дело, фактически на идеологическую революцию. «Вместе с небольшой группой литераторов я участвовал в попытке оздоровить деятельность ленинградской организации Союза писателей России, – пишет Марк Николаевич. – Мы повели борьбу за то, чтобы выделиться в самостоятельную ячейку, стать независимыми от тогдашнего писательского руководства. Дело в том, что городская организация в подавляющем большинстве состояла из евреев, многие из которых были настроены русофобски. При их поддержке руководство осуществляло антирусскую дискриминацию – в приеме новых членов, утверждении издательских планов, творческих поездок, вечеров, разных привилегий. Чтобы не быть голословным, приведу наблюдения писателя В.Ф. Козлова, который некоторое время был в составе литераторской ревизионной комиссии. Он свидетельствовал: «При мне в Союз писателей принимались молодые литераторы примерно в таком соотношении (это сохраняется и по сию пору – Речь идет о 1989 г. – М. Л.) – десять человек еврейской национальности и один русский… У нас в Ленинграде полное большинство захватили литераторы еврейской национальности». В. Ф. Козлов обращал внимание на решающую роль в этом процессе прозаика Даниила Гранина и поэта Михаила Дудина (женатого на еврейке). Их властью «за восемь лет и были приняты семьдесят человек, из которых только семеро были русскими по национальности» (См.: Ленинградская панорама. – 1989. – № 11–12)».
«Приватизация слова» самым плачевным образом скажется на дальнейшем развитии событий в стране. Ведь это «питерская демократия» (А. Собчак, М. Маневич, А. Кудрин, Г. Греф, Д. Медведев) во многом сформировала нынешнюю модель госуправления, которую трудно назвать комплиментарной по отношению к «государствообразующему народу». Увы и ах! В январе 1989 года Марк Николаевич запишет в свой дневник: «Время кошмарное. Мы вступили в период возрастающего хаоса и погрома. Растет и русско-еврейское противостояние. Видно уже отчетливо, что правительство и ЦК КПСС – на содержании у американского Сиона – и все энергичнее помогают двум процессам: 1. Разграбление страны с одновременным уничтожением природы, среды обитания. 2. Геноцид русских – голодом, измором, отравленной едой, пьянством, нищетой и пр.».
Что-то разве не сбылось?!
«Петербург, где я жил, давно, еще при советской власти стал инородческим анклавом на территории России. Вся литературно-общественная, культурная жизнь жестко контролировалась (управляется и до сих пор!) русофобскими кланами», – писал Марк Николаевич в 2018-м году, в статье «"Русский вестник" незабываем».
Что-то разве принципиально изменилось?..
В 2021 году молодежным лицом Петербургского экономического форума был «цифровой человек» Даня Милохин, которого «продвигал» глава Сбербанка Герман Греф. В этом году тон в досуговой части ПМЭФ, если судить по СМИ, задавали «эскортницы». Вот и вся «культура» в эпоху «борьбы за суверенитет».
Грустно, что уходят хорошие, умные люди! Замены таким столпам, как Марк Николаевич Любомудров, не будет. Он был нашим современником, был для многих недосягаемым идеалом верного и честного служения родному народу.
Светлая и вечная память!
Биография М.Н. Любомудрова
из его книги
Каноны русского мира. Идеология. Культура. Искусство. / Сост., предисл., коммент. С. В. Лебедев / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. – 816 с.
Автор биографии – профессор С. В. Лебедев (С.-Петербург)
Любомудров Марк Николаевич – публицист, критик, историк русской культуры и государственности, общественный деятель.
Родился в Ленинграде 26 февраля 1932 г. в семье инженера. Дед по отцовской линии – пресвитер Николай – был расстрелян в 1918 г. в период «красного террора». В 2000 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви при-числен к лику святых новомучеников.
Имеет два высших образования: искусствоведческое и юридическое. В 1950 г. окончил среднюю школу № 107 с серебряной медалью, а также музыкальную школу по классу скрипки. Выступал в отчетном концерте музыкальных школ города в Большом зале Филармонии (исполнил «Легенду» Г. Венявского и «Андалузку» П. Сарасате). Музыкальное образование продолжил в Ленинградском училище им. М. Мусоргского (закончил два курса).
В дальнейшем профессиональном выборе Любому– дрова перевесил интерес к гуманитарным дисциплинам. В 1951-1956 гг. он учился на театроведческом факультете Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского, который окончил, получив диплом с отличием. Дипломную работу об истории Александринского театра писал под руководством профессора С. С. Данилова. Большое влияние на профессиональное становление Марка Николаевича оказали семинары известного критика и искусствоведа Ю. А. Головашенко.
