Анатолий БАЙБОРОДИН. Поклонное слово журналу «Родная Кубань»
В эпоху рассвета русской, народной литературы, когда в искусство вошло простолюдье от серпа и молота, журналы издавались миллионными тиражами; и едва, бывало, типографская краска высохнет, читающий люд расхватывал журналы. Книгочеи усердно и вдохновенно читали, пристально следили за литературными новинками; и талантливые произведения прозы, поэзии, публицистики, критики в журналах появлялись раньше, чем в книгах. Да и, случалось, лишь благодаря успешной журнальной публикации некие сочинения обращались в книги, а писатель обретал имя. Вспомним хрестоматийный случай: в некрасовском «Петербургском сборнике» – суть, альманахе, журнале – увидело свет сочинение юного писателя «Бедные люди», которое открыло читающей России и Европе русского гения Федора Достоевского.
Словом, российские литературные журналы испокон века открывали дарования, маловедомые книгочеям, и созидали писательские имена. Скажем, «деревенскую прозу», величаво и скорбно прозвучавшую на весь читающий мир, открыл всесоюзный журнал «Наш современник» вкупе с «Москвой» и «Молодой гвардией»; но первые публикации именитых русских писателей, живших в провинции, случались обычно в губернских журналах, подобных «Родной Кубани», коя нынче празднует юбилей.
Русские властители дум и правящие сословия уже в средневековье распались на два враждебных крыла: славянофилы (русофилы, почвенники) и западники либерального толка. Раскол в боярской среде дал зримые плоды и при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, и ещё раньше, при великом русском царе Иване Грозном, что сурово расправлялся с холопами Европы. Холопы, подобно предателю Курбскому, охотно обретали «вольные» западные нравы и шли на услужение западным державам, вздымая меч на родной народ. Если Иван Грозный любил и оборонял русский мир, то царь Пётр Алексеевич, очарованный, околдованный западным миром, подверг осмеянию и гонению исповедников исконного русского, народно-православного миропонимания и мироустройства.
А в позапрошлом и прошлом веках брань славянофилов (русофилов, почвенников) и западников из средневековой устной и письменной брани перекочевала на журнальные страницы, и прошлые два столетия над журналами реяли знамёна двух вечно враждующих российских лагерей. Скажем, московский и петербургские западнические кружки храбро сражались со славянофилами в журналах «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Русский вестник».
Славянофильство, уже – русофильство, без теоретического обоснования исповедовали уже и Пушкин, Даль, Языков, Гоголь, Тютчев, воспевающие любовь к православно-самодержавным, русским национально-историческим и народным (крестьянским) идеалам. Позже идейный вождь славянофилов, поэт Алексей Хомяков, а так же Киреевский и братья Аксаковы обосновали литературное течение; в те же годы почвеннической ветвью приросли к сему древу Федор Достоевский с братом и прочие.
Царская власть и дворянство, что не в Бога, а в мамону богатело, восхищались Европой, благосклонно относились к западникам и косо поглядывали на славянофилов; а посему у исповедников самобытного русского пути с изданиями было весьма худо, хуже, чем у богатых и влиятельных западников; но вопреки тому сочинения славянофилов печатались в «Москвитянине», а также в различных сборниках и газетах, подвергаясь суровому цензурному надзору. А западники южной и северной столицы, где среди прочих литераторов Белинский, Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин – в журналах «Московский наблюдатель» и «Отечественные записки» живописали прелесть западного мира и мрак русского.
Во второй половине прошлого века противостояние западников и русофилов особо жарко выразилось в полемике журналов «Новый мир», либерально-космополитического, прозападнического толка, и «Молодая гвардия», ставшая правопреемницей славянофильских изданий ХIХ века.
Хрестоматийные сведенья приведены в заметке лишь ради поклона журналу «Родная Кубань», который в отличии от большинства национально обезличенных губернских изданий откровенно и ярко продолжил традиции российских журналов, проповедующих русские народно-православные идеалы, возглашённые Пушкиным и Достоевским. В русской национальной проповеди «Родная Кубань» близка знаменитому журналу «Наш современник», который, повторю, в былые лета открыл читающему люду «деревенскую прозу», прославленную на весь мир.
Каков поп, таков приход… Коли редактор – заурядный сочинитель, то и журнал заурядный; хотя, случалось, благодаря сотрудникам и при эдаком редакторе рождались добротные журнальные издания; а коли уж главный редактор – талантливый писатель, то и на журнальных страницах талантливые сочинения. «Родной Кубани» посчастливилось – восемнадцать лет издание возглавлял Виктор Лихоносов, выдающийся русский писатель, коего советские критики поминали в череде классиков прошлого века вслед за Распутным, Беловым и Носовым. Посчастливилось «Родной Кубани» и в 2017 году, когда журнал возглавил Юрий Павлов, доктор филологических наук, профессор Кубанского государственного университета, литературный критик, в нынешнем веке, на мой взгляд, превосходящий прочих критиков по ярко выраженной народности, по глубине и академической основательности критических сочинений.
А с критикой в русской литературе испокон веку – беда, о чем горевал даже Александр Пушкин, издатель и редактор журнала «Современник». «Меня десять лет сряду хвалили Бог весть за что, а разругали за «Годунова» и «Полтаву». У нас критика, конечно, ниже даже публики, не только самой литературы».
