Артём ПОПОВ. В поисках блудной внучки
Статья / Илл.: Художник Владимир Куш
Рассказ Максима Васюнова «Чёртово колесо», о котором пойдёт речь, стал победителем в номинации «Проза» Международной литературной премии имени А.И. Казинцева. Это произведение о дне сегодняшнем, писать о современности с одной стороны легко, а с другой – есть опасность написать на эмоциях обыкновенный репортаж.
В основу рассказа «Чёртово колесо» легла реальная история о том, как летом 2022 года старушка из уральской деревни отправилась в Ереван, чтобы найти там свою внучку, не оставившую родным ни своего нового номера, ни адреса.
Забегая вперёд, скажу, что Максиму Васюнову удалось возвыситься над легко узнаваемыми реалиями, поднять вечные, общечеловеческие проблемы, поэтому к рассказу, уверен, будут возвращаться спустя годы.
Главную героиню зовут Нина Сергеевна, внучку – Олька. Старушка живёт в деревне под названием Раскатиха, где «навоз гребла да коров доила». Тоже, конечно, не случайный топоним: «раскатали», почти «добили» за последние десятилетия русскую деревню. Но вопреки всему хранит Нина Сергеевна многовековые обычаи, вот и отдельный платочек с собой носит, чтобы слёзы вытирать. Речь у неё точно передаёт лексические и интонационные особенности жителей провинции «с Уралу» (автор, кстати, тоже родом из этого региона). И вот такая типичная деревенская бабушка приезжает в мегаполис, столицу Армении.
Одна из первых встречных на многолюдной улице – хваткая тележурналистка, которая хочет выдать во что бы то ни стало сенсацию.
«– Как вы здесь оказались? Вы тоже сбежали из России? Вы против войны?
– Я внучку ищу…
– Вашу внучку преследовали в России?»
Нина Сергеевна разыскивает внучку и вспоминает, какая «ладная девка» была Олька в детстве. В школе делала открытки ветеранам к Дню Победы, жалела бабочку, согревая своим дыханием, чтобы оживить… А что сейчас? Сбежала из страны, забыв о родных. Как же так произошло?
Максим Васюнов, сам того, конечно, не подозревая, написал рассказ-молитву. Много раз обращается к Богородице Нина Сергеевна, с мольбой, чтобы спасти заблудившуюся душу. Героиня воплощает в себе черты Родины-Матери, которая просит прощения за своих детей.
«Родина – она одна для всех… Вернитесь, дети. Никто на вас зла не держит, никого не слушайте. Вернитесь, это ваша страна, ваша земля. Не от России вы уехали, не от Родины… Куда вы денетесь от того, что вы русские?» – в шумном баре Нина Сергеевна обращается к тем, кто покинул Россию после февраля 2022 года. Но в ответ слышит слова-плевки, «стебутся» молодые, называют «токсичной».
В Ереване, «в людском вавилонском озере кипели разные краски, народы, наречья», и казалось невероятным найти внучку, словно иголку в стогу сена. Но чудо случается, родные встречаются. В рассказе не сказано, чем занимается Олька в Ереване, как зарабатывает на жизнь. Но явно не тем, что ждёт от неё Нина Сергеевна.
Любит она Ольку, какой бы она не была, жалеет её и всё молодое поколение. Очень точные и верные рассуждения о времени звучат из уст пожилой деревенской женщины:
«Время так ускорилось, так много всего происходит, что вот ещё и четверть века не прошло, а ощущение, будто 21-й век уже прожит. Теперь на одно поколение приходится столько всего плохого да и хорошего, сколько раньше целые цивилизации не проживали. И всё так быстро меняется, как картинки в ваших телефонах».
В самом деле, только закончилась пандемия, началась специальная военная операция.
Старое чёртово колесо в Ереване, которое находится около дома Ольки, выступает символом времени. Максим Васюнов был в этом районе, снимал кино, потому у читателя возникает эффект присутствия. На этом колесе обозрения уже нет кабинок, где можно сидеть и наслаждаться видом, будто нет сегодня места человеку для мирной, спокойной жизни.
Не соглашается с такой участью Нина Сергеевна: «Нет, не может быть, чтобы мир во все века вот так скрипел железной махиной! Не может быть, чтобы цивилизации превратились в круглые пугала».
Что же делать? Вечный вопрос русской литературы звучит в этом произведении из уст деревенской жительницы:
«И почему мы перестали видеть и ценить то Божье, что некогда, даже в самые страшные времена, не пряталось от наших глаз? Скрипят колёса истории, как сейчас содрогается от утреннего ветра это Чёртово колесо, и попробуй за этим грязным эхом из Преисподней расслышать райские шёпоты».
В самом конце рассказа мы узнаём, что после встречи Олька решила оставить бабушке свой новый номер телефона. И в этом заключается высший смысл: Богородица услышала мольбу.
Александр Иванович Казинцев говорил молодым писателям: «В каждом вашем произведении должен быть свет. Не холодный неоновый, а от сердца, тёплый. После прочтения должна оставаться надежда. Пусть это будет лучик надежды». Вера, Надежда, Любовь для него, как воцерковлённого человека, были жизнеутверждающими понятиями.
«Чёртово колесо» – рассказ-притча, художественное произведение и одновременно документ нашего драматичного времени.
Несложно заметить, что русская деревня, последние крестьяне в произведении противопоставляются мегаполисам и городским жителям. Лингвистическая близость слов «крестьянин» и «христианин» говорит о том, что в основе нравственных идеалов должны находиться христианские заповеди, ценности. Пока стоит деревня, пока живёт Нина Сергеевна, стоит и страна.
Необходимо добавить, Максим Васюнов – один из авторов манифеста «Новой волны деревенской прозы», который в мае был провозглашён группой писателей. Эта проза не с бытовым, «заземлённым» содержанием, а с широким философским взглядом на мир. И рассказ «Чёртово колесо» – очередное яркое тому подтверждение.
г. Северодвинск