После окончания института Любомудров по собственному почину уехал в провинцию: работал завлитом Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова. Там же началась активная журналистская деятельность Любомудрова и его исторические изыскания. Его статьи регулярно печатались в местных изданиях. Кроме того, Марк Николаевич собирал материалы по истории театральной жизни в Ярославле. Написанная на этой основе книга «Старейший в России» была опубликована в 1964 г. московским издательством «Искусство». Книга явилась основой кандидатской диссертации, которую автор в качестве независимого соискателя защитил в Москве в Государственном институте театрального искусства в 1962 г. Одним из оппонентов был старейший из театральных историков профессор В. А. Филиппов.
По возвращении в Ленинград в 1958 г. Любомудров работал в молодежной редакции Ленинградского телевидения (руководитель редакции – И. Ф. Масленников, позднее – известный кинорежиссер). Одновременно Марк Николаевич преподавал в Ленинградском культпросветучилище. С осени 1959 г. Любомудров – научный сотрудник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, где в 1972-1987 гг. возглавлял сектор театрального искусства. Под его руководством вышла из печати серия научно-исследовательских и критических сборников на актуальные темы. Коллектив сектора создал уникальный труд «Очерки истории русской советской режиссуры» (отв. редактор – М. Н. Любомудров). Труд не был опубликован из-за противодействия идейно враждебных Любомудрову клановых сил.
В 1960-е гг. Марк Николаевич регулярно выступает на страницах журналов «Театральная жизнь» и «Театр». Печатает статьи о ведущих актерах российской сцены – А. Ф. Борисове, В. И. Честнокове, Б. А. Фрейндлихе, Е. А. Лебедеве, А. А. Миронове, Ю. С. Родионове и др. Публикует первые журнальные очерки-портреты будущих звезд русского театра – актрисе Т. В. Дорониной (1960 г.), художнике Э. С. Кочергине (1969 г.). Выходят в свет статьи Любомудрова о драматурге А. Вампилове, о режиссерах Ю. А. Завадском и И. А. Ростовцеве. Внимание Любомудрова обращено и к истории театра начала ХХ в.: к творчеству К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, А. Я. Таирова, К. А. Марджанова, к театральной программе Александра Блока.
В 1960-1980-е гг. Любомудров плодотворно сотрудничает с Ленинградским радио и Студией телевидения, принимает участие в многочисленных городских и республиканских конференциях по проблемам театра и драматургии.
С конца 1960-х гг. Любомудров энергично включается в национально-освободительную деятельность, входит в число соратников «молодой волны» русского па-триотического движения, сближается с В. В. Кожиновым, П. В. Палиевским, М. П. Лобановым, Э. Ф. Володиным, А. Г. Кузьминым, Д. А. Жуковым, И. А. Кольченко, продолжает дружбу с С. Н. Семановым и другими участниками московского т. н. «Русского клуба». Творческие связи возникают с О. А. Платоновым, И. Р. Шафаревичем, С. Ю. Куняевым, с главным редактором журнала «Огонек» А. В. Софроновым.
В своих анализах и оценках художественного процесса Любомудров руководствовался доминантными для русской культуры критериями – реализма, национальной самобытности, духовной и нравственной содержательности искусства. Марк Николаевич разделял эстетику и идейные установки корифеев Малого, Александринского театров, МХАТа, в частности кредо Станиславского, который полагал, что самое важное в творчестве – раскрыть и передать «жизнь человеческого духа». Близки Любомудрову были и убеждения Немировича-Данченко, призывавшего к «театру мысли», к «мужественной простоте», с которой необходимо «претворять большие идеи спектакля».
Такая позиция со временем встречала все большее сопротивление и нападки со стороны русофобски и космополитически ориентированных театрально-литературных кругов. В связи с деятельностью Любомудрова возник фронт борьбы. В СМИ стали множиться статьи, отзывы, письма, резко критиковавшие творчество и идейно-политические позиции Марка Николаевича. Эти атаки во многом опирались на официальный политический курс, проводившийся КПСС. В художественной среде тогда отчетливо обозначились две противостоявшие друг другу силы – национально-русская и клан представителей «малого народа» (по терминологии Кошена-Шафаревича). В театральном мире русофобская группировка тогда достигла полной гегемонии, что чрезвычайно усугубило позиции Любомудрова.
Характерным был выпад журнала «Театр» (1980, № 11) в связи с оценкой, которую Любомудров дал творчеству Мейерхольда. На его страницах появилось обличительное письмо, обвинявшее Марка Николаевича в «искажении» портрета режиссера, в его «огульном шельмовании», в небрежении «указаниями партии» и т. п. Письмо напоминало политический донос с приглашением к оргвыводам. Его подписали Г Товстоногов, О. Ефремов, И. Ильинский, Э. Гарин, В. Плучек, Е. Симонов, С. Юткевич и др. (всего 11 подписей). С критикой Любомудрова выступила в «Правде» (ЦО КПСС) народная артистка Ангелина Степанова. Публикации такого рода имели провокационный характер: взгляды Любомудрова якобы чужды советской идеологии, в них отсутствует «классовый подход», забыты марксистско-ленинские принципы, ленинское положение о «двух культурах» и т. п.