Через полтора столетия после Пушкина Валентин Распутин, коему, казалось бы, грех ругать российскую критику, высоко оценившую его сочинения, тем не менее писал в предисловии для книги талантливого сибирского писателя Алексея Зверева: «Критика наша, надо признать, довольно неповоротлива. Она как в святцы заглядывает в одни и те же имена, по которым и судит о состоянии всей литературы. Литература между тем и полнее и глубже, и при всей несвежести сравнения ее с айсбергом, оно, однако же, остаётся достаточно верным: то, что попадает в поле критического внимания, есть лишь малая часть действительной мощи нашей литературы. Там, в глубинах и на просторах России, многие и многие писатели чутко и верно улавливают происходящие в обществе духовные и нравственные движения и говорят о них с болью и верой, говорят честно и талантливо. И дело тут не в похвалах, которыми они обделены, а в том, чтобы высокую и чистую проповедь их книг знал и понимал наш так называемый большой читатель».
И в нынешнем веке водились угодливые критики, что обихаживали писателей, прославленных рабоче-крестьянской державой на весь белый свет, лукаво возлюбив мастеров не за слово а за славу, грея руки в жарком сиянии писательской славы. Юрий Павлов, избежал сего искушения без труда, ибо по натуре – русский воитель, обороняющий в статьях отечественную литературу от хазарского нашествия русскоязычных сочинителей, – либо мертводушных космополитов либо воспевающих презрение к русскому миру.
Юрий Павлов – автор более ста критических и литературоведческих статей, вошедших в две его книги либо ждущих книжного воплощения; и разумеется, большинство статей посвящены творчеству выдающихся русских писателей, подобных Василию Белову и Владимиру Личутину; но даже если Юрий Михайлович пишет статьи о талантливых литераторах и критиках, подобных Станиславу Куняеву, Юрию Казакову, Владимиру Максимову, Вацлаву Михальскому, Вадиму Кожинову, Михаилу Лобанову, Юрию Селезнёву, то и эти статьи – не похвалы взахлёб, но пристальные исследования, где, опять же, даны живые картины противостояния в российской литературе русского народно-православного и русскоязычного, впадающего в русофобию и богохульство.
Речено: бей своих, дабы чужие убоялись, чем, помнится, славился талантливый литературный критик и публицист Владимир Бушин, который, бывало, разбушуется, то и живых русских классиков не жалеет. Но в статьях Бушина бушевала публицистика, затмевая исследование, а Юрий Павлов даже если и указывал своим литераторам на идейные, художественные промахи, то сроду не покушался на всё их творчество, а тем паче не касался личностей. Скажем, подверг критическому разбору книгу нынешнего корифея «Заметки о нескольких сюжетах в книге Прилепина «Есенин: обещая встречу впереди», но уже в прологе и оговорился: «Сразу скажу о своём восприятии Прилепина, чтобы заранее снять некоторые вопросы и суждения читателей, не согласных с предложенным пониманием книги. Я тепло относился и отношусь к Прилепину-человеку. Уже чувствую на расстоянии, как напряглись или иронично заулыбались, или начали ругаться – в том числе нецензурно – либералы и часть патриотов. Я восхищался и восхищаюсь Донбасским периодом жизни Прилепина. Не случайно в 2017 году на обложке первого номера редактируемого мной журнала «Родная Кубань» появилось фото Захара, что вызвало предсказуемую негативную реакцию у многих моих друзей и единомышленников. Я считаю Прилепина одним из лучших эссеистов современности и планирую написать восторженную статью о книге «Истории из лёгкой и мгновенной жизни» (М., 2020). У меня противоречивое отношение к Прилепину-прозаику. Уровень его художественных произведений очень разный – от несомненно высокого до почти провального…»
Большая честь писателю, чей портрет украсил обложку журнала «Родная Кубань» в соседстве с Достоевским, Гончаровым, Чеховым, Шукшиным, Распутиным, Лихоносовым, Кузнецовым, Зиновьевым; а мог бы оказаться на обложке и портрет Виктора Астафьева, ибо несмотря на критические статьи о идейном шатании, блуждании позднего Астафьева[1] Юрий Павлов, думаю, высоко оценивал его «Царь-рыбу», «Последний поклон» и прочие сочинения.
Некие критики любят на страницах журналов и на литературных сайтах выстраивать почётные писательские ряды, а главные редакторы журналов – редколлегии, уподобляя их «Доске почёта». Писатели, молодые и ветхие, сгорая в честолюбии и ревности, с великим нервным напряжением созерцают почётные ряды и журнальные редколлегии, высматривая своё имя и благодаря либо кляня создателей рядов и редколлегий. Словом, сомнительный промысел выстраивать ряды в литературе, и тем не менее, набравшись храбрости и дерзости, скажу: если, исходя из народности и русскости, однажды повеличают российских литературных критиков нынешнего столетия, то критические сочинения Юрия Михайловича Павлова войдут в череду произведений, по праву повеличенных классическими, истинно русскими, где с духовной страстью, горней мудростью и глубинным знанием повествуется о творчестве писателей прошлого и нынешнего века.
Но вернёмся к журналу «Родная Кубань»… Большинство губернских журналов пребывают в идейной дремоте, плодя среднерусских, заурядных сочинителей; а «Родная Кубань», славная прозой, поэзией, критикой и публицистикой, славна и просветительской деятельностью. На базе факультета журналистики Кубанского государственного университета родился Всероссийский центр русской словесности, где ежегодно проходят литературные чтения, посвящённые Виктору Лихоносову и Юрию Селезневу; и на чтения съезжаются известные литераторы творческой России.
В завершение поклонного слова поздравляю журнал «Родная Кубань» с юбилеем, желаю и впредь верно служить русской литературе нынешнего века.
15.09.2023
[1] Юрий Павлов. «Виктор Астафьев, «потаённый» и явленный. Знаки судьбы «позднего» писателя»; «Солдатская правда» Виктора Астафьева – кривда о человеке и времени» и др.