Не имея научно и логически обоснованных аргументов для опровержения творческих трудов Любомудрова, его противники прибегали к приемам политической дискредитации, указывали на его идеологическую неблагонадежность. Это могло иметь тяжелые последствия для Марка Николаевича, включая «оргвыводы». Со временем критические нападки на Любомудрова приобрели лавинообразный характер. Резко выступали против него Г. Товстоногов, М. Розовский, М. Ульянов, Ю. Темирканов, А. Петров, В. Арро. С официозных позиций нападали на Любомудрова критики Ю. Лукин, В. Озеров, Ф. Чапчахов, И. Дедков, В. Оскоцкий, В. Вульф, К. Щербаков, М. Золотоносов, А. Нинов, доктора искусствоведения П. Марков, Ю. Дмитриев, М. Котовская, Л. Гаккель, ведущие телепрограммы «Взгляд».
В 1980-е гг. начинается активное сотрудничество Любомудрова с журналами «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонек». Его статьи о современном театре, режиссуре (Г. Товстоногов, В. Мейерхольд и др.) имеют громкий резонанс. Особенно сильное негодование русофобских кругов вызвали очерк «Судьба традиций» (Библиотека «Огонька». – 1983) и статья «Театр начинается с Родины» (Наш современник. – 1985. – № 6), в которых обличались безыдейность, нравственная ущербность и антипатриотические явления в современном театре.
Книга «Размышления после встречи» (1984) подводила некоторые итоги предыдущего этапа исследовательской и критической деятельности Любомудрова. Названия разделов раскрывали содержание текста: «Корифеи отечественного театра (Волков, Симонов, Завадский)»; «Судьба театральных течений»; «Из театрального дневника»; «Истоки творчества». Книга отличалась сочетанием научного подхода и гражданской взволнованности, принципиальности авторской позиции в оценке ключевых проблем художественной культуры: смысл, этапы развития реализма, роль наследия, истолкование русской классики, вопросы метода и стиля. В предисловии к книге народный артист СССР Игорь Горбачев писал: «“Сквозное действие” книги – и в этом мне видится ее актуальность – движение традиций отечественного реализма. Содержательность авторской позиции и состоит прежде всего в том, что показана живая и действенная сила уроков реалистической школы К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко – основоположников Художественного театра. Их наследием продолжают крепиться основы современной советской сцены».
В последующем Любомудров публикует книги «Н. С-монов. Ю. Завадский» (в серии ЖЗЛ, два издания – 1983, 1988); «Противостояние. Театр, век ХХ: традиции – авангард» (1991) – этот труд стал настоящим манифестом русской национальной школы искусства. Тогда же Любомудров выступил составителем и автором предисловия тематических сборников: «За алтари и очаги», в который вошла русская публицистика 1960-1980-х гг. (1989); «Рождение театра» – о творчестве В. И. Немировича-Данченко
(1989) ; «Мое гражданское служение России» – о творчестве К. С. Станиславского (1990). В серии «История в лицах и фактах» Любомудров опубликовал антологию «Иван Грозный» (2004).
Открытую национально-русскую ориентацию Любомудрова продолжали преследовать и критиковать русофобские круги. После начала горбачевской «перестройки» на государственном уровне усилилась антирусская направленность кадровой политики. В марте 1987 г. Любомудров был забаллотирован ученым советом ЛГИТМиКа на искусственно организованном «досрочном» переизбрании на должность заведующего сектором. Эта расправа состоялась по личному указанию члена Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлева. Активное участие в этом принял член ученого совета режиссер Г. А. Товстоногов, который публично обвинил Любомудрова в антимарксизме, враждебности социалистическому реализму, идейном разложении. На заседании откровенно говорилось о неприемлемости национально-русских взглядов Любомудрова. Его уволили из Института с мотивировкой «в связи с профессиональной несостоятельностью».
В 1987-1989 гг. Любомудров работал в Ленинградской консерватории, где снова подвергся травле сионистских кругов и вынужден был уйти. Тогда же за «русофильство» Любомудров был исключен из членов Всероссийского театрального общества (позднее – СТД). Его председатель, народный артист СССР М. Ульянов, мотивируя это решение, заявил о несовместимости русско-национального мировоззрения с членством в ВТО. В интервью газете «Советская культура» руководитель ВТО обвинил Любомудрова в «шовинизме», «национализме» и «нетерпимости» на протяжении «многих лет» (Советская культура. – 1988. – 16 апреля).
На государственную службу Любомудров смог вернуться в 1996 г. – стал читать лекции на юридическом факультете С.-Петербургского государственного университета водных коммуникаций (с 2013 г. – Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова).
Любомудров и в 1980-1990-х гг. принимал активное участие в общественной жизни. Был в числе инициаторов– учредителей писательской группы «Содружество» (1988), впервые в советское время сформированной в рамках Союза писателей по признакам уважения к ценностям русской национальной культуры и языка. Марк Николаевич организовал и был руководителем издательского товарищества им. А. С. Суворина (1990-1996), выпускавшего религиозно-патриотическую литературу.
Любомудров был инициатором и организатором создания в Ленинграде отделения Всероссийского фонда культуры (председатель – П. Проскурин), а также отделения фонда
Международной славянской письменности и культуры, а вскоре стал вице-президентом этого фонда. Участвовал в учреждении Международной Славянской академии наук и искусств, членом которой был избран. Являясь членом Союза писателей России, неоднократно выступал на его пленумах, избирался в руководящие органы Союза. Марк Николаевич возглавлял Комитет «Нева-Ладога-Онега», который вел борьбу против диверсионного проекта поворота северных рек на юг.
С течением времени круг интересов Любомудрова все более смещался в сторону истории российского государства, политологии и религии. Он неоднократно участвовал в выборных кампаниях в органы государственной власти в качестве кандидата от патриотических сил: в Верховный Совет СССР (1989), в Верховный Совет РФ
(1990) . Его предвыборная программа имела отчетливо национально-патриотический характер. Одним из ключевых ее положений явилось требование справедливого пропорционального представительства наций в органах массовой информации, при приеме на учебу, в сферах культуры и искусства, в области формирования научных и творческих кадров. В программе имелся и следующий тезис: «Противодействовать открытой и завуалированной пропаганде русофобии, прикрывающейся лозунгом борьбы с национализмом и шовинизмом».
В 1998 г. Любомудров опубликовал сборник актуальной политической публицистики «Русский фронт» (отв. редактор и автор) с участием ведущих общественно-политических деятелей и мыслителей страны – С. Бабурина, В. Илюхина, И. Фроянова, О. Платонова, митрополита Иоанна (Снычева), О. Каратаева, Н. Нарочницкой, писателя В. Максимова и др. Эта книга преследовала цель помочь восстановить русское историческое самосознание, возродить русскую государственность с национально мыслящей и действующей центральной властью.
В 2003-2004 гг. вышла в свет двумя изданиями книга Любомудрова «Русский рубеж». В 2010 г. вышла еще одна книга – документально-биографическая повесть «У истоков русской сцены. Федор Волков и его эпоха». Она венчает исследования автора по русской истории XVIII в.
Любомудров был избран в члены Совета учредителей восстановленного Союза русского народа (2005). Состоит почетным попечителем московского храма Св. Николы на Берсеневке. Любомудров – профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств. По версии издания «День литературы» включен в список 50 «лучших критиков России ХХ в.». С 2013 г. – член редакционной коллегии журнала «Вопросы национализма».
Любомудров является лауреатом премии «Имперская культура» Союза писателей России и Фонда Святителя Иоанна Златоуста – «за заслуги в развитии русской национальной культуры». «За большой личный вклад в развитие и укрепление образования и науки Российской Федерации» Министерство образования и науки РФ отметило Любому– дрова дипломом и наградило Серебряным Почетным знаком им. Николая Румянцева «За благородные труды».
В связи с 80-летием Любомудрова редакция журнала «Наш современник» опубликовала приветствие юбиляру: «Наш нестареющий друг и соратник! Живы в нашей памяти твои театральные штудии – книга о Федоре Волкове, био-графии Николая Симонова и Юрия Завадского, твои вели-колепные “Размышления после встречи”.
А разве можно забыть твои обжигающие, гудящие, как набат, статьи на страницах нашего журнала: “Театр начинается с Родины”, “Как слово наше отзовется...”, “Ради ду-ховного обновления человека”, “Извлечем ли уроки? (О русском театре и не только о нем)”?
Ты не склонил головы, когда тебя травили представители “малого народа” и их подпевалы, облеченные титулами и званиями, задававшие тон в русскоязычном театральном мире. Ты не просто выстоял – ты продолжаешь твердо стоять и поныне в первых рядах бойцов русского сопротивления. С юбилеем тебя, верный товарищ!» (Наш современник. – 2012. – № 2).
Литературное наследие Любомудрова, утверждаемые им идейно-эстетические и нравственные постулаты про-должают классические традиции русской национально-патриотической мысли Х1Х – нач. ХХ в. Любомудров отстаивает исконные устои и ценности русской национальной цивилизации и культуры. Его творчество сохраняет свою актуальность. Оно противостоит неслабеющему разрушительному натиску русофобии, которому подвергается русская культура и в XXI в.